Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

«Если бы Вы были моим мужем, я бы подсыпала Вам яд!»

«Бог наверняка не хотел, чтобы в момент сотворения мужчины женщина давала ему советы»

«Нобелевская премия - это знак благодарности за то облегчение, которое я  доставил миру, ничего не напечатав в текущем году»
Бернард Шоу

Ирландский писатель и лауреат Нобелевской премии Джордж Бернард Шоу родился 163 года назад, 26 июля 1856 года. Возненавидев работу клерком, Шоу начал писать и на протяжении 10 лет осаждает издательства: на рассмотрение было отправлено в общей сложности около 60 произведений. Все эти попытки не увенчались успехом, а прежде, чем Шоу получил признание, предстояло проделать ещё немало работы, пережить множество неудач и справиться с политическим давлением.
https://historytime.ru/wp-content/uploads/2017/05/shou.jpg
Джордж Бернард Шоу славился не только литературным талантом, но и потрясающим остроумием. К нему на язык боялись попасть даже самые знатные острословы. Любую неловкую ситуацию он мог перевести в шутку, хотя добрым этот юмор назвать можно было далеко не всегда.

Многие из этих историй давно стали анекдотами, и сегодня довольно трудно определить, действительно ли они происходили в жизни Бернарда Шоу.

Бернарда Шоу не смущали ни достаток, ни социальный статус собеседников. Однажды его пригласили в дом состоятельной семьи, и дочь хозяина принялась развлекать гостей игрой на рояле, пытаясь произвести впечатление на именитого гостя. Предвкушая положительный ответ, хозяин дома спросил у драматурга: «Вы, кажется, любите музыку?». «Конечно, – ответил Шоу, – но пусть это не мешает Вашей дочери музицировать».

А вот это скорее легенда, уж очень многим приписывают эту пикировку - даже знаменитому Роберту Вильямсу Вуду, не менее шкодливому и острому на язык гению. Само собой, и Черчиллю, которому вообще приписывают все яркие высказывания тех времен.

Некая рассвирепевшая дама заявила писателю: «Если бы Вы были моим мужем, я бы подсыпала Вам яд!». На что драматург не раздумывая ответил: «Мадам, если бы Вы были моей женой, я бы сам принял яд». Подобный диалог звучит и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где в роли незадачливой дамы выступила Наталья Крачковская.

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/4/17/02_T1LAhma.jpg

Бернард Шоу и Стелла Патрик Кэмпбелл

Не пожалел он и другого состоятельного господина, придающего деньгам слишком большое значение. Однажды некий американский финансист спросил, о чем думает драматург, и пообещал дать ему доллар, если тот ответит. Бернард Шоу скромно проронил: «То, о чем я думаю, не стоит этих денег». Финансист настаивал: «О чем же?». Пришлось признаться: «Я думаю о Вас».

Малоизвестным фактом является то, что Шоу увлекался боксом и даже участвовал в соревнованиях. К спорту, равно как и к литературе, он относился очень серьезно и ревностно. И не терпел ни там, ни там халтурщиков и посредственностей. Однажды к нему обратился баскетболист с просьбой оценить его литературные начинания. Писатель ответил: «Прочитав ваши сочинения, я понял, почему вы не стали хорошим баскетболистом. Дело в том, что вы не умеете вовремя бросать в корзину». Оценил ли спортсмен метафору – история умалчивает.

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/4/17/01_je7cxJ8.jpg С женой

Бернард Шоу не доверял голливудским режиссерам и неоднократно отказывался от экранизаций его пьес. Одному чересчур настойчивому режиссеру он ответил согласием, но выдвинул такие условия: название фильма должно быть не таким, как название пьесы, содержание постановки должно сильно отличаться от литературного источника, нигде в титрах нельзя упоминать имя Бернарда Шоу. Интересно, смог ли оценить режиссер остроумие драматурга?

Однако находились и такие собеседники, которые не терялись в ответ на остроты писателя. Как-то после спектакля Бернард Шоу сказал исполнительнице главной роли: «Божественная! Великолепная!». «Вы льстите», – смутилась актриса. «Но я имел в виду пьесу», – язвительно заметил драматург. Актриса не растерялась: «И я тоже!».

Женщин писатель вообще не щадил. Однажды он сказал, что быть влюбленным значит неподобающим образом переоценивать разницу между одной женщиной и другой. Когда на одном из приемов некая дама спросила Бернарда Шоу, почему Бог сначала создал мужчину, а потом – женщину, он ответил: «Бог наверняка не хотел, чтобы в момент сотворения мужчины женщина давала ему советы».



Будущий̆ драматург родился в семье торговца зерном, однако вскоре после рождения сына отец потерпел неудачу в бизнесе и начал пить. Очередное потрясение постигло Бернарда в 15 лет, когда его мать сбежала с любовником и дочерьми в Лондон. Писатель неоднократно говорил, что родители не несли за него никакой моральной ответственности, довольствуясь лишь самим фактом его существования. Впрочем, сам драматург относился к этому с юмором:

«Отец всегда очень яро агитировал меня к тому, чтобы я не следовал его дурному примеру. Именно поэтому я не курю, не пью и не бреюсь».

С самого детства Шоу отличался от сверстников и по любому поводу имел собственное мнение. Особое недовольство у него вызывала традиционная система образования, поскольку Бернард учился в протестантской школе, где точным наукам уделяли гораздо меньше внимания, нежели духовным дисциплинам. Кроме того, пастыри нередко прибегали к физическим наказаниям. Впоследствии Шоу вспоминал, что был одним из худших, если не последним учеником в классе, и называл школу самым вредным этапом своего обучения:

«Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю».

Так как у родителей не было денег отправить Бернарда в университет, он решил начать работать. Дядя устроил его клерком в компанию по продаже недвижимости. По долгу службы нередко Шоу приходилось собирать квартплату с жителей трущоб Дублина, что сильно повлияло на юношу и спустя годы нашло отражение в его пьесе «Дома вдовца».

«Дом, где разбиваются сердца» — пьеса ирландского драматурга Бернарда Шоу с подзаголовком «Фантазия в русском стиле на английские темы»м

«Дом, где разбиваются сердца» — пьеса ирландского драматурга Бернарда Шоу с подзаголовком «Фантазия в русском стиле на английские темы»м

Работу в компании Шоу не любил, поэтому по достижении 20 лет решил в корне поменять жизнь — уехал к сбежавшей матери в Лондон. Там он часто посещал библиотеки и там же начал создавать свои первые произведения. Однако успех пришёл не сразу. На протяжении девяти лет Шоу осаждал издательства, отправив на рассмотрение более 60 произведений. Но везде получал отказ.

Долгие скитания по издательствам прекратились после того, как однажды в руки писателя попал «Капитал» Карла Маркса. Проникнувшись идеями немецкого философа, Шоу вступил в Фабианское общество, которое продвигало идеи социализма. Там он стал активно выступать с лекциями и проявил себя как талантливый оратор.

Как-то во время посещения читального зала Британского музея Шоу познакомился с одним из участников Фабианского общества — писателем Уильямом Арчером. Он помог ему устроиться в Pall Mall Gazette, где Шоу впервые попробовал себя в качестве критика — сначала театрального, а после и музыкального. Яркие и оригинальные статьи тут же вызвали интерес читателей, а поэт Уистен Оден даже назвал Шоу «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен».

Вскоре Бернард Шоу начал создание новой драматургической системы, пропагандируя творчество Генрика Ибсена. Он сочинил критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма», в котором охарактеризовал новаторство Ибсена как разоблачение буржуазной морали и разрушение фальшивых идеалов. Постановщик пьесы Ибсена «Приведения» Дж. Т. Грейн заинтересовался этюдом и предложил Шоу самому написать пьесу для Независимого театра. Однако пьеса «Дома вдовца», с которой началась «новая драма» в Англии, не имела большого успеха. После двух спектаклей её сняли с постановки.

В последующие шесть лет цензура упрямо не допускала пьесы Шоу к постановке, памятуя прошлый опыт безуспешной постановки по произведению драматурга. Тогда ему пришлось издавать свои произведения при помощи меценатки Шарлотты Пейн Таунсенд, на которой писатель впоследствии женился.

Звездный час драматурга наступил в 1904 году, когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес, среди которых были «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и другие. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стала пьеса «Пигмалион», которая имела оглушительный успех.

Во времена Первой мировой войны Шоу опубликовал критический очерк «Война с точки зрения здравого смысла», где осудил действия как Германии, так и Англии, призывая обе стороны к переговорам. За эту публикацию Шоу исключили из Клуба драматургов.

Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 году, возвратила Шоу былую славу. Спустя еще год он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Писатель неоднозначно отреагировал на это. Он принял награду, назвав её «знаком благодарности за то облегчение, которое он доставил миру, ничего не напечатав в текущем году». При этом от денежных средств Шоу отказался, не лестно отозвавшись об учредителе премии Альфреде Нобеле:

«Я готов простить Альфреду Нобелю изобретение динамита, но только дьявол в людском обличии мог выдумать Нобелевскую премию».

Через несколько лет Шоу отправился в путешествие по миру, когда и посетил СССР. Во время этой поездки писатель лично встретился с Иосифом Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране перемены и высказывал поддержку действующей коммунистической власти.

«Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели», — говорил писатель по возвращении в Англию.

Он твердил, что Англия должна как можно скорее последовать примеру России. В ответ на эти слова критики заявляли, что Шоу нельзя воспринимать всерьез. Впрочем, чем более нелепыми, по мнению идеологических противников писателя, были эти высказывания, тем больше они вызывали обсуждений.

Рожденный и воспитанный протестантом среди католиков, живущий как ирландец среди англичан, пуританин среди эстетов в театральном мире, прогрессист среди консерваторов в политическом окружении, Бернард Шоу всегда атаковал мир, в котором жил. Он пытался уменьшить дистанцию между истиной и действительностью, чтобы помочь людям выйти на новый уровень общественной зрелости. И даже после смерти писателя 2 ноября 1950 года эта атака не завершилась и продолжает жить в его произведениях.



https://24smi.org/celebrity/3983-bernard-shou.html#tableofcontents3
https://regnum.ru/news/cultura/2428145.html
Tags: Интересно
Subscribe

Posts from This Journal “Интересно” Tag

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments