Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Тело эпохи

«В сознании рождается чувство эпоса. Говоришь себе: это уже есть, существует, длится».

Юрий Олеша. Из очерка о строительстве стадиона.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/10/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC.jpg«Она, как богиня, и всё-таки она наша, русская девчонка», - выразился Александр Дейнека о могучей деве-метростроевке, написанной коллегой - Александром Самохваловым. Эти слова приложимы и к «Девушке с веслом» — смелой и где-то провокационной скульптуре довоенной эпохи. Девушка с веслом окружена легендами, шутками, даже насмешками. Она сделалась хрестоматийной, именем-нарицательным. В годы хрущевской «борьбы с архитектурными излишествами» именно её — с преувеличенно карикатурными формами подавали образчиком культурно-исторического хлама. Притом, издевались не над конкретными работами Ивана Шадра или Ромуальда Иодко, а над самой идеей. Над эстетической парадигмой.

Фигуристая дева с веслом — квинтэссенция тоталитарного наследия? Её бёдра — круты, а плечи — широки. Она — это Афродита Каллипига, но с задором и целомудрием Артемиды-охотницы. Как двинет тем веслом меж глаз! Строгий эллинский профиль, и актуальная в 1930-х завивка-перманент смотрится, как стиль a-la greque, некогда практиковавшийся в начале 1800-х, когда взметнулись белые колонны, а дамы носили полупрозрачные платья, слегка и небрежно прикрытые шалями.

«Классика ценна ещё тем, что она необычайно гибка и способна к безграничным трансформациям, - явил в одном из дискуссионных выступлений архитектор Иван Фомин, - В самом деле: дорический стиль Греции, барокко Италии, немецкий Ренессанс, стили Людовиков во Франции, русский ампир — всё это варианты одной и той же классики, но насколько они различны! Всегда новая трактовка, новые пропорции, новое декоративное оформление, обусловленное новой идеологией». К середине 1930-х годов, человечество уставшее от ярых буквиц супрематизма и стекло-бетонных эркеров Ле Корбюзье, дружно обратилось к Венерам и нимфам, белевшим в глубине заброшенных парков — точнее в глубине коллективного бессознательного. Злые языки утверждают, что это был вкус вождей и мужчин в галифе, со скрипучими портупеями. Эра вождизма затребовала белокурых бестий со значками ГТО и лицами богов Олимпа.




Но как объяснить, что подобные вкусы тогда царили в джазово-электрической Америке и фривольной, благоухающей Франции, а в лёгоньком чтиве про Дживса и Вустера мелькали красноречивые описание тех самых девушек-спортсменок: «Конечно, хороша, глаз от неё не оторвёшь, но есть серьёзный недостаток: она из тех обожающих спорт девушек, которые непременно хотят, чтобы вы проплыли с ними милю-другую перед завтраком, a после обеда, когда у вас сладко слипаются глаза, тащат вас поиграть в теннис, сетов эдак пять-шесть для разминки»? Ильф и Петров свидетельствовали, описывая барышню межвоенной эпохи: «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки». Красота и спортивность стали синонимами. Во всём мире шло активное препарирование античных догм — наравне с культом физического развития.

Вспыхнула мода на белые одежды и струящиеся драпировки, а королева стиля - Мадлен Вионне создавала вечерние платья с намёком на пеплос и гиматий. Изменился женский силуэт, и если «ревущие-двадцатые» (roaring twenties) предъявляли тощую, узкобедрую и узкоплечую оторву-хохотушку с мальчишеской чёлочкой, то солнечно-жестокие тридцатые вернули женщине плавность, не исключавшей мускульной силы и отличного здравия. Девушка с веслом явилась зримым символом богини, рождённой не лишь из пены морской, но из огня, стали и небесной высоты, куда летели «сталинский соколы» и куда устремлял взоры каждый художник, поэт, зодчий. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!

Итак в 1935 году статую Девушки водрузили в Центральном Парке Культуры и Отдыха — этом социалистическом Версале с клумбами, розариями и дивным parterre – в королевско-барочном духе. Территорию уже украсили дискоболами, дорифорами и амазонками, а скульптура обнажённой атлетки должна была стать вертикальной доминантой всего ансамбля. Исполнителем выбрали Ивана Шадра — большого поклонника античности и знатока «золотого сечения». Кстати, он-то и предложил декорировать парковые пространства наядами и дриадами.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7b/Ivan_Shadr-Russian_sculptor.jpgИван Дмитриевич Шадр /на фото в мастерской/ — а настоящая его фамилия Иванов! - родился в 1887 году, имея среди родни крестьян, богомазов, купцов и плотников. Шадр — звонкий псевдоним, взятый впоследствии по названию отцовского родного города — Шадринск. Детство будущего классика чем-то напоминает младые лета Максима Горького — мытарство «в людях», фабрика, работа грузчиком, побег от хозяина, странствия по Руси и — поступление в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, теперь носящую имя Шадра, что не удивительно.

После нескольких лет прилежания талантливый парень счёл, что рамки школы, ориентированной на промыслы, текстильный орнамент и всё то, что ныне гордо именуется «дизайном», ему узки. Иван пешком дошёл до столицы, встретившей его холодно и снобски-презрительно — неоцененный в Академии Художеств, он подрабатывал уличным пением. И — был замечен режиссёром «Александринки» - Михаилом Дарским, пристроившим голосистого бедняка учиться ...пению. Но оперные партии не слишком волновали художника, и потому судьба подарила ему ещё один шанс — его рисунки попались на глаза Илье Репину, вращавшемуся в тех же кругах, что и Дарский. К 1908 году Иванов доучился и обтесался, а для форса назвался Шадром. На дворе стоял Серебряный Век - держалась мода на аббревиатуры, псевдонимы и всяческие ребусы.

Разумеется — Париж и учёба в Académie de la Grande Chaumière под руководством Огюста Родена и Эмиля Бурделя (любопытно, что Вера Мухина — ещё одна будущая звезда сталинского Большого Стиля брала уроки у того же Бурделя). В революционные годы Шадр не сразу кинулся «переустраивать быт» и громоздить планы светлого будущего - он вообще оказался в стане Колчака, готовил программу коронования потенциального «диктатора белой России» и выступал с лекциями в Омске. Лекции, впрочем, были по истории живописи. Взятый в плен красными, Шадр стал сотрудником Политпросвета 5-й Армии и Сибирского Ревкома. Как говорится, ничего личного — только искусство. Хлынули заказы по увековечиванию памяти Маркса-Энгельса и Карла Либкнехта с Розой Люксембург.

Несмотря на «белогвардейское» прошлое, Иван Шадр бойко вошёл в круг первейших мастеров — его «Булыжник — орудие пролетариата» понравился новым властям и сделался вечным символом борьбы за рабочее дело. За рубежом этот идеологизированный шедевр тоже оценили — в нём ощущалась роденовская школа, остальное - мелочи. Случались у Шадра и неудачи, и унизительные отказы, и творческое бессилие. Художника всякий обидеть может.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/36/IodkoDSV1935.jpg

Но в 1934 году именно Шадр получил возможность увековечить женский образ Красной Цивилизации. Громадная, 12-метровая богиня как бы вырастала из чаши фонтана — прямо на главной аллее парка. В этом варианте простояла она недолго - скульптура подверглась партийной критике и пикантным остротам. Дама с веслом бестактно доминировала, и завистники вышучивали «округлый белый зад, светящийся в ночи».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Gorky_Park_01.jpg/320px-Gorky_Park_01.jpg

Статую не разбили и не прокляли — её тихо направили в провинциальный Луганск, а Шадр довольно быстро сваял новую Девушку — более скромных размеров и менее вызывающих форм. Оба раза моделями послужили реальные спортсменки — Нина Хоменкова и Зоя Бедринская-Белоручева. (Существует необоснованная версия, что Шадру позировала юная пловчиха и гимнастка Вера Волошина, однако, ей на момент возможного знакомства со скульптором было всего 15 лет, и он вряд ли пошёл бы на такой риск). Разночтения возникли ещё и потому, что Шадр создавал не точный портрет, но силуэт времени.

В том же 1935 году был выпущен самый загадочный и до сих пор не до конца осознанный фильм - «Строгий юноша», увы, запрещённый тогда за формализм - увлечение формой в ущерб содержанию. Сценаристом выступил Юрий Олеша — адепт совершенства. В центре повествования даже не любовный треугольник, а — восторженное отношение авторов к тренированным людям. К той яростной, плотской радости, которую они излучают. В этом странном, похожем на сновидение, кино-рассказе, молодые полубоги участвуют в гонках на квадригах, носят белое и рассуждают о «Третьем комплексе ГТО» - морально-этических нормах грядущего человечества. В стройном теле должен быть здравый дух, а с другой стороны — красота разума и души невозможна без идеальной «оболочки».

https://v-variant.com.ua/uploads/posts/2019-08/1567108725_devushka_s_veslom-1-cut.jpg

У древних эллинов бытовал термин καλοκαγαθία — гармоническое созвучие внешнего и внутреннего. «Строгий юноша» - это изысканная, пропитанная духом евгеники, фантасмагория, а ещё точнее — сказка о об аполлонической сути нового человека - хомо-советикус. «Аполлон, как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее», - сказано у Фридриха Ницше. К сожалению, фильм, перегруженный метафорами, показался эстетским и сложным, а потому его положили на «полку». Массовый зритель познакомился со «Строгим юношей» только в середине 1990-х, когда многим захотелось исследовать изощрённое сознание и - подсознание 1930-х.

«Девушка с веслом» — произведение того же плана. Физкультурница предстаёт идеалом плодородия и жизненной силы. Обратимся к тому же Ницше: «Здесь ничто не напоминает об аскезе. Здесь всё говорит нам лишь о роскошном, даже торжествующем существовании, в котором всё наличное обожествляется, безотносительно к тому - добро оно или зло. И зритель, глубоко поражённый, остановится перед этим фантастическим переизбытком жизни». В преддверии большой войны сознавалась эстетическая и — житейская потребность в языческих, витальных образах. Неслучайно в декоре 1930-х столь много цветочных гирлянд, рогов изобилия, снопов, чаш с гигантскими фруктами. Выхолощенная, скупая плоскостность конструктивизма уступила «новой античности» практически без боя, и 1935 год явился окончательной границей, хотя поворот в сторону «красной дорики», как называл это архитектор Иван Фомин, наметился уже в 1932-1934 годах.

https://icdn.lenta.ru/images/0000/0045/000000454119/pic_1358346592.jpg

В том же 1935 году родилась и другая Девушка с веслом — замысел скульптора Ромуальда Иодко, работавшего над оформлением стадиона «Электрик» в московском Черкизове. В отличие от шадровской «Девушки», эта фигура невысока сама по себе — всего 2,5 метра и воплощает не идеальный но типический случай — физкультурница по-крестьянски коренаста, одета в купальный костюм, хотя, и она отсылает к античным прототипам. Творение Иодко растиражировали для всех парков и домов отдыха. Она была понятная и, что называется, земная, прикрытая купальником. Вообще же, существует около семи разных «девушек с вёслами», но одна из них заслуживает подлинный интерес — та, что стояла в Парке Культуры. По мистическому совпадению статуя погибла при бомбежке Москвы в 1941 году, словно хотела сгинуть вместе со своей прекрасной и кровожадной эпохой...

https://cdn21.img.ria.ru/images/42932/93/429329343_0:0:3005:1701_600x0_80_0_0_91dda6dbf235ff11446a7ee2b81dafc7.jpg

http://zavtra.ru/blogs/telo_epohi
Tags: Интересно, СССР, Сталинизм
Subscribe

Posts from This Journal “Сталинизм” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment