Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Гибель "Армении"

Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике» погибло втрое меньше людей. Потопленный люфтваффе теплоход нашли лишь недавно, что позволило развенчать ряд мифов.

Предыстория

В середине 20-х годов прошлого века в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».



Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа.

С началом Великой Отечественной специалисты Одесского судоремонтного завода превратили его в госпиталь. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.

С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета.

На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет  не успели - «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненных бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.

После Одессы   «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе. 4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.

На этот раз вместе с раненными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек».



Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток. Слухи о какой-то тайной остановке в Балаклаве не более чем миф - проще по суше доставить что угодно, чем встречаться в штормовом море - до Балаклавы по суще менее 15 км.

«Армения» останавливалась в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев. Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части. К тому же порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.

В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051.

Из-за такого сопровождения и наличия средств ПВО на борту «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты  не понесли ответственности за уничтожение теплохода.

Последний бой

Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.

Эта версия опровергнута после обнаружения теплохода.

По рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась  как минимум четырьмя немецкими  Junkers-87, прозванными «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.

 «Армения» была  маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что теплоход ушел под воду за четыре минуты.

Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть.

Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:

«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (...). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (...). По правому борту плавает большая коробка».

Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения.

Долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — поискам мешал его гористый рельеф дна: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.




В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу был спущен телеуправляемый  подводный аппарат.



Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — рынды — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.



Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.



"Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ".

Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО.
Tags: Великая Отечественная, Военные преступления
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments