Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил

- Вы поэт?
- Нет, я одессит.

Формально, Биндю́жник — название профессии XIX—начала XX века в Одессе и некоторых портовых городах юга России. Имеет два значения: человек, занимавшийся грузоперевозками на пароконной повозке, т. н. «площадке», ломовой извозчик; портовый грузчик.

В историю вошли именно грузчики. Кстати, большинство из них в Одессе были евреями.



Итак, риторические вопросы: Кто они, эти загадочные биндюжники? Зачем они сидели в пивной? Почему дружно вставали?

Биндюжники – кто они такие и зачем вставали в пивной

В словаре В. И. Даля указывается: «биндюх, биньдюх — рыдван, большая или троичная извозная телега, на которую валят до ста пудов» (1600 кг).

https://zagadki-istorii.ru/ris/binduzniki.jpg

Сейчас слово «биндюжник» употребляют в значении «грубый, неотесанный мужлан». Но прообразом его стали весьма успешные одесские предприниматели.

Одесский торговый порт в середине XIX века делил первое место по товарообороту с Санкт-Петербургским портом. А в конце века оборот Одесского порта уже превышал оборот Санкт-Петербургского в два раза. Все прибывшие или отправляющиеся торговые суда надо было как можно быстрее разгрузить или загрузить. И для того чтобы справиться с непрерывным потоком грузов, понадобились специалисты.

А как это сделать в условиях, когда самым мощным транспортным средством считались телеги на две лошадиные силы?

Биндюжники – кто они такие и зачем вставали в пивной

Грузы перевозили на больших телегах, запряженных двумя лошадьми-тяжеловозами («битюгами»). Чаще всего это были першероны, отличавшиеся выносливостью и силой. Они спокойно и ровно тянули многопудовые платформы с колесами размером в рост человека.

Обычно в грузовую платформу запрягали пару широкогрудых мощных коней с крутыми шеями и огромными мохнатыми копытами. Количество грузов, перевезенных ими за день из порта и в порт, было огромным. С раннего утра до позднего вечера по городу тянулась бесконечная лента из нагруженных огромными ящиками и тюками повозок. Десятки тонн перевезенных биндюжниками грузов складывались в сотни, тысячи, миллионы.

Понятно, что с многопудовыми грузами «неженки» управляться не могли. В биндюжники брали только очень выносливых, физически крепких и высоких мужчин. Работа у них была тяжелая и нервная: в горячую пору уборки урожая в порту шел нескончаемый поток грузовых телег.

Чтобы пробиться через него, требовался и соответствующий склад характера (вспомним наших водителей-дальнобойщиков, например). Поэтому слово «биндюжник» стало использоваться в иносказательном смысле – для определения грубого и драчливого пьяницы.

Появление пароходного сообщения, режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров (порто-франко), а также безудержный спрос на пшеницу обеспечивали в Одессе настоящий ажиотаж вокруг услуг транспортников. В сезон уборки урожая город начинало лихорадить. Над степью стоял непрерывный скрип колес - в город шли сотни тысяч телег, подвод и фур, груженных пшеницей.

У границы города их встречали посредники и торговые агенты. Если бы вся эта сухопутная армада вошла в город - жизнь в нем замерла бы, а сама Одесса утонула бы в море навоза. Именно поэтому заходили туда только биндюги - длинные, особо прочные фуры, намеренно сделанные узкими, чтобы легко проходить по городским улицам и помещаться по несколько в ряд на причалах. Остальные повозки оставались ждать одесских биндюжников, которые принимали товар - кто для складов и магазинов, а кто сразу для вывоза в порт.

Цены на услуги этих работников были просто невероятными - биндюжники запрашивали за то, чтобы довезти товар от склада до гавани, 75 копеек серебром за четверть пшеницы. На фуру помещалось до 20 четвертей (около 100 пудов). В XIX веке даже рассказывали легенду о серебряной биндюге на золотых колесах, которую биндюжники заказали в складчину для «короля биндюжников» - в качестве трона.

Хлебный сезон заканчивался в ноябре, и к началу декабря ажиотаж прекращался.

Поэтому в остальное время биндюжники возили обычные грузы по обычным расценкам, зачастую забираясь со своими биндюгами в Киев, Винницу и Крым. Так что биндюжников вполне можно назвать прообразом современных дальнобойщиков.

Само собой, не брезговали они и контрабандой. Целые вереницы биндюг с контрабандными российскими грузами тянулись на особый причал на Фонтане, где корабли приставали заправиться родниковой водой. Именно там долгое время происходил взаимовыгодный обмен «левым» товаром.

Не чурались биндюжники и того, чтобы при отсутствии контракта подрабатывать на погрузке в порту. Благодаря этому название «биндюжник» со временем распространилось и на грузчиков. А учитывая любовь и самих биндюжников, и грузчиков к крепким выражениям, не вызывает удивления то, что слово «биндюжник» вскоре начало означать просто «грубиян». Однако произошло это уже в XX веке, когда биндюжники исчезли, уступив место грузовикам.

Что до пивной и вставания, то все просто. Во всех портах мира именно в кабаках заключают любые контракты - что по найму моряков, что грузчиков и биндюг. Вот и вставали биндюжники при виде потенциального заказчика.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/295639/1634182.jpg

А знаменитый благодаря песне Костя был очень выгодным заказчиком - свежая кефаль быстро портится и требует мгновенной разгрузки и доставке покупателю.

Так что платил Костя знатно.

Tags: Интересно
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments