Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Слава и позор Латвии: 1882-2016 годы

Прибалтбюро сообщает:


Он сделал Латвию промышленной державой

Индустриализация на территории будущей Латвии началась со строительства в 1880-х годах в Либаве металлургического завода. Завод сумел пережить обе мировые войны, революции и гражданскую, несколько государств и псевдогосударств, не умер в лихие 90-е, но...

«Сарканаис металургс» («Красный металлург») в Лиепае. Год основания — 1882. В этот период Либава (Лиепая) существовала в качестве мощной военно-морской базы Российской империи в ее западных пределах. Строили город более полутора десятилетий усилиями русских и иностранных инженеров под тщательным наблюдением государственных чиновников и лично императора Александра III. Тогда же проходила активная индустриализация Прибалтийского края.



Будущий «Сарканаис металургс» был основан немцем Вильгельмом Бекером, желавшим наладить в Либаве производство проволочного железа и поставлять продукцию во все регионы России. Затем он передал его сыну Адольфу Бекеру, купцу первой гильдии.

Тогда, на заре своего существования, основными производственными мощностями нового металлургического завода были 12 пудлинговых печей, которые в 1890 году были заменены двумя мартеновскими. Также существовали две железоделательные линии и 90 гвоздильных машин. Тем не менее продукция предприятия получала высокие награды. В 1896 году на всероссийской промышленной выставке завод был удостоен золотой медали.

Первая мировая война внесла свои суровые коррективы в процесс производства. Город, равно как и завод, оказался вблизи линии фронта и вскоре стал легкой добычей кайзеровских оккупантов. В условиях политического хаоса завод прекратил работу в ноябре 1918 года и бездействовал до середины 1920 года. Затем началось его восстановление.

В межвоенный период производственные показатели главного металлурга страны были довольно высокими, и основной причиной этого была ориентация предприятия на экспорт  в Советский Союз.

В 1920-е годы благодаря большим поставкам в СССР предприятие смогло сравнительно пережить затяжную экономическую депрессию. В 1932-м под нажимом латвийских властей контракт на поставки продукции не был продлен, что привело к сокращению промышленного потенциала. Рабочие, часть которых исповедовала запрещенную в 1930-е годы коммунистическую идеологию, начали роптать.

Над предприятием из-за закрытия обширного советского рынка нависла угроза реального банкротства. Тогда правительство в 1933 году выкупило находившийся на мели «Лиепайский металлург» за один миллион латов, фактически национализировав его.



В 1940 году под управлением Народного комиссариата местной промышленности СССР предприятию было присвоено название «Сарканаис металургс».

Лиепайские металлурги вступили в ряды защитников города во время нацистского нашествия. Тогда Лиепая стала одним из первых советских городов, подвергшихся массированной атаке гитлеровской армии.

Впрочем, часть оборудования была уничтожена нацистами, а часть вывезена в Германию. В 1945 году лиепайские инженеры и рабочие приступили к восстановлению предприятия  и 14 ноября 1945 года мартеновский цех уже дал первую плавку. В конце года началось производство стального проката.

Более 80% всех рабочих промышленных и транспортных отраслей Латвийской ССР приняли участие в социалистическом соревновании. В 1946 году на предприятиях Латвии число стахановцев достигло 30 тысяч человек.

Рабочие, независимо от национальной принадлежности, приступили к модернизации века, равной которой история Латвии еще не знала. И это при том, что в лесных бункерах еще долго окапывались местные нацисты — ветераны карательных операций, надзиратели концлагерей, коллаборационисты всех мастей и беглые солдаты дивизий ваффен СС.



Восстановительные работы в трамвайном депо / Фото: blogspot.com

Новые и современные цеха предприятия были построены к 1970-м годам. В течение  десяти лет была осуществлена автоматизация производства цепей. А в 1983 году «Красный металлург» произвел 514,5 тысячи тонн стали, что было выдающимся показателем.

Для сравнения: в 1960 году завод производил 75 тысяч тонн стали, а в 1970 году — 418,3 тысячи тонн стали.

Рекорд производства был достигнут в 1987 году, когда предприятие произвело 849,1 тысячи тонн стального проката. Более половины промышленной продукции еще в 1970-е годы удостоилось государственного Знака качества.

В 1983 году было внедрено 590 различных предложений по улучшению производства. Специалисты подсчитали, что экономический эффект от нововведений и изобретений, совершенных работниками завода, составил более 700 тысяч рублей. В этот период 990 участников коллектива были удостоены звания «Ударника коммунистического труда». Три работника предприятия «Сарканаис металургс» — Отилия Жагата, Анатолий Филаткин и Артур Фридрихсон — получили звание Героя Социалистического Труда.



«Лиепайский металлург», 2013 г. / Фото: wikimedia.org «Лиепайский металлург», 2013 г. / Фото: wikimedia.org

С 1945 по 1960 год завод возглавлял Петр Звайгзне. Под его управлением были сданы современные прокатные станы.

С 1960 года новый директор Николай Никитович Голодов превратил лиепайский завод в металлургического гиганта прибалтийского масштаба. Уроженец деревни Самойловка, он начинал как слесарь и токарь в мастерских Саратовского автодорожного института, а уже после войны стал главным инженером завода «Азовсталь» (Мариуполь). И в 1960 получил новое назначение, ставшее историческим для него и для завода.

Именно Николай Никитович руководил строительством современного мартеновского цеха, который был запущен в 1965 году и признан одним из самых экологически чистых во всех странах соцблока.

Голодов участвовал в создании автоматизированных шаропрокатных станов особой модели, которые впервые использовались на заводе «Красный металлург». Коллектив под его управлением разработал совершенно новую технологию горячей и холодной прокатки. Большое количество экспериментальных проектов всесоюзного значения в области технологий металлургии было осуществлено на «Красном металлурге» в годы, когда Голодов был его директором. За это в 1982 году ему была присвоена Государственная премия СССР в области техники. Еще раньше, в 1975 году, он стал лауреатом Госпремии Украинской ССР в 1975 году.



Медаль. 100 лет «Сарканайс металургс» (1882-1982) / Фото: auction.conros.ruМедаль.

Работники предприятия и рядовые лиепайчане любили и уважали многолетнего директора одного из ключевых государствообразующих предприятий Советской Латвии, которое, в отличие от таких всесоюзно известных гигантов, как ВЭФ, РАФ, «Альфа», не прекратил свое существование сразу после отделения республики от СССР.

Увы, завод, более столетия производивший огромное количество стали и продуктов сталелитейной промышленности, был признан неплатежеспособным осенью 2016 года при преступном невмешательстве (или вмешательстве?) государственных структур.

В официальных источниках утверждается, что в 2013 году предприятие оказалось в затруднительном финансовом положении якобы в связи с мировым экономическим кризисом

Не последними в череде лоббистов демонтажа производственных мощностей предприятия «Лиепаяс металургс» были предприниматели из Германии и Швеции, которые предпочли полюбовно договориться с властями Латвийской Республики, дабы избавиться от опасного конкурента.

Правящие партии и ответственные министерства палец о палец не ударили, чтобы спасти ведущее промышленное предприятие Латвии.

Напомним, что в начале 1930-х латвийское правительство уже почти довело завод до банкротства, сорвав подписание контракта об экспорте с СССР. Закрытие «Лиепайского металлурга» стало роковым ударом по экономике города, который с тех пор переживает не самые лучшие времена.

В январе 2018 года было принято решение распродать имущество завода на аукционе. В марте австрийская компания Smart Stahl GmbH приобрела оборудование прокатного цеха. А электросталелитейный цех так и не удалось никому продать.

Так бесславно власти современной Латвии поставили точку в существовании легендарного промышленного флагмана Советского Союза, который прославил Лиепаю на мировом уровне.

https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/15102019-liepayskiy-metallurg-zavod-kotoryy-sdelal-latviyu-promyshlennoy-derzhavoy/
https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/18102019-ot-lidera-industrii-do-bankrota-raspad-sssr-stal-rokovym-dlya-liepayskogo-metallurga/
Tags: Интересно, История, Прибалтика
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment