Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Железнодорожный фронт Победы

За годы войны воинские перевозки превысили 19,7 млн вагонов, или более 444,2 тыс. поездов. Только во второй половине 1941 года для эвакуации привлечено около 1,5 млн вагонов. Удалось вывезти свыше 2,5 тыс. промышленных предприятий, миллионы тонн грузов и 18 миллионов людей. По сути, за тысячи километров перевезли целую европейскую страну. Общие потери железнодорожных войск - 118 700 человек.

Крупнейшие операции первой волны эвакуации

Украина С июня по октябрь 1941 г. из республики было вывезено в общей сложности 283 крупных промышленных предприятия и 136 небольших заводов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/RailwayExercise2017-08.jpg

Ленинград С июля 1941 г. по железной дороге из города удалось эвакуировать более 700 тыс. жителей, а также вывезти 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве, и некоторые цеха Кировского и Ижорского заводов.

Москва С 29 июня по 29 июля 1941 г. из столицы железнодорожным транспортом было вывезено 950 тыс. человек гражданского населения. За сентябрь – октябрь на восток было отправлено 498 промышленных предприятий.

78 бронепоездов находилось на вооружении СССР к началу Великой Отечественной войны. Более 500 бронепоездов действовали в годы войны на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами и перегонами от налетов вражеской авиации. Ими уничтожено 840 пулеметов, 712 автомобилей, 370 танков, 344 орудия и миномета, 160 мотоциклов, 115 самолетов, 2 бронепоезда.



Двухосный вагон – теплушка

Во время войны двухосные грузовые вагоны были переоборудованы под перевозку людей. Импровизированные пассажирские вагоны назывались теплушками. В них устанавливались печки, 18 т грузоподъемность, 28–32 человека вместимость. Такими вагонами были перевезены 291 стрелковая дивизия, более 1,6 млн человек пополнения, а объемы эвакуации составили 1,5 млн вагонов, или 30 тыс. поездов.



Английский историк А. Верт писал: «Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года — это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости!»

http://www.menswork.ru/sites/default/files/07_24.jpg

Генерал Гудериан писал: «Пока в руках русских оставался важный железнодорожный узел Москва, они могли подтягивать резервы из отдалённых частей своего огромного государства, перебрасывать их к важнейшим участкам боёв, создавая таким образом неожиданный перелом в сражении».

Огромную роль сыграли паровозы серии "Э" /Эховский, Эхо, Эшка, Эшак/. Уникальная по своей надежности машина выпускалась с 1912 по 1957 год. Всего их было сделано около 11 тысяч! Несколько десятков и по сей день работоспособны (заглавное фото - переправа через Волгу).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Ab_train_02.jpg/800px-Ab_train_02.jpg

Об этом практически неизвестно, но факты таковы:

Совет народных комиссаров СССР в марте 1942 г. принял постановление “Об обеспечении продуктами питания в пути следования поездных бригад”. В нем предусматривалось, что каждый член поездной бригады должен получить перед поездкой дополнительный паек (хлеб, колбаса, сахар, табак).

В 1943 г. посевные площади совхозов и подсобных хозяйств предприятий  Народного комиссариата путей сообщения составляли 206 тыс., в 1944 г. – 300 тыс., а в 1945 г. – 317 тыс. гектаров. В 1944 г. из 100 рабочих 97 занимались огородничеством, посевные площади под индивидуальными и коллективными огородами железнодорожников выросли на 20%, а в 1945 г. – на 45% по сравнению с предыдущим годом.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 марта 1942 г. заработная плата машинистов, помощников машинистов, кондукторов, кочегаров, поездных вагонных мастеров, составителей поездов была повышена на 10–40%. Всего за период с 1941 по 1945 г. фонд заработной платы работников, занятых на эксплуатации железных дорог, возрос на 79,5%, а средняя месячная зарплата одного работника увеличилась на 48,2%.



На железных дорогах юга за 1944–1945 гг. было восстановлено и введено в эксплуатацию 482 тыс. квадратных метров жилой площади, построено 1237 общежитий на 21 057 человек, восстановлено и вновь организовано 235 сапожных, 164 пошивочных мастерских, 362 объекта бытовых услуг. Начали функционировать 194 клубов и дворцов культуры, 1302 красных уголка, 98 библиотек, 51 радиоузел.

За 1941–1944 гг. только на железных дорогах центра были построены жилые дома общей площадью 279 тыс. квадратных метров, в которые вселились 60 тыс. семей железнодорожников (в 1943 г. в ведении железных дорог сохранилось менее 50% довоенного жилого фонда).

На 26 дорогах открыли 50 поликлиник и амбулаторий, 160 медицинских и фельдшерских пунктов, свыше 30 больниц. Восстанавливались и сооружались лечебные учреждения и на других дорогах. К концу войны на транспорте имелось свыше 40 тыс. яслей, 500 женских и детских консультаций.

1 июня 1942 года доля женщин в общем числе работников железнодорожного транспорта составила 39,2%, а на отдельных направлениях их число доходило до 58%.

http://lhistory.ru/storage/app/uploads/public/094/778/5ed/thumb__865x450_0_0_crop.jpg


Интересно, что сугубо военный термин «рокада», напоминающий о «Волжской рокаде» (рокадная линия железной дороги от станции Иловля, близ Сталинграда, до станции Свияжск, расположенной недалеко от Казани), сыгравшей огромную роль в Сталинградской битве — перешёл в словарь
Tags: Великая Отечественная
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments