Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Образование в Российской Империи

О предреволюционной России ходит масса мифов, раздуваемых как железобетонными "совками", так и их идеологическими врагами. Одни вопят о мировой отсталости и "тюрьме народов", вторые о гениальности бедного царя и беспроблемной процветающей России, уничтоженнойпроисками мировой закулиссы, жидами и иудо-большевиками.

 
Истина же, как обычно, посередине. Без тяжелейших проблем в политическом, социальном и экономическом плане никакая революция горстки большевиков (к Октябрю 1917 их было около 40 тысяч) была бы невозможна. Равно как и отречение Николая и Февральская революция. Точно так же без реальных экономических успехов царской России страна не смогла бы выжить в мировой войне, плавно превратившейся в гражданскую одновременно с интервенцией двух десятков государств Антанты и соседей, желавших отщипнуть кусочек богатства. Причем все это длилось более 7 лет. Да и последовавший после этого небывалый экономический рост СССР невозможен на пустом месте. Физически невозможно за 15-20 лет в неграмотной, нищей, разоренной длительной войной стране, без помощи извне (наоборот, при всеобщем противодействии) создать экономику, сокрушившую совокупную мощь Германии и оккупированных ею экономик.

Начать серию статей стоит с мифа о темной необразованной лапотной России.

Всего к концу XIX века в России насчитывалось около 60 высших учебных заведений с общим числом единовременно обучавшихся студентов около 25 000 человек. Расходы государства на одного студента составляли около 300 рублей за год. Большая часть высших учебных заведений России содержалась за счет государственного бюджета. Обычно бюджет высшего учебного заведения складывался из государственного финансирования - около 75%, оплаты за слушание лекций - около 13%, пожертвования и иные источники составляли около -12%.
Однако к началу мировой войны в стране было почти 120 ВУЗов в которых единовременно обучалось по разным данным 120-150 тысяч студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов).
В 1913 году общий тираж книг составил 106 млн. экземпляров. Кто бы их читал в неграмотной России?
Все дети дошкольного возраста должны были получить со временем бесплатное минимальное образование. Обязательное для всех обучение было введено в 1908 г. [82]. При этом следует учесть, что оно было бесплатным.
Расходы государства на народное образование за 20 лет возросли вшестеро (это без частных и иных источников, включая местные). В результате в начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения достиг   колоссальной цифры в полмиллиарда  рублей золотом [83]. Это очень приблизительно соответствует 15 миллиардам рублей в нынешних ценах.
Ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Анкета, произведенная большевиками в 1920 году установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Где бы они этому научились? В окопах?,
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе [84]. В 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высших женских курсов (фактически университеты) во всех крупных городах. Здесь вообще следует заметить, что в той же просвещенной Англии за подобное равноправие женщин сажали в тюрьму и в 20-х годах (но это другая тема).
В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек.  В результате, если в 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать [86]. В разных типах начальных и средних школ в 1913/14 учебном году обучалось 8,7 млн. юношей и девушек.
Следует учитывать и то, что 72% студиозусов были из разночинцев. Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [91].


Вот темпы развития грамотности призывников по советским данным:
Годы.           1875   1880   1885   1890   1896   1900   1905   1913
% грамотных  21%    22     26       31       40       49      58      73%
( источник - http://wg-lj.livejournal.com/342004.html?format=light )
Выдержка по крестьянам глухих волостей:
"...по переписи 1785 года в одиннадцати волостях Архангельской округи 17,1 процента дворов имели грамотного мужчину, в Холмогорской округе— 18,6 процента, в Онежской — 16,4 процента. По-видимому, государственные крестьяне имели большую долю грамотных, чем помещичьи. В то же время все количественные подсчеты могут приниматься во внимание лишь условно, поскольку некоторые крестьяне скрывали свою грамотность перед властями, либо не хотели ставить подпись под официальным документом из религиозных соображений (так поступали, например, старообрядцы – а как раз среди них грамотных было особенно много). (http://www.inozemtcev.by.ru/MRD_mane.htm )
Итоги  обследования 80-х годов XIX века по Курской губернии. В Путивльском уезде четвертую часть территории занимала полоса хуторов, она так и называлась — «Хуторянская полоса». В 167 поселениях этой полосы было 5180 дворов. Внимание Губернского статистического комитета привлекло странное несоответствие: из 29 официальных школ уезда на хуторянскую полосу приходилось всего 3, а уровень грамотности крестьян здесь был выше, чем в других местах. Тогда и обнаружили, что крестьяне были обучены «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями. Некоторые частные библиотеки крепостных крестьян (до 61 года) насчитывали до 2000 томов."
При этом следует учесть, что грамотные крестьяне, не обучавшиеся официально статистикой не учитывались.
«История российская» В. Н. Татищева — книга первая, часть I, напечатанная в типографии Императорского Московского университета в 1768 году. На ней есть запись XIX века: «Сия книга принадлежит деревне Космозерской Погоской крестьянам братьям Вавилиным».

И, наконец, ИНЖЕНЕРЫ И УЧЕНЫЕ Империи к 1917 году.

(по книге С.В.Волкова «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I Интеллектуальный слой дореволюционной России) http://swolkov.narod.ru/ins/01.htm
1.1.  Численность лиц умственного труда в 1913г была около 3 миллионов человек. Лиц с высшим образованием насчитывалось в 1913–1914 гг. 112–136 тыс. чел., число специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1913 г. определяется в 190 тыс.. По отдельным категориям сведения следующие:
1.2. Ученые и преподаватели вузов. Научных работников (в 300 научных организациях и обществах) насчитывалось в 1914 г. 10,2 тыс. чел., по другим оценкам, научных работников до революции было 11, 6 тыс. чел. Учебный персонал вузов  на 1916 г. — 6655 при 135842 студентах . При этом в 1916г в университетах учились около 39 000, то есть после 1917г могло быть гораздо более 12 000 ученых и научных работников.
1.3 ИТР и инженеры. Всех ИТР (включая мастеров и их помощников) в 1913 г. насчитывалось 46502 чел, в т.ч. 7880 инженеров с высшим образованием. Значительное число лиц с инженерным образование состояло на государственной службе: в МПС в 1915 г. таких насчитывалось 2800, горных инженеров в 1913 г. было 1115 (в т.ч. 180 в «генеральских» чинах). Таким образом, всего к 1917г не менее 50 000 ИТР, включая инженеров.
При этом в 1916г в университетах учились около 39 000 и в технических ВУЗах около 26 500 студентов,
http://swolkov.narod.ru/ins/t001.htm
а всего, как указано выше, почти 136 000 студентов.
1.4. Таким образом, после 1917 года, в первые годы совдепии, общее число лиц с высшим образованием могло достигнуть 250-270 тысяч человек.
И еще раз: в технических ВУЗах в 1916г обучалось 26500 студентов. Инженеров с высшим образованием в 1913-1915гг было около 11 800 (7880 на производстве+2800 в МПС+1115 в горной промышленности) - см. п.1.3. Ну а спустя 10 лет после 1917г в СССР в 1927г было 13 700 инженеров . И с этим количеством СССР начал невиданную в мире по темпам роста и эффективности индустриализацию.

Так что о низком уровне образования в России говорить не приходится. Сравнивая же эти цифры с более высокими европейскими следует учитывать принципиальную разницу в процентном отношении городского и сельского населения. Для качественного развития на том историческом этапе важно было обеспечить высокий уровень образования именно в городах, в промышленности. Что и делалось.

И что в значительной степени предопределило революционную ситуацию в стране. Грамотное население куда лучше видело диспропорции и несправедливость сложившегося образа жизни и распределения прибыли в стране, но не обладало ни опытом ни достаточными знаниями для реалистичного выбора смены власти. Здесь большевики получили миллионы союзников.

Продолжение  мере  готовности......



http://www.xserver.ru/user/vornv/ -Высшее образование последней четверти 19 века
http://5ka.su/ref/psihologiya/1_object74074.html
http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=9
http://pomnimvse.com/226pb.html
82. Назаров М. 2004. http://www.nashsovr.aihs.net/p.php?y=2004&n=2&id=3
83-84. Бразоль Б.Л. 1958. http://www.russia-talk.com/brazol.htm
86. Vernadsky G. 1944. A history of Russia. New Home Library. New York. P. 205
90-94. Назаров М. 2004. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2
http://www.monarhist-spb.narod.ru/D-ST/S_Mironov-1.htm
http://www.monarhist-spb.narod.ru/D-ST/S_Mironov-1.htm
http://community.livejournal.com/foto_history/652925.html
Tags: Россия, Статистика
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments