Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Мы впереди планеты всей

О недостатках космичской отрасли России не писал только ленивый. Отказы, аварии, задержки выполнения практически всех программ, сокращение количества пусков, дышащие в затылок конкуренты. И постоянный рефрен: "Всё про...ли, разворовали, живем остатками советских наработок".

Если отбросить наиболее тенденциозные претензии, возразить практически нечего. Разве что одно немаловажное для любой наукоемкой сферы деятельности уточнение - нет, не было и не будет никогда в мире ни одного конструкторского бюро, которое смогло бы создать что-то новое без мощнейшей базы многолетних исследований и разработок прошлого. Исключением являются лишь случаи открытия принципиально нового, основанного на иных принципах. Во всех прочих случаях типичный пример того же СССР первых пятилеток или КНР после Мао - покупают и/или воруют прототипы, разбирают по винтику и потом десятилетиями копируют и создают что-то свое, опираясь на уже когда-то кем-то созданное. К примеру, специалисты видят прямую связь между Як-141, документацию на который четверть века назад купили американцы, с новейшим Ф-35, о чем писал хотя Task and Purpose.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/04/755045450911047.jpg

Конструкторы вообще предпочитают отталкиваться от чего-то уже имеющегося, создавая новые образцы техники на базе имеющихся работающих образцов.

Другое дело, что даже при наличии такого образца и техдокументации на создание нового уходят десятилетия и результат вовсе не гарантирован. Примером может служить история ракетно-космического двигателя РД-170, созданного в 80-х годах ХХ века и "летавших" в 87-88-м на КК "Энергия". Этот самый мощный в мире двигатель часто сравнивают с американским Ф-1, который стоял на первой ступени КК "Сатурн-5".

Прошли годы, развалился Союз, но даже в те ужасающие годы конструкторы работали и даже сохранили преемственность. В середине 90-х на свет появился уже российский двигатель РД-180, Это детище Бориса Каторгина оказалось не только лучшим, но и уникальным. Право на использование двигателя в 1996 году приобрела компания General Dynamics, поставив его на РН "Атлас".

С тех пор прошло 23 года, двигатели безупречно отрабатывают на всех пусках. И невзирая на то, что в США все эти годы стараются создать нечто подобное, РД-180 российского производства продолжают использовать. Мало того, для них регулярно делают исключения из всех санкционных списков. Лобби американского двигателестроения рвет и мечет, требуя заменить РД-180.

На днях законодатели США приняли поправки в закон, согласно которому ВВС США должны прекратить использовать ракетные двигатели РД-180 к 31 декабря 2022 года. Де-юре и де-факто - это как раз продление закупок. Поправки позволяют сохранить зависимость американской аэрокосмической отрасли от России на более долгий срок. Решение раскритиковано на тсраницах The National Interest, но это не первое решение - практически каждые два года происходит одно и то же.

ВВС США второе десятилетие ищет альтернативы российским двигателям. Сегодня уже согласно второй фазе Программы национальной безопасности по космическому запуску NSSL (National Security Space Launch). Ожидается, что два новых поставщика будут выбраны в 2020 году. Среди возможных кандидатов называют United Launch Alliance, SpaceX, Blue Origin и Northrop Grumman.

Однако поправки позволяют покупателю выбрать иного поставщика, если замена РД-180 окажется не готова к 2022 году. В этом случае для выполнения миссий ВВС смогут использовать двигатели российского производства и после 2022 года.

Здесь нет повода для какого-то оголтелого ура-патриотизма. Двигатели - лишь часть огромного клубка проблем космической отрасли, которые нам решать и решать не одно десятилетие. И под "нами" я имею в виду не Россию, а землян. Потому что фактически человечество как вышло в космос на примитивной реактивной тяге, так с тех пор 70 с лишним лет на таких мётлах и летает.

Но то, что было гениальным конструкторским решением в 50-е годы ХХ века сегодня уже именно что прошлый век. На этих принципах человечество не способно осваивать космос за пределами земной орбиты. Даже полеты на Луну стоят столько, что о рентабельности и настоящем освоении спутника можно забыть. Максимум, на что можно рассчитывать, так это на создание там постоянно действующей международной научной станции.

В остальном все упирается в то, о чем сказано в самом начале. Конструкторы с ноля могут создать нечто новое лишь после того, как будут открыты новые принципы движения в космосе или новые источники энергии. Как вариант - возвращение к ядерным двигателям, но это уже проходили - нужны новые средства защиты от излучения и новые устойчивые способы удержания плазмы.

Не сказать, что я оптимист, но космос - именно то место, где человечество может ощутить себя тем, чем является на самом деле - единой песчинкой в огромном океане. И микробам отельных государств устраивать безобразные драки, сами понимаете, глупо и мелко.
Tags: Космос
Subscribe

Posts from This Journal “Космос” Tag

  • Не хвались, едучи на рать, а хвались, едучи в космос

    Действующий контракт с «Роскосмосом» предусматривает последний полет астронавта НАСА Кристофера Кэссиди на «Союзе» в марте…

  • Русские показали американским военным то, чего нет

    Помнится, после анонсированные президентом России новых систем оружия, американское /и не только/ экспертное сообщество перевозбудилось и долгие…

  • Космос должен быть американским или безлюдным!

    До марта 2020 года Соединенные Штаты отправят астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) на собственном пилотируемом космическом корабле,…

  • Сатурн почти не виден

    Издательство «Манн, Иванов и Фербер» любезно поделилось с нами главой из нового научного комикса «Космос». Домашние питомцы…

  • Рогозину вопреки

    Чиновники приходят и их уходят - а Россия остаётся! Судя по публикациям — в том числе довольно паническим и немного чересчур…

  • Склоки в космосе

    Алексей Овчинин не смог с первого раза включить антропоморфного робота Skybot F-850, ранее называвшегося Федор, и предложил воспользоваться молотком…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments