Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Всепланетное нашествие деревни

Еще недавно в социальных науках считалось хорошим тоном утверждать, что глобализация создала мир без границ, в котором государства стремительно теряют способность "привязывать" к себе своих граждан, при помощи таких материальных и психологических факторов как социальная защита, чувство безопасности и стабильности, уверенность в завтрашнем дне и т.д. Многие, включая представителей западных обществ, на собственном опыте обнаружили, что стало безопаснее время от времени перемещаться из одной страны в другую, нежели быть привязанным к какому-то одному государству.



Ввиду этих тенденций, было объявлено, что мы вступили в "постнациональную" эпоху глобальной деревни и глобального гражданства, и, следовательно, патриотизм и другие гражданские ценности, связанные с государством, должны быть пересмотрены и переформулированы. Распространение получило мнение, что государство в наши дни является слишком маленьким, чтобы быть способным адекватно отвечать на сегодняшние вызовы глобализации, и слишком большим, чтобы надлежащим образом удовлетворять требования и локальные нужды населяющих его территорию групп, общин и сообществ.

В последние годы, однако, настроения в академических и экспертных кругах в очередной раз стали меняться. Даже космополитически настроенные ультра-либералы сегодня признают, что государства рано списывать на свалку истории. События на Украине показывают, что, несмотря на открытые границы, постоянно возрастающую территориальную мобильность и превращение миграции в норму, даже в Европе люди по-прежнему готовы умирать, защищая земли и территории.  Выборы и опросы в европейских странах продолжают убедительно демонстрировать рост негативного отношения к иммиграции среди населения: некоторые рассматривают ее как экономическую угрозу, другие — как вызов национальной идентичности, третьи — как риски для безопасности.

Но создало ли все это разочарование в идее глобальной деревни какую-либо серьезную практическую основу для сохранения или, правильнее сказать, возрождения государств с более или менее едиными и монолитными идентичностями? Безусловно, нет.

Современные европейские страны безвозвратно обречены на этнокультурный плюрализм. Политики могут сколько угодно продолжать возводить заборы вдоль государственных границ и лишать иммигрантов льгот, прав и пособий, но они не способны противостоять демографическим вызовам. Государство может по-прежнему считаться важнейшим участником международных отношений, но в его границах уже невозможно сохранить, восстановить или построить заново однородную культуру. Европейским странам не выжить без иммиграции: точка невозврата уже пройдена и пути назад нет. Чтобы правые популисты в Европе ни говорили по этому поводу, эту проблему не решить, по крайней мере в рамках существующей политической и социально-экономической системы.

Интенсивное внедрение новых технологий и программных роботов, а также неустанное и целенаправленное повышение производительности труда, может, конечно, много в каких сферах компенсировать нехватку рабочих рук, таким образом уменьшив необходимость в иммигрантах как рабочей силы. Однако надо понимать, что чрезмерное форсирование этих процессов несет в себе масштабные социальные риски: выйдя из-под контроля, такой подход просто сделает массы людей лишними на этой планете, заменив их программной автоматизацией или, используя выражение Билла Гейтса, программными субститутами.

С энтузиазмом заменять людей технологиями и при этом не обрекать их на голодную смерть возможно только в технологически высоко развитом и одновременно чрезвычайно социально ориентированном и в высшей степени солидарном обществе (проще говоря - коммунистическом или стремящемся к коммунизму - М1). Как убедительно показывают многочисленные исследования представителей неолуддизма, коммунитаризма и различных школ альтернативной экономики, сегодняшний мир к этому не готов.

Другой способ бороться с необходимостью в иммиграции — это частичное возвращение к традиционным общественным структурам. Одной из причин демографического кризиса в западных обществах является доминирование т.н. постматериальных ценностей, включающих в себя культ досуга и качественного отдыха, желание путешествовать, наличие разных хобби, удовлетворение разнообразных пристрастий, желаний и интересов. В результате, люди предпочитают отправиться в очередное путешествие, а не завести очередного ребенка, на воспитание которого у большинства семей сегодня попросту не остается времени, ресурсов и сил.

Кроме того, господствующие стереотипы касательно надлежащего образования и успешной карьеры убеждают родителей, что они в состоянии качественно подготовить своих чад к современной жизни только при малом количестве детей в семье. Все это сопряжено с низким престижем многодетных семей в обществе, кризисом института традиционной семьи и брака, нормализацией одинокого образа жизни и популяризацией однополых браков. И, если кое-где в западном обществе можно наблюдать слабые протесты против легализации однополых браков, никто не готов противостоять постматериальным ценностям в широком смысле и сражаясь на широком фронте перемен, выступая в том числе и за отказ от собственных практик досуга и против культуры потребления.

М1: Сосбтвенно, потребление здесь на первом месте, т.к. осуг тоже потребление, требующее немалых материальных ресурсов. Так что в целом общество потребления и является главной проблемой - от него невозможно отказаться, не уничтожив построенное на Западе общество.

Поэтому, по крайней мере в рамках данной социокультурной и экономической системы, демографические вызовы и угрозы в европейских странах невозможно преодолеть без помощи иммиграции. А это неизбежно будет продолжать модифицировать национальные идентичности. В связи с этим, Европе придется окончательно пересмотреть преобладающее понимание национальной культуры.

Сегодня это понимание в той или иной степени основывается на двух спорных предположениях. Во-первых, несмотря на то, что с 1970-х годов мультикультурализм стал официальной политикой ряда стран Европы, национальные культуры здесь до сих пор воспринимаются скорее как статичные, нежели динамичные феномены. Во-вторых, по сей день доминирует суждение, что успешная социальная адаптация иммигрантов к жизни в принимающем обществе означает их пассивное приспособление к уже существующим ценностям и нормам национальной культуры.

Сегодня у европейских государств нет другого выхода, кроме как пересмотреть упомянутые два предположения и признать реальность постоянно меняющихся национальных культур. В будущем культурные трансформации в Европе будут происходить еще быстрее и еще радикальнее. Представители постколониальной теории — такие как Хоми Бхабха (Homi K. Bhabha) и Дипеш Чакрабарти (Dipesh Chakrabarty) — давно рассуждали о подобных процессах, притом не только по отношению к бывшим европейским колониям, но и метрополиям. Пришло время отнестись к их концепциям серьезно.

Политики, чиновники и эксперты сколько угодно могут продолжать трактовать национальную культуру как статичный феномен и разрабатывать всевозможные преамбулы к конституции, утверждающие превосходство одной группы над другими: демографические тенденции неумолимы.

Социокультурный фундамент общества будет постоянно меняться и развиваться, в том числе под влиянием новых потоков мигрантов, беженцев, искателей политического убежища и лучшей доли. При этом не важно, будут ли мигранты рассматривать страну как новый дом для постоянного проживания или как трамплин для прыжка в более богатые европейские страны.

Бороться с притоком беженцев и иммигрантов бессмысленно, но пока политически выгодно. Гораздо менее политически выгодно думать и говорить о том, как использовать потенциал этих людей на благо общества. Успешная социальная адаптация подразумевает не пассивное принятие доминирующих правил и норм, а приобретение навыков для активного участия в преобразовании общества к лучшему, в том числе и в преобразовании доминирующих правил и норм, а также формирование осознанной и независимой гражданской позиции и расширение возможностей.

Но эта проблема не решает главную - общество потребления изжило свои преимущества и сегодня накапливает лишь негатив, обрекая социально-экономическую систему на изменения. Тем более болезненные, чем дольше их будут игнорировать.

По материалам https://rus.delfi.lv/news/daily/versions/andrej-berdnikov-gosudarstvo-protiv-globalnoj-derevni-pobezhdaet-demografiya.d?id=46340835
Tags: Точка зрения
Subscribe

  • Квота на негодяев

    Когда-то я был мал и глуп. Просвещением отрока в еврейском вопросе занималась Санка Великая /для меня - тёть Санна/. Все, изложенное ниже, она…

  • Еврейские истории

    - Как к тебе относятся твои дети? - Как к Богу. - ??? - Меня почти не слушают, просьбы мои не выполняют, регулярно делают вид, что меня не…

  • Самая жестокая резня на территории СССР

    23 июня 1941 года, еще до прихода немцев, антисоветское движение «Фронт литовских активистов» взяло под свой контроль бывшую литовскую столицу…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments