Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Надо ли устанавливать на "Армату" башню Т-90М

Разработка и испытания нового танка «Армата» по разным причинам затягиваются. В войсках танка пока нет, в связи с этим начинают предлагаться какие-то экзотические способы ускорить вопрос внедрения танка в войска. Одним из таких способов является публикация, в которой в связи с возможными проблемами с необитаемой башней танка предлагается на платформу «Армата» установить обитаемую башню танка Т-90М или вернуться к унифицированной башне, которая ранее разрабатывалась по забытой уже теме «Бурлак».

https://topwar.ru/uploads/posts/2019-09/1567683969_armata-i-t-90.jpg

Насколько это серьезно и что за этим стоит, не совсем понятно, по крайней мере, предлагается создавать новый танк по модульному принципу с использованием набора модулей как существующих, так и разрабатываемых танков. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался и он более актуален при создании на базе танка машин специального назначения.

Нужна ли модульность танку? Этот вопрос надо рассматривать в нескольких аспектах, с точки зрения производства, модернизации, ремонта и эксплуатации танков. При производстве танков модульность важна для упрощения и удешевления производства. При модернизации танков модульность позволяет с минимальными доработками устанавливать более совершенные модули. Для простоты и удобства ремонта значение имеет взаимозаменяемость узлов и деталей танка. При эксплуатации танка модульность не имеет никакого значения. С какими модулями танк вышел с заводского конвейера, с такими он и живет до его списания, никто при этом не производит замену боевых отделений или силовых установок.

Другое дело, когда на базе танка разрабатываются машины специального назначения: зенитные, ракетные, огнеметные, ремонтно-эвакуационные и другого назначения. Для этого модуль боевого отделения убирается и на его место устанавливается другой целевой модуль.

Модульность семейства танков Т-64, Т-72 и Т-80

В танке классической компоновки можно выделить два основных модуля: боевое отделение (башня, вооружение, прицельный комплекс и автомат заряжания) и силовая установка (двигатель, системы двигателя и трансмиссия). Вопрос взаимозаменяемости этих модулей неоднократно рассматривался на различных этапах разработки советских танков, что характерно на примере становления и развития семейства танков Т-64, Т-72 и Т-80.

Это семейство создавалось как модификации одного танка Т-64, на всех танках устанавливался практически один и тот же взаимозаменяемый модуль боевого отделения, на Т-72 он отличался только автоматом заряжания. Модулей силовой установки было три варианта с двигателями 5ТД, В-45 и ГТД, которые с минимальными конструктивными доработками устанавливались в любой корпус танка.

На этом семействе танков запрещалось менять заимствованные узлы и детали без согласования держателя документации. Например, в бытность молодым специалистом в КБ мне в 1973 году было поручено рассмотреть письмо из Н. Тагила с просьбой изменить один размер в детали прицельного комплекса командира танка Т-72. Меня тогда удивило, что, несмотря на то, что там уже серийно выпускался танк Т-72, с целью исключения разунификации заимствованных узлов и деталей разработчик танка не имел права изменять что-то в конструкции узла, который устанавливался на другом танке, и это было оправданно. Такой подход сохранялся довольно долго, хотя в серийном производстве на разных заводах выпускались уже три модификации танков. В дальнейшем этот принцип был нарушен. Вместо трех модификаций одного танка с разными силовыми установками появились три разных танка с одинаковыми тактико-техническими характеристиками.

Башни на этих танках также были взаимозаменяемы по посадочным местам и стыковочным узлам через однотипное вращающееся контактное устройство, через которое сигналы управления передавались из башни в корпус и наоборот.

Такой принцип позволил в 1976 году по требованию высшего руководства снять башню с одного из танков Т-64Б, проходивших первый этап испытаний с прицельными комплексами «Обь» и «Кобра» и уставить ее на корпус Т-80. Так после второго этапа испытаний появился танк Т-80Б с самым совершенным на то время комплексом вооружения.

На танках этого семейства серьезное внимание уделялось не возможности менять эти модули в процессе эксплуатации танка, а возможности массового и дешевого производства танков и возможности быстрого и дешевого ремонта и модернизации танков за счет сохранения взаимозаменяемости узлов и агрегатов. Тогда под модулями, например, силовой установки, понимался моноблок всех агрегатов силовой установки, который можно быстро заменить в процессе ремонта танка.

Зачем танку «Армата» башня Т-90М и «Бурлак»?

Возвращаясь к предложению установить на платформу танка «Армата» обитаемую башню танка Т-90М, надо в первую очередь понимать цель, ради которой все это затевается, технические возможности такой реализации и возможности достижения поставленной цели.

Причины затягивания процесса принятия на вооружение танка «Армата» стараются не афишировать. Наверняка здесь есть и технические проблемы по определенным узлам и системам танка, которые еще не доведены до требуемого уровня. Есть и концептуальные вопросы принципиально новой компоновки танка с необитаемой башней.


Мне уже приходилось писать, что необитаемая башня — это один из самых проблемных вопросов в этой компоновке танка. При выходе из строя по любой причине системы электроснабжения танка или повреждения устройства, обеспечивающего передачу сигналов управления от экипажа из корпуса танка в башню, танк становится полностью небоеспособным, дублирующих систем ведения огня в танке не предусмотрено. Танк — оружие поля боя и должен обеспечивать высокую надежность по ведению огня при возможных отказах систем, и в этом направлении надо продолжать поиск путей повышения надежности танка при эксплуатации в реальных условиях.

Предложение поставить на новый танк башню от серийного танка выглядит как-то несерьезно. Во-первых, танк «Армата» принципиально другой, не классической компоновки, и при его создании, как я понимаю, никаких вариантов по «скрещиванию» с танками существующего поколения не предусматривалось. Конечно, можно рассматривать любые варианты и реализовать их возможно, но во что это выльется, сколько будет стоить и будет ли достигнута требуемая эффективность, большой вопрос. Во-вторых, как я понимаю, ставится главная задача вернуться к обитаемой башне, но для ее решения существуют другие куда более эффективные конструкторские решения.

При реализации этого предложения возникает ряд чисто технических вопросов: насколько близки стыковочные узлы корпуса танка «Армата» и башни танка Т-90М, какой у них диаметр погона и конструкция механизма поворота башни, достаточна ли высота корпуса танка «Армата» для размещения механизмов башни и автомата заряжания, насколько совместимы системы передачи сигналов управления из корпуса в башню.

Просто установка такой башни не решает многих проблем по компоновке танка «Армата», в этом танке весь экипаж размещен в бронированной капсуле в корпусе танка, а Т-90М два члена экипажа размещены в башне. Поэтому корпус танка придется перекомпоновывать и решать, что делать с капсулой, при этом будет потеряно одно из преимуществ танка «Армата» – размещение всего экипажа в хорошо защищенной бронекапсуле.

Установка такой башни может привести к изменению массы танка и смещению центра масс, и как это повлияет на силовую установку и ходовую, надо просчитывать. Пока такое предложение очень сырое и во многих аспектах оно ничем не обосновано. Если действительно встала остро проблема с необитаемой башней, то с целью повышения надежности ведения огня из танка проще прорабатывать резервный вариант компоновки с обитаемой башней, решающей эту проблему. Если это так, то конструкторы в этом направлении наверняка уже работают и это будет куда более результативно, чем городить какие-то паллиативы с непонятным результатом.

Попытка «скрестить» танки нового и предыдущего поколений с принципиально разной компоновкой ни к чему хорошему не приведет. Эта проблема легко решалась на семействе танков Т-64, Т-72 и Т-80. Там башни танков были взаимозаменяемы и легко устанавливались одна вместо другой.

На новом поколении танков модульность, конечно же, нужна с точки зрения создания семейства машин специального назначения на этой базе. При этом не должна рушиться принятая концепция компоновки танка.

Еще более экзотическим выглядит предложение поставить на платформу «Армата» башню, разрабатываемую в 2000-х по теме «Бурлак» как унифицированное боевое отделение для модернизации танков Т-72 и Т-80. Эта поисковая работа закончилась ничем, только бумажным проектом, и дальнейшего развития не имела. Принципиальным отличием была новая переутяжеленная башня с вынесенным в корму башни боекомплектом и новым автоматом заряжания, и что нового привнесет в «Армату» эта мифическая башня, совершенно непонятно.

Так что острой необходимости устанавливать на танк нового поколения башню с танка Т-90М или разрабатываемой по теме «Бурлак» особой необходимости не просматривается, это мало что дает и цель весьма сомнительна.

Возможные перспективы компоновки танка «Армата»

Следует также иметь в виду, что на танке «Армата» много чего нового, кроме компоновки. Это силовая установка с принципиально новым двигателем, пушка с высокой дульной энергией, активная защита нового поколения, танковая информационно-управляющая система, радиолокационная система обнаружения целей на поле боя и система круговой обзорности из танка. Все это проходит цикл испытаний и доводки и не должно умереть, если принятая концепция компоновки танка окажется непригодной.

Сейчас военные задумались о перспективе танка «Армата», волна эйфории схлынула и настал тот этап, когда надо внимательно все взвесить, провести испытания и, имея на руках их результаты, принимать решение о дальнейшей судьбе этого танка, а не искать какие-то паллиативные решения, которые принципиально не решают эту проблему.

Наиболее оптимальным здесь просматривается разработка двух вариантов компоновки танка нового поколения с обитаемой и необитаемой башней, изготовление партий таких танков, их войсковые испытания, в том числе в реальных боевых условиях в одной из горячих точек, которых сейчас более чем достаточно. По результатам таких испытаний делать вывод, какая компоновка наиболее рациональна для танка нового поколения, и ее реализовывать в серийном производстве.

Юрий Апухтин, https://apuhtin18.livejournal.com/44155.html
Tags: Апухтин, Танки
Subscribe

Posts from This Journal “Танки” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment