Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Как Туполев Родину продавал, его "шарашка" и туполевские анекдотах

фото ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием (сам Туполев в автобиографии 1920 года ни о каком окончании с отличием не пишет. Известно, что что за участие в студенческих волнениях по распоряжению полиции Туполев был исключён в 1911 году из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.  Мало того, в воспоминаниях конструкторов упоминается, что проблема отсутствия диплома всплыла при присуждении ему ученого звания после войны - М1). С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910).
Кстати, он так и был всю жизнь беспартийным. Ужасный грех в те времена. 
21 октября 1937 года   был  арестован, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД* (знаменитая "шарашка" в Москве. Гениальное изобретение НКВД - тюрьма на базе КБ). В "шарашке" им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2). Особо фанатичные могут конечно верить, что Туполев и почему-то его жена  создали вредительскую организации, передававшую чертежи самолетов французской разведке. Мало того, ему и авиаконструктору В.М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии».   28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. 19 июля 1941 судимость сняли, а в 1944 присвоили звание генерал-майора.
Его дочь вспоминала:
       "Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После его ареста я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье. Трудное было время - я работала на овощебазе, где не платили денег, но можно было взять несколько килограммов овощей домой. Но надо сказать, что после ареста отца мне встречались люди, готовые помочь. Как-то меня вызвал секретарь райкома и поинтересовался, как мы живем. Он сказал: "К сожалению, не могу вам дать никакой другой работы, кроме как в архиве НКВД". Поскольку это в любом случае было лучше, чем овощебаза, я с радостью согласилась. А спасли нас от голода туполевский заместитель Александр Архангельский и его жена Наталия."


Муж дочери, Владимир Михайлович Вуль,  заместитель генерального директора, а ныне (2006 год) ведущий эксперт ОКБ "Туполев" вспоминал:
"Мы с Юлией Андреевной поженились, когда Андрей Николаевич еще был в заключении. Ему передали, что фамилия мужа Вуль, и он немного обеспокоился - Вулем звали тогдашнего начальника московской милиции (мой отец работал директором банка). Это был июль 1941 года, вскоре после начала войны. Мы его ждали домой из "шараги", в которой он провел последние годы заключения. Он обнял меня, и с тех пор отношения между нами всегда были самыми теплыми и сердечными....

Он твердо знал свое дело и умел обоснованно изложить даже в экстремальной ситуации. Вот классический пример: Берия незадолго до войны передал Туполеву (который сидел в "шарашке" в подмосковном Болшеве) задание Сталина сделать тяжелый четырехмоторный пикирующий бомбардировщик - он мечтал создать самолет, который был бы способен нанести мощный бомбовый удар. Туполев аргументированно доказал, что сделать такой самолет невозможно (он просто не выйдет из пике, перегрузка придавит его к земле) и что стране нужен средний бомбардировщик (будущий Ту-2). Возражать Сталину, да еще сидя пусть и в облегченном, но заключении, было смерти подобно. Сталин вопреки своему обычаю не менять собственных решений согласился с аргументацией Туполева. Андрею Николаевичу дали возможность привлечь к работе тех, кого он считал нужным, и он составил список из 200 человек, необходимых ему в работе. Все эти люди были за решеткой, список Туполева многих спас от урановых рудников и лесоповалов (Туполев рассказывал, что при составлении своего списка силился вспомнить, кто на воле, а кто уже нет, чтобы ненароком не "посадить" еще свободных сотрудников. - А.К.). Кстати, одним из первых в "списке Туполева" был Сергей Королев, "доходивший" в лагере. В "шараге" все знали: сделают проект (тогда работали над Ту-2) - выйдут на свободу. Позже, в годы войны, Сергей Павлович работал на серийном авиазаводе, который был в эвакуации в Омске. В конце войны был очень прогрессивный проект стратегического самолета. Однако когда Сталин приказал скопировать американскую "сверхкрепость" B-29, Туполев не мог не согласиться, что это самый надежный и быстрый способ поднять на современный уровень производство самолетного оборудования, электроники и металлургии в разгромленной стране. Он получил право командовать сотнями КБ и заводов, участвовавших в создании самолета-копии.
Был и другой случай, уже после войны. Сталин лично вызвал Туполева, чтобы дать задание - на базе тяжелого бомбардировщика Ту-16 создать четырехмоторный реактивный самолет, способный нести атомную бомбу. Андрей Николаевич ответил, что реактивная техника тех лет не позволит достичь требуемой дальности полета и вместо него предложил турбовинтовой двигатель, чем вызвал недовольство Сталина. "Хорошо, делайте турбовинтовой, а мы найдем, кому поручить реактивный". И поручил этот проект Мясищеву. Тем не менее первым носителем атомной бомбы стал Ту-95.

Попусту Туполев никогда не упирался. Но в некрологе журнала Королевского авиационного общества Британии (почетным членом которого являлся Андрей Николаевич) в 1973 году отмечалось, что копирование B-29 было отнюдь не "обезьянничаньем", а "блестящей попыткой осуществить технологический прорыв в разоренной стране в ультракороткий срок".

Кстати, нынешнее Новорязанское шоссе, его первоначальный отрезок от Москвы до Жуковского, называли дорогой Туполева - он непосредственно курировал ее постройку. А жилье для своих иногда умудрялся отбить даже у ожидавших очереди офицеров НКВД.

И еще:  Как летчика-испытателя Туполев   ценил Михаила Громова. Он часами, сутками изучал машину, беседовал с конструкторами, и это страшно импонировало Туполеву, который  с восторгом рассказывал всем желающим о скрупулезности Громова. Он был уверен, что в трудных условиях Громов найдет правильное решение куда с большей вероятностью, чем не знавший удержу Чкалов.


***
В КБ поступает звонок из ЦК с требованием сдать самолет к очередному съезду партии. "Пожалуйста, - отвечает Туполев, - перенесите съезд". На следующий день поступает окрик от гораздо более высокопоставленного партийца с требованием, "чтобы самолет был в воздухе", и Туполеву приходится согласиться и обещать, что все будет так, как просят. Наступает день визита высокой комиссии. Пирожковые шапки выходят на аэродром и видят, как два тяжелых вертолета держат в воздухе полый изнутри корпус самолета.
***
Сконструировав глиссер, Туполев отправляется на нем кататься по Москве-реке. В районе Воробьевых гор видит плывущую по течению лодку, в которой целуется парочка. Туполев обгоняет лодочку, описывает вокруг нее круг и создает большую волну. Увидев, что лодка не набрала воды и парочка не свалилась в воду, усмехается в усы и несется по реке дальше под вопли молодого человека с искаженным лицом.
***
Ту-16 летит в Америку, где ему готовят триумфальную встречу. В воздушном пространстве США к самолету пристраиваются американские истребители, вылетевшие для измерения скорости самолета по личному указанию Министерства обороны США, которому не верилось, что такой тяжелый самолет может развить такую крейсерскую скорость. Туполев просит радиста поймать частоту, на которой переговариваются американцы. Потом обращается к переводчику:
- Задайте им такой вопрос: "Ну как, померили?" Опешивший переводчик задает американцам туполевский вопрос. "Э-э-э, - слышится в динамиках удивленный голос американского пилота. - Да, сэр. Померили, сэр. Спасибо. Все ол райт".
 
Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги Л.Л. Кербера "Туполев":
"Как могло случиться, что рождение своей 58-й (Ту-2) машины туполевцы отпраздновали в столь необычных условиях (тюрьме)? Кто этому "помог"? Обратимся к широко известным книгам А.С. Яковлева "Цель жизни" и "Советские самолеты"? Из того, что в них сказано о А.Н. Туполеве следует, что АНТ:
своевременно не подготовил замену устаревшим, тихоходным бомбардировщикам ТБ-3;
своевременно не постарался увеличить скорость самолетов СБ, которые стали нести ощутимые потери от модифицированных в ходе войны в Испании немецких истребителей;
не создал к началу войны нужный Советской Армии бомбардировщик.
Мог ли быть до такой степени несведущим А.С. Яковлев, авиаконструктор, а с января 1940 года - заместитель наркома по опытному самолетостроению? Мог ли не знать,что:
В 1936 году, т.е. за 5 лет до войны, в КОСОС была подготовлена замена ТБ-3, создан бомбардировщик ТБ-7, имевший скорость в 2 раза большую, чем ТБ-3?
В 1937 году Туполев был отстранен от работы, репрессирован, поэтому в ходе войны в Испании не мог модернизировать СБ?
Что еще в 1940 году Туполев разработал лучший фронтовой бомбардировщик времен Отечественной войны - самолет "103" (Ту-2)?
А.С. Яковлев, не только автор книги по авиации, но и референт вождя по этим вопросам, естественно, охотно делился своими взглядами с ним. При всей известной подозрительности Сталина и его недоверии к старой интеллигенции разве это не подходящая почва для вопроса: а до конца ли лоялен Туполев?
...1937 год. В Испании оперативно улучшенные немцами истребители Ме-109 с более мощными моторами начинают активно сбивать туполевские бомбардировщики СБ. Сталин крайне огорчен: опять пороки у машин этого "старого специалиста". Почему он вовремя не улучшил свой СБ, ведь Яковлев доказал, что это возможно. Необыкновенно быстро созданный им двухмоторный самолет Як-4 с теми же моторами, что у СБ, летает на 100 км быстрее!
Срочно запустив ББ-22 в серию, военные вскоре убедились, что безоружный Як-4 им не нужен, а при установке на него всего двух оборонительных пулеметов и необходимого оборудования выигрыш в скорости исчез. Несколько сотен ББ-22 снимают с вооружения, в войне с немцами они не пригодны.
1942 год. В Омске налажен выпуск самолетов Ту-2, максимум примерно 2-2,5 самолета в сутки, то совсем неподалеку были два авиазавода, выпускавшие уже устаревшие Ил-4. Обладавшие большей дальностью и приемлемой скоростью (меньшей, чем у Ту-2), Ил-4 отличались одним существенным недостатком: слабым оборонительным вооружением (всего два ШКАС). Потери этих машин были так велики, что пришлось их перевести на ночное бомбометание, которое было малоэффективным.
Возникала естественная мысль о переводе заводов, выпускавших Ил-4 на Ту-2. Однако вскоре пришла телеграмма за подписью Сталина: производство Ту-2 прекратить, взамен их наладить выпуск истребителей Як"
Мое примечание: Производство самолетов Ту-2 было восстановлено только в 1943 году. За период 1942-1945 г.г. было построено всего 1216 самолетов Ту-2, по некоторым данным 800 самолетов за годы войны (80 самолетов первоначально). Для сравнения аналогичный самолет Люфтваффе Ju-88 был выпущен в количестве 15200 самолетов.

Самолет был действительно хорош и нужен нашей армии. Создание Ту-2 коллективом осужденных - несомненно выдающаяся победа, победа несломленного духа.

До войны им создано около 70 различных машин.

В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.
Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения   стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25 на котором сначала выскочка и любимец Сталина Чкалов, а потом Громов совершили рекордные полеты через полюс в США. Впрочем, Громов и в Мексику бы улетел, но там не было аэродромов и согласия правительства.
В послевоенный период под руководством Туполева (с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов: Ту-4 (копия американского В-29) , Ту-12, Ту-95, Ту-16, Ту-22. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А. А. Туполевым).
ТуполевАндрей Николаевич
А.Н.Туполев почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены премии Н. Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Трижды Герой Сойтруда. Награжден 8 орденами Ленина, Суворова 2-й степени.

* - ЦКБ-29 (Центральное конструкторское бюро) НКВД, название опытно-конструкторской организации авиационного профиля, существовавшей при советских органах внутренних дел. Образовано в 1939, по аналогии с существовавшими ранее конструкторскими бюро при ОГПУ (ЦКБ-39). К концу 30-х гг. в СССР в заключении находились едва ли не все крупнейшие авиаконструкторы, организаторы производства, разработчики авиационного вооружения и т. д., которые и использовались для работы в этих учреждениях. ЦКБ-29 находилось на территории современного Авиационного научно-технического комплекса им. А. Н. Туполева (улица Радио). Здесь в 4-х отделах под руководством А. Н. Туполева, В. М. Мясищева, В. М. Петлякова и Д. Л. Томашевича были созданы проекты бомбардировщиков (Пе-2, Ту-2 и др.) и истребителей. На положении заключенных трудились также В. Л. Александров, С. М. Егер, С. П. Королев, А. В. Надашкевич, А. И. Путилов, А. М. Черемухин, В. А. Чижевский и многие другие (всего более 120 человек). Использовался также труд вольнонаемных сотрудников. Петляков и его сотрудники были освобождены в 1940, большинство остальных в годы войны.
М. Б. Саукке. "Неизвестный Туполев". Электронная версия книги об А. Н. Туполеве на сервере Международного авиакосмического салона "МАКС".

Информация о Центральном конструкторском бюро НКВД (ЦКБ-29), где работал А. Н. Туполев. Статья в разделе "Универсальная энциклопедия" на мегапортале "Кирилл и Мефодий".
Краткая информация об А. Н. Туполеве, его родственниках и однофамильцах на сайте "Российское генеалогическое древо".
http://www.peoples.ru/technics/aviadesigner/tupolev/interview.html
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=71193
Tags: ВВС, Сталинизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mir_na_donbasse 03:24, вчера 66
Buy for 110 tokens
Друзья, к вам обращается человек без ног. Когда-то я был таким же, как вы, но война отняла у меня семью, надежду на будущее, дом и ноги. Я знаю, что таких историй, как моя, сотни и тысячи, мы все знаем, что мы прошли, мы знаем, кто начал эту войну, мы знаем, кто поставляет на Украину фосфорные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments