Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Укр - ущербное дитя польского гонора



История зарождения заповедника йододефицитных гоблинов

В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Австрии отошли земли, на которых исторически проживало большое количество восточнославянского православного населения: Малая Польша и входившее в ее состав Русское воеводство с центром во Львове, который получил название Лемберг и стал центром общественно-культурной жизни галицийских русских.

 Группировки польских аристократов, которые вынуждены были сменить подданство на русское, не питали особой любви к новой метрополии — Российской империи.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8B-%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8.gif/800px-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8B-%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8.gif

Они считали свою родину несправедливо захваченной грубыми и невежественными иноземцами и в своей  публичной деятельности руководствовались русофобскими установками.

Преуспел на этом поприще уроженец Волынской области Тадеуш Чацкий, сын коронного подчашего и внук великого коронного канцлера.



Тадеуш, ставший в России Фаддеем Феликсовичем, воспитывался иезуитами в родительском доме. В детстве и юности пережил несколько психологических травм, способствовавших его нелюбви ко всему русскому. В итоге Тадеуш Чацкий в 1801 году издал программный труд О nazwisku Ukrainy і początki kozaków («О названии "Украина" и зарождении козачества»), в котором одним из первых выдвинул тезис о существовании отдельного «украинского народа», якобы не имевшего никакого отношения к славянству.

По мнению Чацкого, предками «украинского народа» были представители кочующей орды укров, которая пришла на восточнославянские земли Поднепровья из-за Волги в VII веке. Так Тадеуш Чацкий  проложил дорогу к формированию идеологии радикального украинства.

https://www.rubaltic.ru/upload/fastimage/6b4/6b48c58266fdab83832e083233f8821a.jpg

Первые страницы псевдонаучного труда Чацкого о древних украх

Вскоре российское правительство Александра I совершило опасную ошибку. В 1803 году молодой император, находившийся под влиянием шляхты, провозгласил автономию польского просвещения, которая распространилась на земли, где проживала большая часть русских.

Фаддей Феликсович получил важное назначение, став школьным инспектором Волынской, Подольской и Киевской губерний. Тут же пан Чацкий начал ратовать за создание гимназий нового типа на подконтрольных ему территориях.

Так российский государь собственным указом разрешил католическим аристократам запустить механизм обукраинивания восточных славян.

Бывшие подданные Речи Посполитой начали действовать в духе восточной мудрости «Хочешь победить врага — воспитай его детей».



Здание бывшей иезуитской коллегии во Львове. Здесь работали опекуны Тадеуша Чацкого

С тех пор польские преподаватели, ревностные католики, старательно внушали русским гимназистам малороссийских губерний мысль об их особом происхождении и культурно-интеллектуальном превосходстве над московитами.

Впрочем, вместе с Чацким на ниве воспитания будущих украинцев преуспел и польский писатель-романтик Ян Потоцкий, сын коронного кравчего, увлекавшийся археологией и этнологией. После нескольких  экспедиций, в том числе в Турцию и Египет, Потоцкий осел в Париже, где занялся патриотической публицистикой. В 1796 году, на следующий год после окончательного исчезновения «государства двух наций», он издал «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах», где обосновал теорию особого украинского этноса, который, как и поляки, якобы возводил свое происхождение к сарматам — героизированному в польской историографии Нового времени древнему евразийскому племени.

Таким образом, Потоцкий за пять лет до Чацкого заложил публицистическую традицию фундаментального противопоставления великороссов и малороссов.



Слева направо: Ян Потоцкий, один из основоположников теории происхождения украинцев от сарматов | Карта, указывающая предположительное расположение древних Скифии и Сарматии

Масон-оккультист Ян Юзефович Потоцкий, выступавший с радикальными псевдонаучными концепциями, тоже оказался в фаворе у императора Александра I. Потоцкий стал научным руководителем политико-дипломатической миссии графа Юрия Александровича Головкина в Пекине, начатой в 1805 году и организованной Санкт-Петербургской Академией наук. В ходе экспедиции он принимал участие в геологическом освоении отдельных областей Сибири.

Северин Потоцкий, его брат, стал членом Государственного совета и действительным тайным советником. О большем возвышении мечтать не приходилось.

Отношение к шляхетскому проекту деславянизации малороссов у российской администрации не изменилось даже во время вторжения армии Наполеона, с которой вовсю сотрудничала польская знать.

Даже после Венского конгресса и закрепления Польши в составе Российской империи Александр I не предпринял должных мер для ликвидации очагов пока еще идеологической нестабильности в областях, густо населенных православными крестьянами и ремесленниками.

Эта подрывная деятельности вскоре привела к конкретным результатам. За четверть века была выстроена четкая вертикаль власти. Руководители польской образовательной автономии в Малороссии, пропагандирующие идеи «отличности» украинцев от русских, назначали на должности инспекторов школ и гимназий по большей части выходцев из шляхетской среды и ностальгировавших по временам Польши от моря до моря.

Те, в свою очередь, привлекали к работе с подростками молодых преподавателей городских училищ и других просветительских заведений, которые исповедовали концепцию культурно-национальной «особости» украинцев. Чаще всего эти учителя сами воспитывались в условиях чуткого и трепетного отношения к фольклорно-песенным традициям на основе малоросского наречия.

Одним из таких этнографически ориентированных писателей и учителей был Пантелеймон Александрович Кулиш — провозвестник «украинского просвещения».



Слева направо: Пантелеймон Александрович Кулиш, создатель кулишовки | Первый том Записок о Южной Руси. Издатель Пантелеймон Кулиш

В 1856 году Кулиш издал двухтомный историко-этнографический сборник «Записки о Южной Руси», который был опубликован в Санкт-Петербурге при активной поддержке членов государственной администрации. Все бы хорошо, но материалы, вошедшие в сборник, были набраны особым фонетическим алфавитом, получившим название «кулишовка».

Кулиш написал на «кулишовке» целый ряд публицистических, научных и художественных текстов, которые он и его сторонники публиковали в первом «украинском» журнале «Основа», свободно и беспрепятственно выходившем в Санкт-Петербурге.

Несмотря на Валуевский циркуляр, который запрещал печатать на малоросском наречии произведения нехудожественного содержания, Пантелеймон Александрович продолжал трудиться на переводческом поприще, переиначивая русские тексты на украинский манер.

В начале 1860-х он выпустил на малоросском фольклорном диалекте: Библию, Псалтирь, Евангелие и Пятикнижие.

Постепенно на землях Российской и Австро-Венгерской империй среди этнических русских зародилось украинофильское движение, которое год за годом озвучивало все более радикальные идеи сперва культурного, а затем и национального сепаратизма. Украинофилы пользовались поддержкой некоторых местных чиновников и попечителей.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы жизни Пантелеймон Кулиш поумнел и осознал, к каким катастрофическим последствиям приводят его деструктивные нововведения.  Кулиш искренне раскаялся в своих культурно-языковых экспериментах, поработав в Галиции и столкнувшись с ксенофобией и высокомерием со стороны польской шляхты. Но тот факт, что Кулиш яростно отрицал инаковость малоросов и проклинал свою "шутку", ничего не изменило в сути содеянного.



Галицко-волынское княжество, ставшее впоследствии окраиной, а затем и ударной силой что УНР, что двух майданов

Между тем целое поколение молодежи оказалось поражено теорией радикального украинства. Мысль о необходимости отказа от своих корней внедрялась аккуратно, но уверенно, и привела к формированию маргинально-ассимилятивной модели мышления.

В итоге к началу XX века в пограничных областях сформировался пограничный этнокультурный конструкт яростно русофобской направленности.

При этом другая часть населения относилась к «русофильским» русским. В результате открытый конфликт между представителями одного разделяемого в течение столетия народа стал вопросом времени. И он вспыхнул к началу Первой мировой войны, стои жизни десяткам тысяч жертв первых в Европе концлагерей Талергоф и Терезин, бегства сотен тысяч православных русинов и превращения Галиции в заповедник йододефицитных гоблинов.

использованный материал Рубалтик
Tags: Галиция, История Украины, Национализм, Украинизация
Subscribe

Posts from This Journal “Галиция” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment