Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Забытая экспедиция



В любом обществе есть больные на голову ура-патриоты, которые не в штыки, в багинеты, встречают любые намеки на плохое знании отечественной истории нашими современниками. Что довольно странно, если вспомнить о том, что Россия все же не США и не Австралия - наша история куда богаче и древнее. А с учетом того, что власть в России за сто с небольшим лет несколько раз менялась кардинально, многие факты откровенно замалчивались по политическим соображениям.

Ну не могли в СССР рассказывать о том, что капитан "Вайгача" работал на гитлеровцев. Хорошо хоть о самой экспедиции не забыли. Сегодня подобных табу нет, но и школьные программы не резиновые - а историй много.

Одна из них, гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, продолжавшаяся с 1910 по 1915 годы. Она оказалась одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими путешественниками. Великий норвежский полярный исследователь Руаль Амудсен после ее завершения писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».

Вот именно - в мирное. А за событиями тех лет всё забылось. Увы, полыхала Первая Мировая война. Последовавшие за ней революции заставили на долгое время забыть и об открытиях экспедиции, и об именах ее героев, многие из которых вынуждены были эмигрировать из Советской России.

А ведь они прокладывали тот самый Севморпуть, который сегодня становится одним из стратегических приоритетов России

Курс на Северный путь!

Задача, которая была поставлена Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, была грандиозной – предстояло освоить и описать Северный морской путь как альтернативу южным океанским трассам. О необходимости освоения Россией северного пути писал еще Михайло Ломоносов, но в практическую плоскость вопрос перешел, как это часто бывает в России, в период кризиса. После поражения в русско-японской войне появилась необходимость в перемещении военных гражданских грузов не по югу, через Суэцкий канал, а по северу, вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Подготовка к генеральной экспедиции активизировалась после того, как в 1907 году начальником Главного гидрографического управления был назначен Андрей Ипполитович Вилькицкий, прославленный полярник, руководивший исследованиями устьев Печоры и Енисея, а также изучением южной части Карского моря.



Специально для экспедиции на Невском заводе в Петербурге в 1909 году были построены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» /на фото выше в 13-м году/ — водоизмещением 1,5 тыс. тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Активное участие в их строительстве принимал тогда еще капитан II ранга Александр Колчак – будущий адмирал и «верховный правитель России».

Программа экспедиции была рассчитана на 5 лет. К лету 1910 году она прибыла во Владивосток, откуда и должна была начать свою работу. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев.

В первые три года был выполнен огромный объем работ: были изучены Восточно-Сибирское и Чукотское моря, описаны Медвежьи и Новосибирские острова, а также часть материкового побережья. В 1912 году «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси.

Экипажи «Таймыра» и «Вайгача» подбирались из добровольцев ввиду чрезвычайной сложности и опасности данных исследовательских работ.

Летом 1913 года из Петербурга пришел приказ, которого исследователи долго ждали – кораблям предписывалось пройти весь Северный морской путь, пробившись через льды в Архангельск.

«Остров Тайвай»

Командиром «Вайгача» в походе был назначен Петр Алексеевич Новопашенный, а командиром «Таймыра» - Борис Андреевич Вилькицкий. Борис Вилькицкий был сыном идейного вдохновителя экспедиции Андрея Вилькицкого, который не дожил до решающего штурма Северного пути, умерев в Петербурге весной 1913 года.

Когда суда добрались до Камчатки, тяжело заболел начальник экспедиции Иван Семенович Сергеев. Его отправили на берег, а командование экспедицией принял на себя 28-летний командир «Таймыр» Борис Вилькицкий /фото/.



Отступать от намеченной цели исследователи не собирались. На рассвете 3 сентября 1913 года практически одновременно и на «Таймыре», и на «Вайгаче» заметили землю по горизонту. Ледоколы прошли вдоль берега, после чего на вновь открытую сушу высадились экипажи, установив там государственный флаг России.

Было составлено описание новой земли, а 4 сентября 1913 года на мысе Берга был зачитан приказ начальника экспедиции о присоединении новых земель к России, в честь чего был дан торжественный салют.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn%3AANd9GcRn8iIVf5VXX568lIJMLcGdVGuIncObGlMX0w&usqp=CAU Факт открытия земель гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана не вызывает сомнений, а вот с их наименованием все получилось несколько сложнее.

Сами моряки определили открытую ими землю как большой остров, назвав его Тайвай – в честь судов «Таймыр» и «Вайгач». Однако высочайшим указом земле, расположенной к северу от мыса Челюскин, было присвоено наименование "Земля Императора Николая II"; острову, лежащему к северу от того же мыса, — "Остров Цесаревича Алексея", а островку к юго-востоку от острова Беннета — "Остров Генерала Вилькицкого".

Разразившаяся потом революция приведет к тому, что о новых землях с «царскими именами», забудут почти на десять лет. И лишь в 1926 году, когда на острова всерьез станут претендовать американцы, президиум ЦИК СССP подтвердит суверенитет нашей страны над открытыми землями. Одновременно Землю Николая II переименуют в Северную Землю. Позднее, когда уже советские полярники установят, что речь идет не об одном большом, а о нескольких островах, они получат собственные имена: Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта. Остров Цесаревича Алексея был переименован в Малый Таймыр.



Дойти до Архангельска и уцелеть

После открытия островов «Таймыр» и «Вайгач», не сумев пробиться сквозь льды, вернулись во Владивосток. Летом 1914 года была предпринята очередная попытка штурма Северного морского пути. Остановить ее не смогло даже начало Первой Мировой войны.

Плавание в тяжелейших зимних условиях, часто переходящее в дрейф во льдах, продолжалось 14 месяцев. Все это время Вилькицкому удавалось сохранять среди своих подчиненных дисциплину и порядок. Для экипажа проводились ежедневные прогулки по льду, устраивались занятия по изучению астрономии, курсы повышения квалификации, вечера чтения литературы, любительские спектакли, проводились даже матчи по футболу между экипажами судов.

Усилия Вилькицкого не пропали даром – из 80 членов экипажа двух судов в живых осталось 77.

Между тем, на Большой Земле экспедицию считали пропавшей – связи с кораблями не было. И лишь когда на просторах Арктики «Таймыр» и «Вайгач» повстречались с норвежским судном «Эклипс», оснащенным мощной рацией, в России началось ликование. Впрочем, сдержанное – война все-таки.

3 сентября 1915 года «Таймыр» и «Вайгач» прибыли в Архангельск, завершив свою миссию. Северный морской путь был пройден и тщательно описан, открыты новые острова, проведено множество сопутствующих исследований. Кое-что любителей загадок и разочаровало - гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана фактически поставила крест на мифе о так называемой Земле Санникова.

Материалы экспедиции были переданы в архив, Борис Вилькицкий как руководитель экспедиции был удостоен золотой медали Русского географического общества, а также аналогичных наград других стран – Швеции, Франции, Норвегии…

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/UeKp5xoG7luip6bn9FYrpLIltvfnI4rLdi-vQemIeE63U7mKyDz5pNuH80cQZ3mxyJl8DZrvW2w8Km2RhydBMws6GoS_nxucgeemKCWzi_EQRmxuFCEFoMpNkTiaYP7pjQy6z2A

Два капитана


Участникам экспедиции, однако, было не до почестей – они спешили на фронт. Кто-то погиб в Первую Мировую, кто-то сложил свою голову на фронтах Гражданской…

Борис Андреевич Вилькицкий воевал в Белой армии, а затем эмигрировал за границу. В 1920-х годах он участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций, однако при этом подчеркнуто дистанцировался от Советской власти – работал на английском судне, не сходя в советских портах.

При этом на протяжении всей своей жизни он внимательно следил за советскими исследованиями Арктики и давал им чрезвычайно высокую оценку. Можно сказать, что советское освоение Северного морского пути стало продолжением дела, начатого гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1910-1915 годах.

Сам Вилькицкий сначала жил в Англии, потом работал гидрографом в Африке, в Бельгийском Конго, а затем обосновался в Бельгии, где много лет трудился бухгалтером и преподавателем русского языка.

Уже на склоне лет, в 1950-х годах Борис Вилькицкий намеревался вернуться на Родину, но не успел – в марте 1961 года исследователь Арктики умер в Брюсселе.

В 1980-х годах встал вопрос о перезахоронении останков Бориса Андреевича Вилькицкого на Родине. Уже во времена новой России, 20 ноября 1996 года прах Бориса Вилькицкого был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами его отца и брата.

Имена полярных исследователей Бориса и Андрея Вилькицких сохранились на географических картах: в честь сына и отца названы 9 топонимов в Арктике, в том числе один пролив, четыре острова, залив, два мыса и ледник.

Судьба капитана «Вайгача» Петра Алексеевича Новопашенного сложилась еще более драматично. После революции он готовил кадры для Красного флота и даже участвовал в советско-германских мирных переговорах. Однако летом 1919 года он бежал к белым, присоединившись к Северо-Западной армии Юденича, где занял пост начальника разведки и контрразведки.

После окончательного поражения белых Новопашенный эмигрировал, жил сначала в Англии, а затем в Германии. С середины 1930-х годов бывший полярник стал работать дешифровальщиком в германской армии.

В мае 1945 года Петр Алексеевич Новопашенный был арестован советскими спецслужбами. После пяти лет заключения он скончался в пересыльном лагере под белорусским городом Орша.

Такая вот трагическая и героическая история.

использованный материал
Tags: Интересно, История, Россия
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Первые БПЛА и Карабах

    В 1911 году американец Илмер Сперри сумел привлечь внимание представителей Военно-морских сил США идеями оснастить аэроплан радиоуправлением,…

  • Первая атомная

    Первая атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в…

  • В чём состояла «служба» русских императриц

    Виже-Лебрен Э. Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1799. © / репродукция 25 октября 1759 года, в городе Штеттин родилась…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments