Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Атомные властители небес

В августе 1955 года Совет министров СССР принял постановление,  дав старт разработке ядерных двигателей для самолетов. Это было абсолютное новое направление исследований, а потому политическое руководство страны конструкторов и инженеров не торопило.

Однако планировалось, что через два-три десятка лет можно будет начать серийное производство боевых самолётов разного назначения, оснащенных ядерной силовой установкой (ЯСУ). К разработке самолетов были привлечены конструкторские бюро А. Н.Туполева и В. М.Мясищева. Разработкой авиационного реактора занимались в Курчатовском институте. Проектированием ядерной силовой установки занимались КБ Н. Д.Кузнецова и А. М.Люльки. То есть к работе были привлечены лучшие специалисты страны.


http://img.diffamo.ru/image/article/4/4/8/1448.jpeg

И первые результаты появились довольно быстро.

В 1958 был готов наземный стенд и самолёт Ту-95ЛАЛ (заказ 247) с ядерным реактором в грузоотсеке. Реактор был оснащён гидравлическими подъёмниками для удобства обслуживания. Первый пуск реактора наземного стенда был произведён на семипалатинском полигоне в 1959 году. Самолёт был переоборудован к 1961 году и с мая по август было выполнено 34 полёта.

Выполнялись полёты как с горячим, так и с холодным реактором. В основном, проверялась биологическая защита кабины экипажа. По результатам испытаний было решено продолжать работы по данной теме. Начались работы по проектированию экспериментальной машины «119».

На Ту-119 предполагалось установить два внутренних ТВД с теплообменниками типа НК-14А и два внешних — штатные НК-12М. К началу 70-х годов планировалось начать лётные испытания самолёта. Следующим этапом планировалось создать полноценный боевой самолёт противолодочной обороны с ЯСУ — четырьмя НК-14А. Предполагалась большая длительность полёта, ограниченная только возможностями экипажа.

Параллельно у Антонова создали и Ан-22ПЛО — сверхдальний маловысотный самолёт противолодочной обороны с ядерной силовой установкой.  в ОКБ Антонова на базе Ан-22. Его силовая установка включала разработанный под руководством А. П. Александрова малогабаритный реактор с биозащитой, распределительный узел, систему трубопроводов и специальные ТВД конструкции H. Д. Кузнецова. Hа взлёте и посадке использовалось обычное топливо, а в полете работу СУ обеспечивал реактор. Расчётную продолжительность полета определили в 50 ч., а дальность полета — 27 500 км. В 1970 г.

Ан-22 № 01-06 был оборудован точечным источником нейтронного излучения мощностью 3 кВт и многослойной защитной перегородкой. Позже, в августе 1972 г., на самолёте № 01-07 установили небольшой атомный реактор в свинцовой оболочке.

Примерно в это же время исследованиями по самолётам с ЯСУ занимались и в США. Как и в СССР, проводились полёты с работающими реакторами на борту. Но, приблизительно в одно время,  все работы по ЯСУ атмосферных летательных аппаратов были прекращены.

Причины называют самые разные.

Во-первых, возник вопрос о создании эффективной защиты экипажа, которому долгое время пришлось бы проводить рядом с работающей ядерной установкой. Но если здесь были определенные наработки, то найти решение второй проблемы приемлемым способом бы не удалось. А именно — как избежать радиоактивного заражения местности в случае какого-нибудь ЧП с атомолётом. Ну и кроме того, нельзя было не принимать во внимание дороговизну проекта.

Именно вторая причина и имеет право на жизнь. В СССР сместили Хрущева и пришедший ему на смену Брежнев не видел необходимости вкладываться в проекты, эффект от которых мог наступить или не наступить через десятилетия. Поэтому по инерции еще над проектами работали, ав начале 70-хони тихо умерли - ведь в США подобные работы прекратились ранее и стимул "не отстать!" исчез.

Точно так же и по тем же причинам убили Лунную программу и множество иных проектов, которые могли бы на протяжении поколений стимулировать развитие СССР, давать зримые результаты и давать наработки для тысяч иных направлений развития в гражданской сфере.

Вместо этого началось почивание на лаврах и проедание созданного ранее. Нет, кто-то по инерции еще двигал науку, кто-то что-то создавал, некоторые направления поддерживались, но "эпоха застоя" не зря так называется - это был именно предшествующий загниванию застой. Застой крови в сосудах, который уже при Горбачеве развился в газовую гангрену.

От которой больной скоропостижно и скончался.

http://naspravdi.info/rossiya/pochemu-sovetskiy-soyuz-otkazalsya-ot-atomoletov
Tags: ВВС, Интересно
Subscribe

Posts from This Journal “ВВС” Tag

  • Первый серийный Су-57

    В ходе посещения авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КНААЗ) замминистра обороны Алексей Криворучко подтвердил, что первый серийный Су-57…

  • В России и слоны полетят, если танки не заправят

    Каждый раз получая сообщения об очередной замене производившихся на Украине изделий или о подготовке к такой замене, не перестаю удивляться. Неужели…

  • США имитируют бомбардировку Крыма

    Два стратегических бомбардировщика B-52H Stratofortress ВВС США 19 октября совершили тренировочный полет над Черным морем, один из которых при этом…

  • "Скажи жинке, щоб сиськи на спину перебросила"

    Из жизни легенды: Как-то на совещании у заместителя министра авиационной промышленности СССР создатель Су-27 Симонов /фото ниже/ предложил…

  • Секретная конголезская ПВО против американских супер-разведчиков

    Казалось бы, что может противопоставить одна из беднейших стран Африки самому современному американскому самолёту-разведчику? Однако даже если в…

  • Золотые Ф-35 за злотые гонористых ляхов

    Польские ВВС вскоре смогут получить новейшие американские истребители. Вчера, 11 сентября, портал defensenews.com сообщил о том, что Государственный…

  • Су-57 удивил

    Никогда о таком даже не слышал, но факт подтвержден видео. На тренировочных полетах в Жуковском (Московская область), предшествующих выступлению на…

  • Бомбардировочные планы России

    В 2019 году состоится выкатка и начнутся испытания первого глубоко модернизированного бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МСМ, а в конце 2020 года…

  • Белый лебедь в Сирии и не только

    Учебный полет сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 и его боевое применение в Сирии уместили в трехминутный ролик.…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments