Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Космическая мечта Волка из Змиева

Ровно 30 лет назад произошло событие, которое, если смотреть на него со стороны, не зная причин и деталей, могло бы показаться загадочным. Начиная с 29 июля 1984 года летчик-космонавт СССР Игорь Волк один за другим, в темпе вальса, как говорится, слетал в качестве первого пилота на: вертолете МИ-8, пассажирском лайнере Ту-154 и истребителе МиГ-25

А все дело было в том, что Волк только что вернулся из космического полета на «Союз Т-12», который он совершил в компании с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой. Но сначала небольшое биографическое отступление.



Путь в небо начинался в Змиеве

Игорь Волк родился в 1937 году неподалеку от Харькова в махоньком, но историческом городке Змиев. Там же пошел в школу, которую, правда, оканчивал уже в Курске — семья много ездила по стране.

У уроженца Змиева было недюжинное здоровье и стандартная для многих мальчишек послевоенных лет мечта — стать летчиком. И он им стал. Пошел служить в армию, оттуда — в Кировоградское училище военных летчиков. Выпустился досрочно — так блестяще учился Игорь Волк, там мастерски летал, что даже у бывалых авиаторов от восхищения открывался рот — ну дает парень!

Впрочем, судьба летчика могла у него стать обычной — служба в нескольких гарнизонах, академия. К отставке дали бы полковника. В лучшем случае. Забегая вперед, скажем: полковника таки дали. В 87-м. Но сначала — в 1963 году, полетав на лучших советских бомбардировщиках Ил-28 и Ту-16, Игорь Петрович Волк уволился из рядом ВВС ВС СССР в звании капитана. И на то была веская причина.

Кому понадобился капитан Волк

Началась эпоха космоса. Она привела с собой в нашу жизнь множество научных и производственных задач, на первое место в решении которых выходили летчики. В первую голову, естественно, летчики-испытатели. Отдельно был набран Отряд космонавтов СССР. Его история хорошо известна. Меньше мы знаем об истории проекта многоразовых космических кораблей. В ней был свой отряд. И отбор в него велся еще жестче, чем в космонавты. Интересно, что в интересах секретности, производства и управления все испытатели этого отряда были выведены из прямого подчинения Министерства обороны СССР и переведены в зону ответственности Минавиапрома. Для того и понадобилось увольняться капитану Волку.

В 1964 году в Советском Союзе разработали концепцию, а через два года начали воплощать в жизнь программу авиационно-космической системы «Спираль», состоящую из орбитального самолёта, который по технологии «воздушный старт» выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

В срочном порядке ОКБ Микояна разработало предтечу будущих «космических челноков» — специальный самолет Миг-105.11, который и испытывал Игорь Волк. Не один, конечно. Кроме него, в отряд пришли самые известные, опытные летчики-испытатели. Впоследствии в него вошел даже побывавший в космосе Герман Титов. Игоря Волка взяли по причине того, что именно к нему применимо было высказывание «летает как бог».

Надо ли говорить, что все происходило в страшной спешке. Первыми орбитальные полеты на возвращаемом «челноке» задумали американцы. Советские конструкторы предложили свой проект годом позже, но всего за пару лет вырвались так далеко, что опередили американские проекты «челноков» на пятнадцать лет. Причем, во всем — начиная от жаропрочной плитки на обшивку аппарата, до качества системы управления.

У Игоря Волка и его товарищей была крайне опасная работа. Не все Миг-105.11 были испытаны удачно. Слава богу, обошлось без жертв. Жизни летчиков берегли еще и полеты аппаратов вспомогательной программы «БОР», многие из элементов которой были заимствованы по фотографиям в технической прессе американцами.

Через тернии — к звездам

В обывательском сознании бытует представление о космонавте как о человеке, которого, словно мешок с песком, ракета доставляет на орбиту, где его главной задачей является смотреть с доброй улыбкой в иллюминатор на Землю и ласково махать нам всем оттуда рукой. На деле же это громадный труд. Как в пилотировании, так и в выполнении многих и многих технических и научных заданий.

Летчик-испытатель Игорь Волк мог полететь и в семидесятых. Но то очередь не подходила, то программу «Спираль» стараниями маршала Гречко, считавшего ее блажью, прикрывали. К тому же были в программе космических полетов и более срочные задачи, чем полеты «челноков».

Наконец, когда стало известно о том, что родственная американская программа продвинулась достаточно далеко, приняли решение вернуть к жизни обновленную программу полетов многоразовых кораблей, которая теперь называлась «Буран». Волк должен был лететь для космической тренировки в 1980-м, потом еще через два года. Наконец, с третьей попытки полетел в 1984-м с Джанибековым и Савицкой.

У последних двух были свои задачи в этом полете. Сверхопытный испытатель Игорь Волк летал с одной целью — проверить самочувствие и работоспособность пилота будущего «Бурана» при спуске на землю из космоса, и сразу после него. Для того и летал Игорь Петрович после двухнедельной невесомости сразу с большими и разнообразными перегрузками на вертолете, пассажирском самолёте и истребителе. Он испытатель. Такая у него профессия.



Члены экипажа космического корабля "Союз Т-12" перед стартом. Справа налево : космонавт-исследователь Игорь Волк, бортинженер Светлана Савицкая и командир корабля Владимир Джанибеков.

Крест на мечте

Мечта, к исполнению которой паренёк с Харьковщины шел более двадцати лет, приближалась. 10 ноября 1985 года первый полноразмерный аналог «Бурана» прошел последние перед стартом в космос испытания — атмосферный полет. Пилотировали машину лётчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Ситанкявичус. Лучшие испытатели страны, они провели 13 рулежек и пять горизонтальных полетов на этой специальной версии «Бурана». Оба должны были повести его в исторический полет.

Увы, он прошел без них 15 ноября 1988 года. Людьми рисковать не стали. Все блестяще исполнили бортовые компьютеры (лучшие на то время в мире). Но сохранилась видеозапись того, как с играющим желваками от волнения лицом Волк смотрит на полет. Он живет полетом, он там — в кабине «Бурана». Но его там на самом деле нет. Кто способен выдержать такой удар судьбы?

Игорь Волк годом ранее, в возрасте пятидесяти лет, был отправлен в отставку в звании полковника. По состоянию здоровья. Римантас Станкявичус погиб через два года на авиашоу в Италии. На мечте судьба поставила свой жирный крест.

Проект «Буран» был сначала приостановлен на пару лет. А в 1993 году совет руководителей предприятий НПО «Энергия» окончательно закрыл его. России Ельцинастало не до «Буранов». Космические «челноки» стали чисто американским бизнесом.

В отставке

Осталось рассказать, что было далее с нашим героем. Числясь в отряде космонавтов до 1995 года, Игорь Волк в отставке занимался в основном общественной работой — был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986-1990 гг. и президентом Федерации любителей авиации с 1988 года. В девяносто втором он молодецки еще принял участие в трансконтинентальном перелёте Москва — Канберра — Москва на самолётах Як-18Т. Как всякий большой и истинный патриот, не мог стоять в стороне и спокойно смотреть, как гибнет российское авиастроение. Поэтому Игорь Волк 21 ноября 2013 года был среди тех деятелей науки и промышленности, которые подписали открытое письмо президенту России с требованием поддержать производство отечественных самолётов.

Игорь Петрович Волк ушел из жизни в 2017 году, дотянув до восьмидесяти. Возраст для людей его профессии почти немыслимый. Он летал на всех типах советских самолетов. И только космический полет на «Буране» остался мечтой, до которой было уже рукой дотянуться. Тоже, знаете ли, редкая судьба.

Олег Измайлов, http://naspravdi.info/novosti/kosmicheskaya-mechta-volka-iz-zmieva
Tags: Космос, Насправди
Subscribe

Posts from This Journal “Космос” Tag

  • Космос должен быть американским или безлюдным!

    До марта 2020 года Соединенные Штаты отправят астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) на собственном пилотируемом космическом корабле,…

  • Мы впереди планеты всей

    О недостатках космичской отрасли России не писал только ленивый. Отказы, аварии, задержки выполнения практически всех программ, сокращение количества…

  • Сатурн почти не виден

    Издательство «Манн, Иванов и Фербер» любезно поделилось с нами главой из нового научного комикса «Космос». Домашние питомцы…

  • Рогозину вопреки

    Чиновники приходят и их уходят - а Россия остаётся! Судя по публикациям — в том числе довольно паническим и немного чересчур…

  • Склоки в космосе

    Алексей Овчинин не смог с первого раза включить антропоморфного робота Skybot F-850, ранее называвшегося Федор, и предложил воспользоваться молотком…

  • Фёдор не тонет

    Во вторник в павильоне "Роскосмоса" на МАКС-2019, куда президент Владимир Путин прибыл с Эрдоганом, главы двух стран связались по телемосту с МКС.…

  • Федя извинился

    Федор, ведущий аккаунт в "Твиттере", извинился за опоздание. "Прошу прощения за задержку. Застрял в пробке. Готов к продолжению…

  • Фёдора убедили пристыковаться к МКС

    Пилотируемый корабль «Союз МС-14» с роботом Федором на борту со второй попытки успешно пристыковался к Международной космической станции.…

  • Россия против США: Космические корабли ближайшего будущего

    Постепенно уходят в прошлое космические корабли, созданные в годы холодной войны. Оказавшийся неэкономичным «Спейс шаттл» в последний раз…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments