Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Русский с китайцем братья навек

“Русский с китайцем – братья вовек.
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
Сталин и Мао слушают нас…”
М. Вершинин, “Москва-Пекин”

Среди двух с половиной тысяч депутатов Народного Совета Китайской Демократической Республики (так у автора, на самом деле "Народной") числится некто под трудно произносимым именем, пригодным, ну, разве что, для сериала “Звездные войны”. … Луниаофу Нигула Иваньовэйци прибыл в столицу Поднебесной из медвежьего угла далекой Внутренней Монголии с единственной, но благородной целью – донести до руководства КНР нужды и чаяния племени “Элосы-цзу”. Продолжая эксплуатировать тему вышеназванной космической киноэпопеи, так и тянет написать, что среди своих монголоидных коллег белобрысый и круглоглазый депутат Луниаофу и впрямь смотрится натуральным марсианином. Только не какой он не марсианин, впрочем, как и не Нигула Иваньовэйци, а самый обыкновенный Николай Иванович Лунев – полномочный представитель одной из 56 официально признанных в КНР этнических групп.



Малая народность “Элосы-цзу” проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, в нескольких позабытых богом селах, примостившихся вдоль берегов реки Ини. Вообще-то семьи “элосов” (этнических, как вы уже догадались, русских) проживают и на севере провинции Хэйлунцзян, и в уезде Аргунь-Юци, но именно в Уйгурии в 2001 году от интернациональных щедрот китайской компартии, создана была Шивей-Русская национальная волость с административным центром в поселке Кульджа.

В принципе, сам факт того, что в Китае проживают русские, не удивителен. В конце концов, никакие другие соседние державы планеты не могут похвастать столь протяженными сухопутными границами. Вот и оседал народец на протяжении столетий по обе стороны (зачастую – весьма условных) рубежей. Еще в незапамятном 1685 году, с чадами и домочадцами перебрались в Поднебесную сибирские казаки-абазинцы, верой и правдой (и за золотые денежки с дырочкой посерёдке) служившие в элитных кавалерийских частях маньчжурских императоров. В 1871 году сопредельные уйгурские земли – те, что вдоль северного берега реки Ини (вместе с крепостью Кульджа – нынешней “русской столицей”), аннексированы были Российской Империей. Не смотря на то, что в 1879 году по Ливадийскому договору вышеобозначеные территории вновь отошли к Китаю, многие тамошние поселенцы не решились покинуть обжитые края. …Как оставить добротные избы, православные храмы, родные могилы на русских погостах. Ну а потом началось бесконечное строительство КВЖД (китайской восточной железной дороги), затем приключилась Революция, после неё – Гражданская Война. К концу 20-х, Харбин наряду с Парижем становится культур-ным и политическим центром русского зарубежья. О “золотопогонной белогвардейской” эмиграции сложены песни, написаны книги, а вот о последовавшим вслед за нею народным – “противоколхозным” бегством, знаем мы, к сожалению, крайне мало. Дело в том, что среди десятков тысяч полуграмотных сибирских и дальневосточных крестьян, не нашлось поэтов и историков. Будь у семиречинских казаков свои Булгаков и Вертинский, глядишь, и узнали бы потомки про то, как под покровом темной ночи и лютого бурана в 30-х (и даже в 40-х), уходили многодетные семьи из постылой Совдепии в дикий северный Китай. …Как потом, в “губернском” Синьцзяне в долг, под будущий урожай, вымаливали они у диковинно ряженых чиновников бросовые земли. …Как отчаянным трудом, покладистым, но твердым нравом, заставили уйгуров считать себя не “круглоглазыми” пришельцами, но достойными уважения людьми и законными хозяевами собственных пашен.

Бежавшим от прелестей “победы социализма в отдельно взятой стране” вдоволь довелось хлебнуть и в азиатской державе. Вот как на забавном русском языке повествует о истории своей семьи и о китайском житье-бытье жительница посёлка Шивэй – Лидия Васильевна Ведерникова (тут и далее из интервью журналу “Дальневосточник”): “Мамка всяку жизнь приняла. Мать её после родов сразу померла. Дедушка отдал её другим людям в дети. Ну, а потом арестовка большая была, когда красный с белым воевал. Только вскорости народ слобождать стали и мамин дедушка пожелал её сюды. Вот она и пошла”.

Далее восьмидесятитрехлетняя Васильевна вспоминает о японской оккупации, во время которой самураи изводили маньчжурских русских подозрениями в шпионаже. Люди боялись лишний раз выйти на улицу, рискуя быть избитыми “для профилактики” японским патрулём.

… “А как японец в Уйгур пришел, то худо стало. Если видим – японцы едут, то бежим сполонятся. Это чичас жизнь легкая, а тогда нет. К реке по воду не пускали, по берегу чяжело было. Японцы спрашивают: “Вы кого тут стояли? Вы за речку в Советы хочите? А ведь тут русские хлеба сеяли и не хотели назад”.

Лидия Васильевна – на четверть китаянка, а покойный её супруг Иван – так и вовсе, наполовину уйгур. Тем не менее, сыновьям-Ведерниковым жениться было непросто, и именно по расовым причинам, ввиду пресловутой “круглоглазости”.

И вновь баба Лида: … “Китайки за мекисов (метисов) не идуть. Во внутренний Китай ездили за женой, тут-то за них не шли. Мекисы за мекисов тоже неидуть, белых хотят”. И всё же, невзирая на указанные трудности, завершает Лидия Васильевна свои откровения на оптимистической ноте: “Чичас-то ничо, всё прошло. Зима не лето, пройдеть и это. Так что теперичи нам не чо ватажится”.

Маодзедуновская революция русских китайцев поначалу пощадила. Видимо, не поднялась рука у Великого Кормчего обижать соплеменников Ленина-Сталина. Наверное, именно поэтому, в отличие от исконно живших вдоль границ китайских семей, русских вглубь страны принудительно не переселили. Впрочем, православный храм в Кульдже – духовный центр русского Китая, “китайские товарищи” снесли до основания. Пропала так же в пору Культурной Революции и чудотворная Табынская икона Божьей Матери, пережившая Революцию Октябрьскую и вывезенная за рубеж атаманом Дутовым.

Тем временем, молодой да зубастый китайский социализм набирал обороты, и перед русскими иммигрантами вновь встал вопрос – “надо ли ехать”. В конце 50-х городские потомки белоэмигрантов массово подались в Австралию, США и Канаду. Деревенские же мужики да бабы.., вы не поверите – в Союз Советских Социалистических Республик. Отец Народов к тому времени уже помер, на просторах СССР бушевала “хрущевская оттепель”, и горе-репатриантов прямиком от границ в лагеря не свезли. Так и жили они потихоньку в глухих приграничных деревнях, без советского гражданства на птичьих правах, и лишь дети этих “иностранцев”, когда срок подходил, удостаивались “серпасто-молоткастых” паспортов вновь обретенной Родины. Такая вот малоизвестная страничка советской истории – не то чтобы массовое, но все-таки возвращение блудных сыновей в колхозный отчий дом.

Постепенно пламенная дружба китайского и советского народов остывала, и вскоре отношение маодзедунского руководства к обитателям славянских деревень стало напоминать тяготы японской оккупации. Многие из оставшихся, от греха подальше, позаписывались кто ханьцами (основной китайский этнос), кто уйгурами. Ситуация трагикомичная, тем не менее, многим советским евреям (финам, немцам, туркам, грекам….) до боли знакомая.

В прежние времена присутствие русских в КНР средствами тамош-ней пропаганды особенно не “педалировалось”. В доперестроечные годы во всем необъятном Китае, проживало якобы всего-то три с половиной тысячи “элосов-цзу”. Однако в последнее десятилетие, ветер рыночных перемен понемногу разогнал над “элосами” хмурые тучи. Более того, удостоившись статуса “малой народности”, китайские русские даже обрели некоторые льготы. В этой связи (и по аналогии с нашими евреями “отъездных девяностых”), псевдо-ханьци и лже-уйгуры принялись в экстренном порядке вновь перезаписываться, но теперь уже обратно в русские. В 2001 году, в свежеобразованной Шивей-русской волости насчитывалось 7, в Сньцзян-Уйгурской автономии -11, и по стране в целом – 19,5 тысяч русских граждан КНР. Короче, ренессанс да и только…. Вот и знакомая нам баба Лида туда же – “Припонов нашему языку и в прежние времена не чинили, потому и помним. А чичас всё другое, люди на слободе живут. Молодежу жизнь вообще легка”. Как говорится, “её бы слова – да богу в уши”.

“Вельвет-пироги”

Плакат в центре Пекина – в гигантском хороводе, с музыкальными инструментами в руках, жизнерадостно кружат 56 облаченных в национальные костюмы пар. … Вообще-то в КНР проживают более семидесяти этносов, но властями официально признаны только пляшущие на плакате. Непосредственно за бьющими в литавры босоногими орачёнами, подгоняемые ряжеными в лисьи шапки уйгурами, “жарит” Барыню утрировано круглоглазная чета “элосов-юзу”.

Элосы эти – не голь перекатная, но титульная нация Шевэй-русской нацио-нальной волости. Китайские русские по численности своей занимают “несчаст-ливое” тринадцатое место в многоязычной семье Синьцзян-Уйгурского авто-номного района. Тем не менее, в 2001 году руководство Китайской Коммуни-стической партии сочло необходимым наделить “элосов” собственной админи-стративной территорией и, следовательно, собственным депутатом в Совете Народов.

Славянское население Шевэй-русской волости (и в какой-то мере все 19 тысяч китайских русских) представляет в Пекине мужчина со сложным именем – Луниаофу Нигула Иваньовэйци, или же попросту – Николай Иванович Лунев. Депутату Луневу 37 лет от роду, и в свободное от депутатства время он заведует единственной в стране русской школой. Когда-то в населённом русскими округе было аж четыре таких школы, но в конце 50-х большинство китайских русских сочли за благо покинуть вставшую на путь социализма Поднебесную. Сегодня – грустно признается директор – во вверенном ему заведении обучается лишь 250 человек, при этом только 10 процентов из них – этнические русские. Впрочем, и эти ребятишки (в большинстве своем появившиеся на свет в смешаных браках), внешне мало отличаются от китайских однокашников. В кульджинской русской школе из всех предметов на русском языке преподается только … русский язык. Однако, судя по транспаранту украшающему въезд в соседнюю “русскую” деревню Эньхе – “Энхейский русско-национальный народ приветствует вас!”, обучение “Великому и Могучему” оставляет желать лучшего. Да и в самом “столичном” Шивее, где с недавних пор китайские надписи политкорректно продублированы русскими, у Николая Ивановича и его “хорошистов” работы непочатый край. Так, рядом с магазинчиком “Всё для мужчины” примостился лубочно-русский трактир, подчующий легковерных туристов такими “кондовыми” русскими угощениями как “вельвет-пироги” и “печёная овца Лиюань”. В этой связи депутат Луниаоф отмечает, что уже для второго поколения русских переселенцев язык исторической родины перестал быть разговорным. Отец Лунева, привезенный в Китай в начале тридцатых в четырехлетнем возрасте, основным своим языком считает уйгурский, вторым – официальный китайский “путунхуа”, на котором разговаривает значительно лучше, чем на русском. Супруга Николая Ивановича, несмотря на то, что оба её родителя на свет появились уже в Китае – стопроцентная русачка. Славянская внешность супругов Лунёвых (как и пляшущей на пекинском плакате кругло-глазной парочки) являются крайне редким исключением. Впрочем, не смотря на азиатский облик и на полувековую атеистическую пропаганду, “элосы-дозу” – люди православные. Коммунистическое начальство Шивей-русской волости смотрит сквозь пальцы на ежегодные коллективные празднования “русско-национальным” народом Пасхи и православного Рождества. То ли власти рукой махнули на своих подопечных, то ли по незнанию посчитали крашеные яйца не “опиумом для народа”, но лишь “красивым обычаем гордых элосов”.

Что же касается просьбы тамошних русских о восстановлении храма, то, фор-мально её удовлетворив, партийные власти прибегли к традиционному азиат-скому коварству. Дело в том, что по законам КНР строительство культовых зданий осуществляется непременно государством и исключительно на казенные средства. … Так и строят “китайские товарищи” православную церковку, вот уже без малого десятый год. Ну, а тем временем на окраине Шивэя русские люди соорудили “на птичьих правах” сараеобразную часовенку, в которой и собираются по большим церковным праздникам.

Член китайской компартии и атеист депутат Лунев признает, что особым по-чтением у шивейских русских пользуется “родительский день” – праздник, свя-занный с поминовением усопших. В этот день на православный кульджинский погост съезжается народ не только из Шивэйской области, но и родственники со всего Китая. Совершенно азиатского обличия Иваны да Марьи совершают “обход” родных могилок, поют, выпивают и, поминая белокурых бабушек и дедушек, воскрешают в памяти былые деньки. Что же касается дней нынешних, то в последние несколько лет (не без помощи расторопных властей) шивейские славяне успешно оседлали “туристическо-этнографический” бизнес. После официального признания “элосов” экзотической народностью и в результате пропагандисткой шумихи по поводу образования русской волости, интерес крайне охочих до фотографирования сограждан просыпался на головы шивэйцев “манной небесной”.

С недавних пор при въезде в славянский “диснейленд” красуется бородатый гипсовый мужик, управляющий русской “тройкой-птицей”, запряженной в не-которое подобие римской колесницы. В Шивэе несколько русских постоялых домов, принимающих на ночлег этнотуристов за 40 юаней с носа. Кроме выше-упомянутой “печеной овцы”, шивейцы предлагают туристам альбомы с Лени-ным на обложке, деревянные поделки из пластмассы и прочии “русскости”. Между тем, бизнес приносит ощутимые дивиденды всем принимающим в нем участие. Анна Ли, не смотря на то, что по матушке она Балабина – женщина со-вершено азиатской внешности. У Балябиной-Ли целых две гостиницы – “Дома у Анны” и “Счестливая Семья” (именно так, через “е”, прописано на деревян-ной табличке у входа). Анна по-русски объясняется еле-еле, а её дочка, выпол-няющая обязанности администратора, “элоским” языком не владеет вовсе. В обеих “отелях” – 20 спальных мест, хвастается хозяйка “гостиничной империи” и добавляет при этом, что отбоя от щедрых туристов нет даже в межсезонье.

Не обошла стороной гостиничная золотая лихорадка и семью давешней нашей знакомой – бабы Лиды Ведерниковой. Лидина дочь Тоня в опустевшем после отъезда сыновей доме предоставляет приезжим несколько комнат. Им-провизированная гостиница, безо всякого подвоха, так и называется – “Домик тёти Тони”. Между прочим, в приятном отличии от гипсовой “тройки”, печные чугунки на тонином подоконнике самые, что ни на есть, настоящие – доставшиеся от бабушки, некогда отданной на чужбину “в дети”.

* * *

За околицей “диснейленда”, неподалеку от трогательно украшенного русской маковкой и китайскими фонариками часовенки, знай течёт себе пограничная речка. Экая, ей богу, условность. На том, на русском берегу, точь в точь такая же земля, с теми же сопками, под тем же дальневосточным небом. И ведь ста лет не прошло с тех пор, как сделалась родина заграницей. Ан нет, не “щи уже да каша” – …печеная, прости господи, “овца Лиюань”. Такие вот , братцы, “вельвет-пироги”.

Влад Гальперин из Канады,
http://www.russianweek.ca/articles/our-authors/galperin/%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba-%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%b0-2-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%b2%d0%b5%d1%82-%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%b8/
http://www.russianweek.ca/articles/our-authors/galperin/%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba-%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%b0-1-%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b5%d1%81%d1%8f/
Tags: Китай
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

  • Ядерный взрыв в Южно-Китайском море?

    В Южно-Китайском море действительно мог быть произведен ядерный взрыв, считает руководитель лаборатории прогнозов Центра геофизических прогнозов…

  • Китай: "Вы сегодня кушали?"

    Не нужно думать, что в Китае всё халвой намазано. У меня там работает множество знакомых и проблем более чем достаточно. Их не видят туристы и…

  • Факты и цифры Жэньминь жибао, Китай

    Пишет главная газета КНР, по сути, рупор правящей партии: " Китай и Россия подняли двусторонние связи до уровня отношений всеобъемлющего…

  • США не могут жить без китайских ошейников

    С 20 сентября США выводят из-под действия импортных пошлин 437 категорий китайских товаров, которые попали под ограничения в прошлом году, сообщает…

  • Неизвестные снайперы торговой войны

    В торговой войне США против Китая имеет место просчитываемый дозированный прессинг с повышением ставок. По сути Поднебесная выступает как полигон для…

  • ЕС готовится к большой войне с Китаем

    И война эта будет гибридной. Вести её собираются с помощью законов и карательной психиатрии. Законами Брюссель поставит заслон инвестициям из КНР в…

  • "Выигрышный ход" против альянса Путина и Си

    Редакция самого влиятельного американского СМИ, The New York Times, решила обратиться к президенту США с открытым письмом-предложением. В…

  • Миллион "японских чертей"

    Китайское видение истории иногда поражает слабый русский ум. Оказывается (цитата), "В 1944 году на европейском театре военных действий союзники…

  • Россия – третий тигр

    Существует мнение, что Россия в противостоянии США и Китая должна занять место наблюдателя и избежать вовлечения в конфликт на чьей-либо стороне. Тут…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments