Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

60 лет в строю

Создание этого уникального самолета началось с волевого посыла Туполева, который и во времена Сталина и кураторства Берии плевал на официальные разрешения и бумажки. Фактически над проектом будущего среднего дальнего бомбардировщика он начал работать сразу после Ту-4, хотя эскизный проект утвердили только в 1951 году. Начну с воспоминаний "человека со стороны".
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/20/McDonnell_F-4B_VF-114_intercepting_Tu-16_1963.jpg На фото Ту-16 с почетным эскортом "фантома-четвёрки.      
"Было известно, что если ввести в алюминиевый сплав цинк, то есть базироваться на четверной системе "алюминий-цинк-магний-медь", то можно существенно улучшить свойства сплава. В своей докторской диссертации я изучил четверную систему "алюминий-цинк-магний-медь" и установил ее фундаментальные закономерности... Мы смогли создать группу очень хороших высокопрочных алюминиевых сплавов - В95, В96ц3 и особо прочный В96ц.

Звонок от Андрея Николаевича Туполева, разговор в его обычной манере:

- Слушай, ты наверняка бьешь баклуши вместо того, чтобы работать. Давай, приходи ко мне.

- Слушаюсь, Андрей Николаевич, через десять минут буду.

ВИАМ и КБ Туполева расположены на улице Радио. В маленьком кабинете Туполева собрались прочнисты, конструкторы, технологи, сам он - в старой, замызганной спецовке.

- Ну, рассказывай, какой у тебя высокопрочный сплав.

- Помилуйте, Андрей Николаевич, я уже три раза докладывал.

- Ну, давай в четвертый раз.

Я начал описывать преимущества В95. Он меня прервал:

- Ну, ладно, весь Ту-16 переводим на В95.

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" - огромный самолет, идущий в серию на Казанском авиационном заводе, и весь из нашего сплава В95. Только позже я узнал причину такого решения: Ту-16 не прошел испытания на прочность, поэтому надо было либо переделывать все чертежи - огромная работа, либо перейти на высокопрочный и сплав. Туполев выбрал второй вариант.

Сначала производство самолета на Казанском заводе шло хорошо, но потом был выявлен массовый брак на листах из В95. Звонок министра. Мне указание отправиться на Каменск-Уральский завод, где делают эти листы, и не выезжать оттуда до тех пор, пока брак не будет полностью ликвидирован. Оказалось, что появление трещин связано с процессом отливки слитков, но долгое время не удавалось найти решение, как их ликвидировать. Со мной для подбодрения послали агента НКВД. Он, молодой парень, говорит: "Мне жена каждый день звонит, спрашивает, когда я вернусь в Москву. Признайся, что ты враг народа, и я уеду, ну а ты отправишься, сам знаешь, куда - на Север". В конце концов все трудности удалось преодолеть, и пикирующие бомбардировщики Ту-16 пошли в большую серию. Кстати сказать, эти бомбардировщики все еще в строю... Недавно по просьбе Министерства обороны мы продлили на десять лет срок их эксплуатации." (Из доклада 2004 года).* По официальным данным - сняты с вооружения в 1993 году.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu16/tu16-2.jpg
После создания Ил-28 ОКБ С.В.Ильюшина попадает в полосу всеобщего благоприятствования как со стороны руководства страны, так и ВВС. И когда возник вопрос о создании нового скоростного дальнего реактивного бомбардировщика, на фоне срывов ОКБ А.Н.Туполева но семейству Ту-14, ВВС обращается с этим заданием в ОКБ-240 С.В.Ильюшина. Осенью 1949 года ВВС выдает официальный заказ на новый дальний реактивный бомбардировщик.  Выходит соответствующее постановление правительства.  Ильюшин принял решение проектировать новую машину в два этапа: на первом этапе с прямым крылом, по проверенной схеме Ил-28, а на втором этапе сосредоточить усилия на стреловидном варианте - Ил-46с. Опытный Ил-46 с прямым крылом ильюшинцы подготовили к летным испытаниям  к марту 1952 года. 3 марта самолет совершает первый полет, без особых осложнений проходит этап заводских испытаний и передается на государственные, на которых он подтверждает заявленные ОКБ-240 летные данные. Вроде бы все хорошо, самолет можно или запускать в серию, или переходить ко второму - "стрелокрылому" - варианту. Но стреловидный дальний бомбардировщик уже летает, и сделало его, пока ильюшинцы занимались Ил-46, в инициативном порядке ОКБ А.Н.Туполева. Туполевский "дальник" показывает на заводских испытаниях скорость свыше 1000 км/ч, что значительно выше задания на Ил-46. Вскоре принимается правительственное решение в серию передавать туполевскую машину "88" (Ту-16), а не Ил-46, работы по которому вскоре прекращаются. ОКБ А.Н.Туполева берет реванш, построив  Ту-16, обогнавший свое время минимум на 5-7 лет.
http://img-kiev.fotki.yandex.ru/get/18/more7007.2/0_106b0_b924680f_orig
Кстати, не в последнюю очередь благодаря сплаву В95 (и революционной схеме крыла) самолет получил принципиально более высокую жесткость и живучесть, чем западные. Опыт эксплуатации В-47, В-52, пассажирских Боингов 707, Дугласов ДС-8 и Конверов 880 показал, что конструкция жесткого крыла Ту-16 значительно более живучая, особенно с точки зрения усталостной прочности. Американцы имели массу проблем в эксплуатации с крыльями В-47 и В-52 (усталостные трещины, и как следствие, постоянные остановки парка, доработки и усиления конструкции). Можно с уверенностью сказать, что раннее снятие с эксплуатации В-47 во многом определилось "слабым" крылом.

Первая серийная машина вышла осенью 1953 и потом три завода собрали полторы тысячи машин. Вряд ли конструкторы предполагали, что их детищу придется летать в XXI веке - 60 лет!!! Небывалый срок для самолета.  Последние Ту-16 еще взлетали в небо России, стран СНГ и Ирака в конце 80-х и в начале 90-х, а построенные по советской лицензии китайские Н-6 продолжают эксплуатироваться и состоять на вооружении ВВС КНР.
http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu16/tu16-4.jpg
На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолетом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полеты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолет-разведчик Северного флота в Норвежском море. 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолетов при невыясненных обстоятельствах, не исключающих пуск ракеты, во время слежения за американским авианосцем в Японском море.Хотя японцы божатся, что он задел крылом за воду.

 

     Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолеты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и кассетными бомбами во время пролета вдоль рулежной полосы.

 

    В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. По израильским данным, один Ту-16 был сбит.

 

     Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолеты 200-го тяжелобомбардировочного полка участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки муджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлебывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.


С 1958 года начались поставки самолета в Китай, однако после осложнения отношений с СССР китайское правительство решило строить Ту-16 своими силами. С 1968 по 1987 год построили 120 таких самолетов. Последние варианты (H-6D) были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе БЭВМ и новую обзорную РЛС. Четыре самолета H-6D были поставлены Ираку.

Фактически все, кроме первого ядерные бомбометания пришлись на долю Ту-16, вплоть до последнего - в конце 1962 г., перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Чем был плох самолет - крыльевой дозаправкой. Слишком сложная операция в первые годы привела к потере 15 машин (1958 - 1964) 184  и 226  полков.
Дозаправка Ту-16Р со станцией СРС-3 в подкрыльевых контейнерах от Ту-16З /Фото С.Скрынникова/

в 1958 году в Прилуках на базе 184-го авиаполка была организована спецгруппа по дозаправке топливом Ту-16 под руководством полковника Кожухова. Для первоначального обучения из московского НИИ прибыли инструкторы — Герои Советского Союза, полковники Иконников и Новожилов, мастера своего дела. Для обучения из различных полков были привлечены опытнейшие летчики — от замкомандиров авиаэскадрилией и выше. Одним из первых этот вид подготовки начал осваивать Герой Советского Союза, командир 2-й авиадивизии тяжелых бомбардировщиков генерал-майор Александр Алексеевич Баленко, чьим именем названа улица в Полтаве. Этот генерал был острословом и любимцем офицеров вообще, а летчиков в особенности. Он никогда не бывал один, вокруг него всегда собиралась толпа улыбающихся сослуживцев. Например, спрашивали: «Товарищ генерал, ну как дозаправка?» — Да как, — отвечал А.Баленко. — Все равно что тигра за хвост держать: один страх и никакого удовольствия.
— А ночью? — допытывались у него.

— Да то же самое, только ни хрена не видно!

... Когда начали осваивать дозаправку, медики массово списывали авиаторов, особенно молодых вторых пилотов из-за язвы желудка. Мы догадывались, что это от стрессов. Ведь, вылетая в учебный полет, осознавали, что можем не вернуться. К тому же второму летчику (замкомандира корабля), даже если он видел ошибки командира, порой грубые, запрещалось во время дозаправки трогать рычаги управления самолетом. Можно только представить себе ощущения и переживания в таких ситуациях!

Осенью 1963 года в полтавский полк для исследования причин заболевания язвенной болезнью прибыла комиссия в составе четырех медиков, трое из которых были кандидатами наук, один — врач-летчик. Исследования проводились в трех эскадрильях. Хлопот летному составу прибавилось. Днем и ночью надо было приходить минимум на полтора часа раньше. Военные медики измеряли вес каждого летчика, давление, температуру, частоту пульса и дыхания, а также предлагали на большом листе бумаги с мелко напечатанной абракадаброй подчеркнуть, например, все буквы «з», идущие вслед за буквой «п», и фиксировали время выполнения этого задания. Все это проделывалось и после полета. В самолете врачи закрепляли летчикам к вискам, груди, запястьям датчики, подключенные к осциллографам.
Закончив исследования, которые длились три месяца, московские медики свой научный труд обосновали, засекретили и отправили в Минобороны. А в газете «Красная звезда» напечатали большую статью под названием «Цена эмоциональных нагрузок». Начиналась она так: «Для того чтобы спортсмену сбросить 1—2 килограмма веса и перейти в меньшую весовую категорию, он должен долго сидеть в сауне или, надев тулуп, бегать на солнце. А, например, летчики во время одного полета с дозаправкой в воздухе в среднем теряют до 5% веса — это 4 килограмма, если в тебе 80 кг...» Врачи писали, что в таких полетах частота пульса в среднем была 186 ударов в минуту при норме 76—80, а в отдельных случаях и 220 ударов в минуту. Частота дыхания в среднем 64 вздоха вместо 15—16 на земле. Легочный аппарат (кислородную маску) включали на чистый кислород, и все же бывали срывы в дыхании. Повышалась температура, подскакивало давление. А если дозаправок две, а не одна, то это отражалось на здоровье еще сильнее. Летчики действительно прилетали и отжимали нижнее белье: «съеденные» стрессами килограммы исходили потом.
Что говорить о живом, если не выдерживало неживое: лайковые перчатки командира корабля превращались в клочья от перенапряжения немеющих рук.
В марте 1964 года, когда на вооружение были приняты межконтинентальные ракеты, крыльевую дозаправку отменили и оставили только у морской авиации.
Но свою политическую задачу дозаправка в воздухе выполнила: эта демонстрация советской военной мощи предотвратила в 1962 году атомную войну, к которой в дни Карибского кризиса мир был близок как никогда. Но американцы не рискнули наносить ядерный удар по СССР, так как понимали, что получат ответный по США — советские бомбардировщики уже могли долететь туда. Тогда Кеннеди с Хрущевым нашли «консенсус»: договорились, что первый убирает ядерные боеголовки из Турции, а второй — с Кубы.
— Несколько лет назад, — говорит Г.Губин, — в Полтаве работал учитель английского языка, в прошлом летчик с авианосца «Нимец» 6-го Тихоокеанского флота. Моя дочь, закончившая иняз, нам переводила. Американец рассказывал, что в 60-е годы они военной силы русских очень боялись и поэтому уважали .
... Недавно я подсчитал по родной летной книжке (раньше количество сцепок, накладок, время полета в строю заправки и количество перекачанного топлива учитывалось и записывалось), что в качестве пилота и инструктора я принял на борт 1 миллион 638 тысяч килограммов горючего.**
Смоленск.Россия, Смоленск, Смоленск

* - Иосиф Наумович Фридляндер - академик,
начальник научно-исследовательского отделения ГНЦ РФ "ВНИИ авиационных материалов".
Из выступления на заседании Президиума РАН.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 74, № 12 стр. 1076-1081 (2004) http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/2004/ALLOYS.HTM
** - воспоминания подполковника Георгия Тимофеевича Губина http://www.zn.ua/3000/3150/45622/
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu16.html
http://www.arms-expo.ru/site.xp/049055055056124054056052052.html
Tags: ВВС
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments