Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Как из ничего создали стратегическую авиацию Сталина

Невзирая на отсутствие формального образования конструктором Туполев был от бога. Жесткий характер и огромный авторитет очень помогали преодолеть недостатки административной системы времен Сталина. К концу войны стало совершенно очевидным необходимость создания стратегического бомбардировщика.  Благодаря ошибке товарища Сталина с середины 30-х годов подобные машины не проектировались. Пе-8 был последней ласточкой. Но даже его модернизацией никто не занимался, скорее наоборот. Нужен был прорыв. Его совершил Сталин и Туполев.

На фото разборка Б-29
В течение 1944 года на территории Советского Приморья в разное время совершили вынужденные посадки экипажи четырех американских B-29, участвовавших в налетах на Японию. Личный состав вернулся в Америку, а самолеты остались.   Берия, отвечавший за реализацию ядерной программы, доложил И. Сталину, что есть возможность хорошо изучить американские бомбовозы и   Сталин   дал указание поручить все работы А.Н. Туполеву и в кратчайшие сроки скопировать B-29.  6 июня 1945 года состоялось решение Государственного Комитета Обороны о постройке четырехмоторного бомбардировщика Б-4 (боинг-4). С Дальнего Востока в Москву перегнали три В-29 (Первая машина B-29 пришла под управлением   летчика С.Рейделя). Ведущим конструктором по этой машине назначили Д.С. Маркова. Это будет единственный самолет в СССР, Акт о госприемке которого подпишет Сталин.
Одну "Суперкрепость" разобрали до винтика и изучили КБ Туполева, Ильюшина и институт авиаматериалов.  Два других оставили как эталоны - для сборки и для летных испытаний. Ту-4 (такое обозначение Б-4 получил осенью 1947 года), созданный по типу B-29 и переданный в серийное производство в конце 1946 года, по конструкторскому решению, новизне примененных материалов и бортового оборудования произвел настоящую революцию в технологиях авиационной и смежных отраслях промышленности.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu4/tu4-15.jpg
На фото Ту-4К
Естественно, механически скопировать чужой самолет просто не возможно. Для этого надо, как минимум, обладать одинаковыми технологиями и оборудованием. До 90 % материалов, использованных при постройке самолета, до этого промышленностью Советского Союза не выпускалось. Поэтому  пришлось идти своим путем. Однако, планер и подавляющее число систем самолета были заимствованы практически без изменений. Был полностью изучен материал и начато производства сплава марки 2024. Не получалось катать 30-метровые крылья - металл трескался. Большие плоские слитки, отливаемые непрерывным методом с резким охлаждением водой, в процессе литья иногда разрывались от термических напряжений, и куски весом в несколько сот килограммов разлетались не хуже гранаты. Но решили и эту проблему.

Каждый отдельный агрегат обрабатывала своя бригада конструкторов и технологов. Агрегат или деталь взвешивали, обмеряли, фотографировали и описывали. Любая деталь подвергалась спектральному анализу для определения материала. Однако точно повторить B-29 было невозможно.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu4/tu4-19.jpg
Так, у американцев толщина листа обшивки равнялась 1/16 дюйма. Катать такие листы ни один завод не брался. Пришлось идти на компромисс. В результате листы фюзеляжа имели толщину от 0,8 до 1,8 мм в зависимости от требований прочности. Похожая коллизия возникла с проводами. Когда перевели сечение снятых с B-29 проводов в метрику, получилась нелепая шкала: 0,88; 1,93; 3,05; 5,15; 8,8; 13,0; 21,0; 41,0 мм2. Попытка использовать ближайшие наши сечения провалилась. Если округляли в "плюс", вес электросети возрастал на 8-10%. Если же в "минус" - не укладывались в нормы падения напряжения. Потеряв немало времени на споры, кабельщики все же скопировали американские сечения проводов.

Проще всего было с двигателями. Дело в том, что еще до войны между американской фирмой Wright и мотостроительным КБ Д. Швецова существовало лицензионное соглашение. Например, двигатель М-71 для поликарповского истребителя И-185 был близок к двигателям Wright R-3350 "Duplex Cyclone", установленным на B-29.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu4/tu4-9.jpg
19 мая 1947 г. состоялся первый полет первого серийного самолета (Н.С. Рыбко), вслед за ним - второго (М.Л. Галлай) и третьего (А.Г. Васильченко). Еще до первых полетов, 11 ноября 1946 года берлинская газета Der Kurier возвестила о начале производства в СССР копий B-29. Никто на Западе не мог поверить - невозможно создать за 2 года и поставить на поток подобный самолет. Да что там говорить - даже купив оборудование и лицензии "Жигули" не сравнятся с "Фиатом". Но первый  самолет-носитель для ядерной бомбы был создан всего за два года. Военный паритет сохранен.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu4/tu4-8.jpgЯдерная бомба "Татьяна"
Тактико-технические характеристики самолета: Год принятия на вооружение - 1947 Размах крыльев - 40,05 м Длина - 30,18 м Площадь крыла - 161,7 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 32270 - нормальная взлетная - 47500 - максимальная взлетная - 66000 Тип двигателя - 4 х АШ-73ТК Тяга - 4 х 2000 кгс Скорость, км/ч - максимальная - 558 Дальность полета - 5100 км Разбег - 960 м Пробег - 1070 м Практический потолок - 11200 м Экипаж - 11 чел

Вооружение: Стрелковое вооружение - первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях - две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине, бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).

Но Туполев прекрасно понимал, что время винтомоторной авиации прошло и не дожидаясь массового "падежа" "суперкрепостей" в Корее под ударами наших МиГов приступил без всякого одобрения и разрешения,  на свой страх и риск, к разработке  реактивного бомбардировщика, получившего впоследствии наименование Ту-16.

Но это уже другая история.


Очень подробно с историей машины можно познакомиться здесь: http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu4.html http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu4.html http://www.rusarmy.com/avia/tu_4.htm http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/2004/ALLOYS.HTM
Tags: ВВС
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments