Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Долг чести

Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель». "Же ву зем" - "Я люблю вас", -
  последние слова в дневнике прекрасного человека, талантливого летчика-испытателя, любившего людей и погибшего ради их спасения. О его подвиге помнят и сегодня, 43 года спустя. Французские летчики-пожарные с гордостью говорили в коротком перерыве между вылетами на тушение русских пожаров: "Это честь для нас - продолжать в России то, что много лет назад делал Юрий Гарнаев для нашей страны".
Юрию Гарнаеву выпало впервые испытывать катапульту, высотные скафандры, истребитель вертикального взлёта, диковинный аппарат турболёт - чудо без крыльев, прототип кораблей, предназначенных для освоения чужих планет. Особенно восхищает уникальнейший эксперимент в воздухе - полёт на вертолёте с отстрелом лопастей несущего винта. В это трудно поверить, через руки отважного испытателя прошло более 120 типов машин.
"Летающая табуретка"-турболет  в полете. Пилот - Гарнаев

Звезда Героя, два ордена Ленина, орден Отечественной войны первой степени, орден Трудового Красного Знамени.
Жизнь-подвиг. Необыкновенная любовь к людям, жизнелюбие. Открытая душа, несмотря на несправедливое обвинение (В декабре 1945 был осуждён Военным трибуналом 9 Воздушной Армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года).

Из сухого сообщения ТАСС: "6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тепфера".

Всезнающая Вики сообщает, что причина катастрофы неизвестна, но французские пилоты знают. Клод-Мишель Лави, командир спасательного отряда, работающего сейчас в Нижегородской области: "Это были настоящие герои — Юрий Гарнаев и его экипаж. Они несколько суток тушили как раз вокруг нашей базы, я еще ребенком был. Они все погибли — тушили при нулевой видимости, спускались в самое пекло и задели скалу". - в условиях нулевой видимости и постоянно меняющихся потоков раскаленного воздуха вертолет отбросило в сторону и он задел винтами скалу.
Испытатель Юрий ГарнаевРодился он 17 декабря 1917 года и юность его пришлась на 30-е годы, время бурного развития авиации в СССР. «Комсомолец! На самолет!» – таков был один из известнейших лозунгов того времени. И Гарнаев был на вершине этой волны всеобщего энтузиазма, превратившись, в конце концов, из увлеченного мальчишки в настоящего фанатика авиации.

Аэроклуб, училище военных летчиков, служба в строевых частях Забайкалья. Участие в советско-японской, 20 боевых вылетов. Почти 3 года в тюрьме не сломили и не поставили крест на  его карьере летчика. 

"Летающая табуретка"-турболет в авиамузее

В 1948 году после освобождения он поехал в подмосковный Жуковский, в летно-исследовательский институт, и устроился там слесарем на аэродроме. Уже тогда, как человек знакомый с авиацией, он принимал участие в наземных испытаниях первых катапультных кресел. Потом последовало увольнение в результате одной из пресловутых «чисток рядов», и только в 1951 году он наконец-то прочно обосновался на аэродроме ЛИИ.

Как раз тогда пришла пора испытывать катапультные кресла с участием человека в полете, то есть на предельных скоростях и высотах. Желающих проводить над собой такие эксперименты было немного, а те, кто соглашался, выдвигали дополнительные условия личного характера. Гарнаев же никаких условий не ставил, лишь бы пустили в небо. Его приняли на работу «парашютистом-испытателем», и он совершил несколько испытательных катапультирований.

Примерно такая же история получилась и с вертолетами. Тогда шло бурное развитие и внедрение этих аппаратов. Но опытные летчики-испытатели относились к ним с недоверием. И тут на первый план опять вышел Юрий Гарнаев. При содействии знаменитого Михаила Громова (достойного отдельного рассказа) он стал учиться в школе летчиков-испытателей и уже в 1952 году начал испытывать вертолеты, а с 1953 года и другую авиатехнику. Он наконец пришел к тому, к чему так давно стремилась его душа.

И вот начались испытания, удивительные, ни с чем не сравнимые полеты на всем, начиная от «ворот» и кончая «табуреткой». Полный список этих дел очень впечатляющ, и практически все они имеют три отличительных признака: они исключительно опасны для жизни, они исключительно полезны для развития авиации, до Гарнаева (а зачастую и позже) их никто никогда не делал.
Винтокрыл КА-22
Стратосферные прыжки с парашютом, испытания высотных скафандров, испытания различных типов истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов на критических режимах полета, испытание самолета вертикального взлета и посадки, отработка крыльевой дозаправки в воздухе, летные испытания автопилотов и силовых установок, испытание вертолета-вагона ЯК-24, проведение испытаний по отстрелу лопастей вертолета в воздухе, испытание снижения вертолета на авторотации... И, наконец, совсем уж экзотика – испытание винтокрыла и турболета.

Винтокрыл – это такой летательный аппарат, у которого есть несущий винт, как у вертолета, и крыло и тянущий воздушный винт, как у самолета. Взлетает и садится он вертикально и управляется на этих режимах, как вертолет, а на режиме поступательного полета при разгоне до определенной скорости летит и управляется, как самолет. Был в истории нашей авиации такой аппарат КА-22. Все испытания его провел Юрий Гарнаев со своим экипажем.
 
 
А турболет как раз и есть та самая «летающая табуретка». В то время полным ходом создавались самолеты вертикального взлета и посадки. Но дело в том, что управляемость самолета на таких режимах, когда он почти не обдувается набегающим потоком, весьма проблематична. Поэтому было принято решение о постройке экспериментальной летающей лаборатории для исследования этой проблемы.

Слово «турболет» появилось позже. А вначале этот аппарат называли «летающим стендом», «летающим столом», а в среде авиаторов попросту окрестили «летающей табуреткой». Не очень ласково. Но и особой симпатии он не вызывал, особенно на первый взгляд. Мягко говоря, абсолютно странное сооружение. Ни крыльев, ни фюзеляжа, ни винта или какого-нибудь другого привычного атрибута летательного аппарата. Только ферма, посередине вертикальный реактивный двигатель и сбоку кабина пилота. Управлялся турболет при помощи газовых рулей, расположенных в сопле двигателя, и струйных, смонтированных на выносах ферменного корпуса.

Устойчивость и управляемость этой машины была предметом главного беспокойства конструкторов. Стоит летчику допустить малейшую неточность, и она опрокинется, тогда – катастрофа. Средств спасения не было, потому что все полеты выполнялись на небольшой высоте и парашют просто не успел бы раскрыться. То же самое произошло бы в случае отказа двигателя. Тут уж ни о каком планировании или авторотации речь не идет.
Вполне естественно, что за испытание такого аппарата взялся Юрий Гарнаев. Исключительное мастерство и профессионализм этого человека заставили турболет не просто летать, а летать уверенно и красиво. А такое под силу не каждому летательному аппарату, это уж точно... Десятки полетов выполнил на нем Гарнаев в 1957-1958 годах, а 1958 году участвовал в воздушном параде в Тушино. Стремительный взлет, полеты вдоль поля с возрастающей скоростью, зависания, вращения и наклоны... Все это произвело неизгладимое впечатление на очевидцев.

В дальнейшем богатый опыт и информация, полученные в результате полетов турболета, были использованы при создании первого советского истребителя вертикального взлета и посадки ЯК-36, а также при разработке советской лунной программы. А турболет, так же как винтокрыл и многие другие летательные аппараты, экзотические и не очень, находится сейчас в авиационном музее в Монино.

Вертолет Ми-6 В 60-х годах он часто бывал за рубежом, представляя советскую авиационную технику на различных авиасалонах и выставках. И работал не в качестве наземного консультанта, а в качестве ведущего пилота. Кто же еще, кроме него, мог показать все лучшие свойства наших самолетов и вертолетов?

На парижском авиасалоне в Ле-Бурже был показан и испытан противопожарный вариант тяжелого транспортного вертолета МИ-6, лучшего в мире   в своем классе. Вертолет и его пилот так понравились, что была официально высказана просьба о помощи в тушении лесных пожаров. Один из тяжелых, рискованных полетов закончился трагически...


ГарнаевАлександр ЮрьевичЕго работу продолжает сын. Достойный сын великого отца.
Родился 1 сентября 1960 года в городе Жуковский Московской области в семье Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю.А.Гарнаева. Русский. С 1975 обучался на планерном отделении Жуковского авиационно-технического спортклуба. В 1977 окончил Жуковскую среднюю спецшколу №3.

В армии с 1977. В 1981 с Золотой медалью окончил Армавирское высшее лётное училище, после чего служил на лётных должностях в Гвардейском истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа (Кубинка). С 1985 – в запасе. В 1987 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1989 – Московский авиационный институт.

C июня 1987 – на лётно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. В 1994 году переводом перешёл на лётно-испытательную работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова.

За период лётно-испытательной работы в ОКБ имени А.И.Микояна проводил лётные испытания опытных самолётов МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31Б, МиГ-31М, МиГ-31Д. На самолётах МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 проводил испытания по применению различных систем авиационного вооружения, опытных ракет.

С 1990 года участвовал в многочисленных показах одиночного и группового пилотажа на самолётах МиГ-29, Су-27 и Су-30 на большом количестве авиасалонов и авиашоу в России, странах СНГ, Европы, Азии, США. Выполнял сравнительные, совместные полёты по международным программам военно-технического сотрудничества на воздушный бой, методику лётных испытаний, в т.ч. на иностранных боевых самолётах на зарубежных военных и испытательных авиабазах в США, Франции, арабских странах.

В ЛИИ многие годы возглавлял отряд лётчиков-испытателей. Участвовал в испытаниях опытного самолёта Як-130, выполнял полёты на дозаправку в воздухе днём и ночью, сверхдальние перелёты на Су-30 в группе под руководством Героя Российской Федерации, заслуженного лётчика-испытателя СССР Анатолия Николаевича Квочура с полётным временем более 10 часов с дозаправками в воздухе. Проводил инструкторскую работу в авиационных частях ВВС и ПВО на самолётах Су-27, Су-30, МиГ-29: лидирование в обеспечение международных полётов смешанных групп, дозаправка в воздухе, воздушные бои, крайние режимы с маневрированием на малых (околонулевых) скоростях, предельных углах атаки, "Колокол", "Кобра".

За время лётной работы освоил более 40 типов опытных, серийных, модернизированных летательных аппаратов, общий налёт около 4 тысяч часов, из них большая часть - на испытания. Неоднократно грамотно выходил из создававшихся в полётах аварийных ситуаций, спасая опытную технику.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Александру Юрьевичу Гарнаеву 15 января 1998 года присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 с отличием окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "государственное и муниципальное управление". В этой же академии в 2002 успешно окончил аспирантуру и 28 мая 2002 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В марте 2000 был избран депутатом в Жуковский городской Совет депутатов. В декабре 2001 избран депутатом Московской областной Думы, где в настоящее время является заместителем председателя Комитета по научно-промышленному комплексу и членом Комитета по труду и социальным вопросам.

Заслуженный лётчик-испытатель РФ (2002). Кандидат экономических наук (2002). Мешок наград.

</lj-embed>
Tags: ВВС, Гарнаев, Катастрофа
Subscribe

  • СУГСцванг

    На этой неделе ЕС вкупе с Украиной пребывают в каком-то зрадобесии из-за окончания прокладки второго потока - дня через 2-3 "Фортуна"…

  • Если хочешь жить - закаляйся!

    Если не врать, то любому потребителю глубоко плевать, как товар попал к нему в руки. Главное, чтобы дешевле и быстрее. А уж там плевать, хоть с…

  • В дурдоме Земля перепланировка

    После бегства янки из Афгана в Турции потирает потные ручонки в ожидании очередных плюшек. Главный пропагандист Эрдогана уже предвещает: Следующим…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments