Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Байки Великой Отечественной

https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/04/02/2932945/f7c519667e59a0032597ec29d42f8d40.jpg

Солдатские, офицерские и генеральские байки сопровождают армии всех стран мира всю писанную, да неписанную историю. Некоторые фронтовые рассказы заставляют нас открыть рот, другие вскричать "да ладно!?", но  фольклор зачастую встречающийся в мемуарах часто основан на реальных фактах. Ниже два случая, один из которых документально подтвержден многочисленными свидетелями.

Чудесные спасения, смекалка и просто удача:

М1: История, которую я в детстве слышал от бывших пилотов-штурмовиков, воевавших с моим дедом, штурманом эскадрильи торпедоносцев. Смертниками, выходившими в торпедные атаки на Ил-2Т против шквала заградогня "эрликонов". Атак, после одной из которых не вернулся на аэродром старший лейтенант Онуфриенко.

Итак:

"Эту историю я услышал от "деды Володи" (то бишь Володи Мурзаева) в 1974 году, а затем, много лет спустя, прочитал в некольких мемуарах летчиков. В одних книгах авторы божились, что это произошло с ними, другие, более честные, пересказывали как байку с чужих слов.

Володя попал в дальнюю авиацию и воевал на Ленинградском фронте. В то время и в том месте фронта истребителей не хватало (как и во всех остальных местах), поэтому бомберов посылали без прикрытия истребителей.

Комполка был человек не по уши деревянный, поэтому старался подгадать под облачную погоду, чтоб ребята могли хоть как-то прикрыться. В этот декабрьский день облачность была что надо, но - увы! На обратном пути погода улучшилась, облака рассосались и видимость стала "миллион на миллион".

Тут как тут навалились "худые" (для не знающих - "худыми" называли истребитель "Мессершмит-109").

Володя скомандовал экипажу покинуть машину, а сам как командир вывалился последним. Когда рука нашарила кольцо, могучий подзатыльник выключил свет и окружающую среду.

Очнувшись, Володя узрел перед глазами неземное сияние и чудный блеск.

- Во, надо же, не врали выходит попы насчет того света.

Через некоторое время пребывания на том свете руки и ноги отлетевшего начали замерзать. Побарахтавшись несколько минут Володя вывалился из сугроба и брякнулся физиономией в ручей, протекавший на дне оврага. Несколько глотков из уцелевшей в кармане фляжки и пара глотков ледяной воды из ручья вернули человека с того света на этот.

Выбравшись из оврага, Володя обнаружил, что упал он буквально в километре от аэродрома. Закинув на плечо парашют, чтоб не хлопал по заднице, летчик двинулся домой.

В землянке КП, куда первым делом спустился Володя, при его появлении повисло гробовое молчание. А когда он бросил на лавку парашют, фронтовики, понюхавшие пороху и смерти люди, как по команде шарахнулись по углам.

Володин парашют БЫЛ ОПЛОМБИРОВАН. То есть человек спустился с высоты 3500 метров БЕЗ ПАРАШЮТА и пришел доложиться командиру.

- Товарищ полковник, капитан Мурзаев вернулся в расположение части. Самолет сбит истребителем, экипаж в полном составе машину покинул.

Бледный до синевы полковник осторожно кончиком пальца потыкал в грудь пришельцу, потом отдал приказ:

- 150 грамм капитану! - и уставился на Мурзаева.

Володя сильно удивился, но отказываться не стал и тут же употребил (не нарушать же приказ!)

- Фуу, - выдохнул полковник, - я уж думал или я рехнулся или ты ммм.. , ну в общем теперь вижу - живой!

Вывалившись из самолета, Володя получил по голове каким-то обломком. Шлем на меху голову от дырки спас, но в отключке летчик пролетел больше 3000 метров, угодил в занесенный снегом овраг, по касательной к склону пролетел насквозь несколько метров снега и затормозил на дне оврага у ручья.

С тех пор Володя праздновал свой день рождения дважды. Причем в один день. И день этот был 24 декабря".

М1: Надеюсь не надо рассказывать, как работает парашют, неракрытия которого в нашем рассказе не заметил Мурзаев. Кстати, действительно известный военный летчик.

Вторая история звучит несколько иначе:

https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/04/02/2932945/7245da1e3461a7895e077f2e9ee06aa4.jpg

25 января 1942 года эскадрилья бомбардировщиков 98-го полка дальней бомбардировочной авиации  (позже — 752-й авиационный полк дальнего действия)., в составе которой был экипаж летчика Н.П. Жугана на самолёте «ДБ-3ф», вылетели на бомбардировку аэродрома противника в Смоленске.

На подлете к цели самолет обстреляли с земли, левый двигатель был подбит и машина отстала от строя на 300—400 метров. В этот момент «ДБ-3ф» Жугана атаковали два «мессершмитта», которые после нескольких заходов окончательно вывели из строя левый мотор и убили двух стрелков. Самолет стал неуправляем, Николай Жуган приказал экипажу покинуть машину с парашютами. На команду откликнулся только штурман — старший лейтенант И. М. Чиссов.

Чиссов услышал, как командир отдал приказ покидать борт самолета, но нижняя часть кабины, служившая обычно полом, уже превратилась для него в потолок. Самолет перевернулся. И самое страшное - в момент опрокидывания машины порвался кислородный шланг. Чиссов понимал, что в такой ситуации секундная растерянность смерти подобна. Он придал своему телу более удобное положение и с силой рванул астролюк. Открыть его с первого раза не удалось, но всё таки Чиссов выбросился из самолета. Как только он хотел дернуть за кольцо парашюта, как вдруг невдалеке увидел «мессершмитты», которые кружились возле беспорядочно падавшего бомбардировщика. И, оценив обстановку, он решил продолжать свободное падение, тем более что высота вполне позволяла прибегнуть к затяжному прыжку.

Из воспоминаний Ивана Михайловича Чиссова: «Когда нам врезали по хвостовому оперению и убили стрелка и радиста, самолёт начал терять высоту, а затем вдруг перевернулся «животом» кверху. Было отбито хвостовое оперение самолёта, поэтому он перевернулся. Кислородные шланги был оборваны. Я старался присесть на колени и взяться за педали, чтобы подтянуть своё тело к астролюку. Одна попытка удалась, а вот открыть его никак не удавалось ни пальцами, ни рукой. Тогда ударом кулака правой руки я его разбил. Так в перевёрнутом состоянии самолёта я и вывалился из него. А истребитель тут как тут. Почувствовал ожог в левой ноге. Решил парашют не раскрывать. Падаю с нераскрытым. И когда стал различать землю, это где-то метров 700, дёрнул за кольцо. Но что это? Кольцо с тросиком в руке, а парашют не раскрылся! Вот тут и пришла мысль — всё, конец. Потом уже сообразил, что тросик, соединяющий вытяжное кольцо с затвором парашюта, оказался перебитым.

Упал я на начало склона оврага, густо засыпанного снегом. Парашют подо мной... Затем меня начало переворачивать с головы на ноги. Когда же тело остановилось в своём падении и вращении, я почувствовал, что заливаюсь кровью — она шла через горло, нос и уши. И хотя в голове стоял шум, собачий лай и пение петуха прослушивались хорошо. Я понял, что недалеко населённый пункт. Хотел было протереть лицо от крови, но руки не поднимались. Потом подошли люди с носилками и понесли меня в хату. Там меня раздели, привели в порядок, обложили какими-то грелками. Вечером пришёл Жуган, расспросил, и после этого меня отправили в больницу в Мосальск.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1b/Ivan_Chisov_Order_Of_The_Red_Banner_Document_1942.jpg

Последний абзац наградного листа - о нераскрытии парашюта.

Выяснилось, что у меня сотрясение головного и спинного мозга, перелом таза в трёх местах и треснул мочевой пузырь. Температура держалась под сорок, и живот был всё время вздутым. Перевезли в Калугу, но там из-за высокой температуры ничего не делали и отправили в Оренбург. Но по дороге совсем стало худо, и меня высадили в Муроме. Здесь меня осмотрел врач-уролог Яков Вениаминович Гудынский и сказал, что надо немедленно делать операцию мочевого пузыря. После операции пролежал целый месяц. Вот тут мне и прочитали статью Денисова в «Красной звезде» о том, что я падал с высоты 7000 метров с нераскрытым парашютом. Он тогда находился в Мосальске и написал со слов Жугана. Так я стал известным человеком. До этого никто об этом не знал.»

Воздушный бой проходил на глазах кавалеристов генерала П.А. Белова, и они поспешили к месту падения авиатора, где обнаружили Чиссова с нераскрытым парашютом на дне глубокого заснеженного оврага. Невероятно, но штурман оказался жив и вскоре пришёл в сознание. Оказалось, что он упал на склон огромного сугроба и затем долго скользил по снежному скату оврага.

Первую медицинскую помощь Чиссову оказал фельдшер медико-санитарного батальона М.А. Брехов. Но повреждения костей и органов таза были серьёзные, и через некоторое время Чиссова отправили во фронтовой госпиталь, где хирург Я.В. Гудынский сделал ему несколько сложных операций.

Майор медицинской службы Якон Вениаминович Гудынский, в чьи искусные руки попал Чиссов, тем временем принимал все меры к тому, чтобы поставить на ноги штурмана. Потребовалось провести несколько сложных операций, прежде чем были достигнуты первые результаты - ликвидированы последствия полученных повреждений. Пациент, как потом признавался хирург своим коллегам, оказался терпеливым человеком, обладающим большой силой воли и выдержкой.

Состоянием здоровья старшего лейтенанта, процессом лечения постоянно интересовался известный военный медик П. В. Мандрыка. Когда организм Чиссова несколько окреп, именно по совету этого корифея медицинской науки штурмана перевели в другое лечебное учреждение. Здесь начинали применять новые, более совершенные методы лечения, и медицинский персонал был очень высокой квалификации. И опять Чиссову повезло: он оказался под наблюдением вдумчивого, внимательного специалиста И. П. Изотова.

После выздоровления Чиссов просился в свою часть продолжать боевые полёты, но ему отказали и направили преподавателем в штурманское училище. До конца войны он готовил для фронта штурманов, передавая им свой боевой опыт.

В 1958 году И.М. Чиссов окончил Военно-политическую академию им В.И. Ленина. После ухода в запас стал пропагандистом при Центральном Доме Советской Армии им. М.В. Фрунзе. Приезжал он и в школу штурманов в Рязань, встречался с бывшими сослуживцами.

Умер Иван Михайлович Чиссов в 1986 году.

М1: Кстати, ДБ-3Ф и Ил-4 - один и тот же самолет. А этот случай - мировой рекорд падения с высоты без парашюта и без летального исхода.
Tags: Великая Отечественная, Интересно
Subscribe

Posts from This Journal “Великая Отечественная” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment