Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Шутка - страшное оружие в борьбе с нацизмом

Производитель одежды для неонацистов неудачно судится с пародийной маркой
Из-за нарушений пищеварения (оказалось, что у аиста аллергия на лягушечье мясо) и скопления газов (которые, вырвавшись наружу, пару раз катапультировали его из гнезда, так что он чуть не убился), Хайнар не мог нормально питаться и вырос болезненным и слабым. С детства ему не везло: так, из-под белого оперения постоянно лезли черные перья, которые его несчастная мать безуспешно пыталась запудрить - следствие того, что бабушка Аиста Хайнара спуталась с большим черным стервятником.

Победа неполноценного аиста

Немецкая компания MediaTex, которой принадлежит популярная в неонацистской среде марка одежды "Thor Steinar" ("Тор Штайнар") обратилась с иском в суд, требуя защитить ее коммерческие интересы. Поводом послужило появление на рынке марки "Storch Heinar" ("Шторх Хайнар", или "Аист Хайнар"). Брэнд был изобретен активистами антифашистского движения, а вся маркетинговая стратегия построена на пародировании и высмеивании "Thor Steinar". Уже сейчас можно сказать, что Аист Хайнар победил. Еще в начале разбирательства суд рекомендовал истцу отказаться от выдвинутых претензий, сочтя их безосновательными. 
  Марка "Thor Steinar" была создана в 2002 году. Производители замысловато обыгрывают образы из древней германской мифологии, истории Третьего рейха и Второй мировой войны, что находит живейший отклик в праворадикальной среде и приносит немалые барыши. Само название бренда отсылает к личности Феликса Штайнера, генерала СС. Первый логотип  представлял собой две руны T и S. Руны были перекрещены таким хитроумным образом, что каждый без труда мог увидеть в них две "зиг-руны" - эмблему СС.
Юридически придраться к дизайнерам невозможно, хотя несколько лет назад через суд удалось-таки добиться запрета на логотип.
Беда пришла к "Thor Steinar" откуда не ждали - в лице ущербного Аиста Хайнара, придуманного руководителем антифашистской инициативы "Тупик - справа", молодым социал-демократом Матиасом Бродкорбом.Он действует против "Тора Штайнара" его же оружием: намеками и двусмысленностями. К арсеналу Хайнара, однако, нужно прибавить еще одно - острую сатиру, которая никого не может оставить безучастным, а также неизменный яичный ликер, придающий аисту силы в борьбе с Тором. Как и у марки "Тор Штайнар", на сайте которой рассказывается о германской мифологии, богах, рунах и происхождении древних германцев, у Аиста Хайнара есть свой вполне сумасшедший универсум. Истории о приключениях Птицы-Фюрера, которые служат темой изображений на одежде, регулярно выкладываются на YouTube, с недавнего времени Аист Хайнар стал выступать по радио, к выходу готовятся комиксы и мультфильмы.
Фрагмент майки с "Дебильным Рудольфом". С сайта endstation-rechts.de Фрагмент майки с "Дебильным Рудольфом". Собственно Аист Хайнар представляет собой тщедушную, забитую птичку, с ножками буквой Х, с гитлеровскими усиками на клюве, в слишком большой не по размеру солдатской каске. Из-за нарушений пищеварения (оказалось, что у аиста аллергия на лягушечье мясо) и скопления газов (которые, вырвавшись наружу, пару раз катапультировали его из гнезда, так что он чуть не убился), Хайнар не мог нормально питаться и вырос болезненным и слабым. С детства ему не везло: так, из-под белого оперения постоянно лезли большие черные перья, которые его несчастная мать безуспешно пыталась запудрить - следствие того, что бабушка Аиста Хайнара в свое время спуталась с большим черным стервятником. Или еще пример: как-то раз Хайнар собрался в теплые края, однако прибыл на вокзал в 19:45, тогда как его поезд ушел в 19:33. (Для тех, кто не понял - речь идет об исторических датах). С поездом уехал и чемодан с одеждой. И вот Аист Хайнар решил отомстить всему миру и заделаться самым великим дизайнером одежды, чтобы о нем узнали все.
Такова история появления бренда "Аист Хайнар", описанная в первом, втором и третьем эпизодах о Птице-Фюрере. Вместе с Хайнаром на поезд не успели и остались на вокзале еще несколько птиц, составивших компанию фриков. Среди них дебильный Рудольф, жирный Герман, Йозеф, а также некто Бенито Шторхолини. Изображения всех этих персонажей появляются на футболках, толстовках, сумках и чашках, выпускаемых активистами "Тупик - справа". На одежде фигурируют и другие изображения и надписи, типа: "Воняет - спусти" под изображением свастики в унитазе, "Холодный крест" с изображением безобидной снежинки - намек на любимый ультраправыми Кельтский крест (по-немецки "Keltenkreuz" и "Kaelterkreuz" звучат очень похоже). Кроме того, "Тупик - справа" производит собачьи комбинезоны с надписью "Блонди против правых" и многое другое.
Примечателен также сам логотип "Аиста Хайнара". На красном фоне нарисован аист в каске, с расправленными крыльями и одним яйцом между растопыренными ногами. В принципе, очертаниями логотип очень напоминает новую эмблему "Тора Штайнара". Яйцо, кстати, взялось не просто так, это намек на охватившую одно время всю Германию дискуссию, сколько же яичек было у фюрера: одно или два. Дискуссия была связана с появлением документа, в котором приводились признания военного врача Йохана Ямбора (Johan Jambor). Он оперировал Гитлера в Первую мировую после полученного им в 1916 году ранения и удалил будущему фюреру одну тестикулу. Иными словами, стеб авторов марки "Аист Хайнар" довольно жесткий, почти на грани фола. Не удивительно, что компания MediaTex сочла все это нападками на свой бренд "Thor Steinar" и подала в суд.
Изображение с сайтов endstation-rechts.de и thorsteinar.de
Представители MediaTex утверждали, что деятельность производителей одежды "Аист Хайнар" нарушает положения закона об охране товарных знаков, дискредитирует и позорит бренд "Thor Steinar". Впрочем, немецкие СМИ предположили, что причины подачи иска были куда более прозаичны, а именно: после того как в 2009 году управление "проарийским" брендом было передано инвесторам из Абу-Даби, многие ультраправые клиенты сочли себя оскорбленными. Кроме того, как отмечает Welt, недовольство и критику неонацистов вызывают высокие цены, из-за которых те, кто хочет соблюдать "правый стиль" в одежде, вынуждены залезать в долги. Получается, для MediaTex иск к "Аисту Хайнару" - это лишняя возможность напомнить о себе и привлечь внимание потенциальных покупателей.
Впрочем, еще в начале судебного разбирательства в Нюрнберге судья Хорст Роттманн (Horst Rottmann) обратил внимание истцов на то, что их претензии по большей части безосновательны, и рекомендовал отозвать иск. В частности, суд сразу отклонил претензии в смешении товарных знаков. "Нет никаких оснований полагать, что изображение аиста так или иначе отсылает к бренду истца", - заявил Роттманн. Он также отметил, что, несмотря на фонетическое созвучие и одинаковое число слогов, слова Thor и Storch вызывают совершенно разные ассоциации. Наконец, деятельность "Тупик - справа" имеет, по мнению судьи, своей главной целью сатиру, а не извлечение прибыли, поэтому подпадает под защиту закона, гарантирующего свободу искусства. Иными словами, защитники "Thor Steinar" наступили на собственные грабли. Остается лишь скрежетать зубами, или, точнее, щелкать клювом.
Алексей Демьянов
Tags: Германия, Улыбнуло, Фашизм
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments