Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Приключения "НАСТОЯЩЕГО ЭУРОПЭЙЦА" в России

На автомобиле до Волги и обратно


Родители моей подруги Лауры уже давно планировали отправиться в Россию – в Самару, город на Волге, чтобы навестить родственников. Мы тоже были включены в это путешествие, документы оформлены, визы получены, экскурсии по прибытию распланированы. Но всё по-настоящему началось только тогда, когда мы узнали, что запланированная поездка на поезде до Самары и обратно, через Москву - всего 4000 километров - обойдётся как минимум в 600 латов. И это ещё не самые дорогие билеты. (необходимое примечание – по курсу на тот момент это примерно 35 000 рублей. При этом, стоимость билетов Рига – Москва более чем в два раза выше, чем Москва – Самара. Об этой «нелицеприятной детали» путешественник скромно умалчивает - прим.пер.).

Быстро прикинув, пришли к выводу, что путешествие на машине обойдётся как минимум наполовину, а в лучшем случае и на 75% дешевле. (Ещё бы, разница в стоимости горючего также более чем двукратная. –прим.пер.). Конечно, меня сразу привлекла мысль проехать по России на четырёх колёсах – последние четыре года мы каждое лето отправлялись в длительное и часто богатое приключениями автомобильное путешествие. Нордкап, Стамбул, может, наконец, и Москва и Самара?
Автопробег может начинаться!
Задумано – сделано. Уж не знаю как, но нам удалось вовлечь в эту авантюру и родителей Лауры, к тому же мы даже получили в распоряжение машину их брата – вместительный и экономичный Ауди А4 Авант 1,9 турбодизель. Немножко, конечно, пугала жестокая реальность соседнего государства – как качество дорог (его отсутствие?), так и ужасные рассказы о пиратах больших дорог и прочих ужасах, но мы хладнокровно остались при мнении, что, используя только магистральные дороги и только светлое время суток, не столкнёмся с упомянутыми проблемами. В основе этой теории, в основном, было проведенное перед поездкой исследование. Мы выслушали путешествовавших по России и продрались сквозь тонны описаний путешествий и персональных отзывов на форумах интернета.
Наше путешествие началось в Риге, в четыре часа утра. В машине было четыре пассажира, два поколения, родители и дети, а также профессиональный навигатор – разговорчивая система навигации TomTom с картой России в памяти, которую мы вскоре признали полноправным попутчиком и дали имя Имант, в честь обладателя голоса. Первые пару сотен километров мне пришлось привыкать к неспешному дизелю, который всё же отличался от используемого каждый день мощного и приёмистого бензинового двигателя. Ещё в Латвии у нас случилось первое разногласие с навигатором – Имант повёл нас по пыльным и ухабистым дорогам Видземе, избегая, по его мнению, не внушающего доверия Даугавпилского шоссе. Через пару десятков километров не выдержали, взяли дело в свои руки и выехали на Даугавпилское шоссе. Получили ценный урок – не доверяться полностью навигационной системе, а использовать её как ценного помощника, окончательное решение принимая самостоятельно. (Снова необходимое примечание. Мне прекрасно известны маршруты до Екабпилса, а иначе ехать они и не могли. Также я пользуюсь TomTom уже несколько лет. Так вот, у господ – путешественников были возможности выбрать тип маршрута и просмотреть предложенный перед выездом. Так что, претензии к навигатору следует адресовать самим себе. К тому же, предложенный им маршрут выводит на Кокнесе (примерно 110 км от Риги) в объезд загруженного шоссе. Да и дорога там вполне приличная – прим.пер.).
Через границу с поднятой головой
Так или иначе, мы достигли границы Латвии и России в Зилупе и встретили там оооогромную очередь грузовиков, растянувшуюся на километры. К сожалению, вскоре мы остановились в не менее длинной очереди легковых автомобилей. Как мы выяснили после недолгой, но шокирующей экскурсии, её длина предполагала примерно 15 часов ожидания – много больше, чем мы планировали.
  Впечатления у границы достаточно пугающие: полные отходов кюветы, мобильные туалеты, нахождение которых можно определить с закрытыми глазами, очередь машин на обочине, превратившаяся в спальный район, повсюду глубоко измученные и уставшие люди. Время от времени мимо проезжает полицейская машина, которая больше напоминает международных наблюдателей в Афганистане.
Во время «экскурсии» нам многократно предлагали приобрести место в очереди, но мы, дети современной Западной культуры, наученные рекламой в интернете, конечно, с отвращением отказывались. Однако, опыт и эластичность родителей избавила нас от 15 часового мучения в длинной очереди – отец Лауры за 80 евро договорился с каким-то ждущим впереди «хорошим человеком», который сегодня не поедет, а пустит нас на своё место. Таким образом ждать пришлось какой-то час до того, когда загорелся зелёный свет, и мы въехали в комплекс пограничного перехода. По правде, прошло ещё четыре часа, во время которых пришлось скурпулёзно заполнять сложные документы, до того момента, пока на самом деле пересекли границу. В конце концов, измученные, но довольные своими достижениями стартовали в направлении Москвы.
Во всех путешествиях меня удивляло сознание того, что за границей всё совсем по-другому, не так как до неё. Так и в этот раз – уже первые километры по российскому асфальту без разметки, по подножиям зелёных лесистых холмов – это был совсем другой мир. И в продолжение путешествия Россия сохранила характерные черты. По правде, в чём мы согласились в дельнейшем – российские пейзажи очень близки к латвийским, но там всё во много, много раз шире. У нас дом лепится к дому на каждом холме, в России – десятки километров пустой дороги до следующего полузаброшенного селения. В Латвии есть большие и маленькие поля, в России – моря и океаны хлебов. В наших лесах можно прогуляться, в российских лесах – заблудиться и умереть. (одно слово – Мордор. Медведы сожрут. – прим.пер.).
Дороги и путешественники России
О дорогах. Они очень плохие. Сначала я был удивлён, насколько они всё же хорошие, так как предполагал нечто гораздо худшее. Но, при объективном взгляде, они настолько ужасны, насколько можно было ожидать. ОК, там нет таких ям на полколеса, как в Румынии, однако почти всё шоссе в колеях, въехав в которые машину болтает, как лодку на волнах. Страшно даже подумать, что там происходит во время дождя, или – ещё страшнее – зимой, когда в этих смертоносных щелях (так в тексте – прим.пер.) скапливается вода, снег и даже лёд. Мне кажется, машина с более низкой посадкой в некоторых местах могла бы сесть на брюхо и оказаться в положении беспомощной черепашки, болтающей лапами в воздухе. Самый худший участок был в Тверской области – там дорога изборождена ещё и поперечными трещинами, проезжая по которым чувствуешь себя как в поезде – тук-тук, тук-тук, тук-тук… И так десятки, сотни километров. Желательно держать глаза открытыми, так как несколько раз скорость приходилось снижать резко и неожиданно, чтобы избежать перебитой покрышки или – ещё хуже – повреждённой подвески, разбитого картера. Местами длинные участки приходилось проезжать со средней скоростью 50 км/час. А ещё бесконечно длинные и надоедливые ремонты дорог с громадными пробками… (Рекомендую автору прокатиться по дороге Рига – Даугавпилс через Кекаву, к примеру. Она абсолютно точно соответствует его описанию. –прим.пер.).
Однако, с дорогами можно смириться – по большей части они вполне нормальные и любому, кто ездил по нашему собственному Видземскому шоссе, колеи не создадут сюрприза. Гораздо больше нужно опасаться других участников движения – автомашин, фур, велосипедистов, пешеходов, собак и, возможно, даже коров. Как и ожидалось, они ведут себя хаотически, непонятно, опасно, устрашающе, нелюбезно и откровенно агрессивно. Я соблюдал знаменитый закон ДДД или «Дай дорогу дураку» и старался максимально идти навстречу и быть любезным. Обгон машины, обгоняющей машину, когда навстречу тоже обгоняющие – достаточно частая ситуация. (Ну, на шоссе Рига – Даугавпилс, которое упоминал автор, выход в лоб из-за закрытого поворота – достаточно частое явление. А выворачивающее чудо со второстепенной дороги - вообще не вызывает удивления. – прим.пер.). Будьте готовы и познакомиться с горячими джигитами на «Жигулях», которые своих железных жеребцов гонят под 140 км/час (кажется, максимум для этого автомобиля), чтобы через пару десятков километров остановиться с поднятым капотом, что-то проволокой починить и продолжить полёт. Очень опасна местная традиция ездить без включенного света (Вообще-то, это не традиция местных. ПДД в России не требуют включать ближний свет днём. Полный идиотизм в яркий солнечный день и сжигание ламп и рефлекторов. – прим.пер.). Так как днём включать ближний свет не обязательно, многие и вечером забывают его включить. В любом случае, это одна из причин, по которым не следует ездить по России ночью – нельзя вовремя увидеть ямы и машины без огней.
Менты слезам не верят

Отдельный разговор о надзирающей за движением милиции. Её в России множество. Так много ментов (так в тексте, - прим.пер.) в Латвии никогда не приходилось видеть. В каждом уважающем себя населённом месте, у каждого перекрёстка, но не реже чем раз в 20 километров, у дороги находится так называемый ДПС, или пост, на котором милиция по выбору останавливает какого-нибудь участника движения и проверяет документы или вымогает взятку. (так в тексте, - прим.пер.). Так же, как эти стационарные, действуют и мобильные патрули. Хотя у многих из них видел в руках похожие на фен предметы, во время поездки понял, что на Российских дорогах можно делать что угодно – ехать так быстро, как хочется, игнорировать любой знак и здравый смысл. Есть только одно исключение, смертный грех, который никто не должен совершать. Это обгонять там, где это запрещено. За это нарушение грозит строгий денежный штраф и другие наказания. На некоем остроумно спланированном участке дороги в зоне действия знака «Обгон запрещён следующие 800 метров» примерно в 750 метрах за знаком, в начале прерывистой линии, меня ожидал улыбающийся милиционер, пока я по второй полосе отчаянно обгонял медленно едущую фуру. Тот факт, что едем на Ауди с номерами ЕС и у нас впереди ещё длинный путь только ухудшил ситуацию и после первоначальных угроз – отобрать права на месте – мы через полчаса сторговались на пяти «штуках» (80 Ls) в багажник менту. (Охренеть, Белого Господина из Самого Эльфийского Союза кровожадные орки остановили за ЯВНОЕ ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ правил. Да как посмели! –прим.пер.). К счастью, это было единственное происшествие за всё путешествие – ещё пару раз нас остановили проверить документы, но ничего, к чему докопаться (так в тексте, - прим.пер.), не нашли, так как u menja vsje dokumenti v porjadke.
Добро пожаловать в Самару!
Через два дня, проехав 2000 км, счастливо достигли Самары, впечатляющего города с миллионным населением на берегу судьбоносной российской реки Волга. В городе ощутимо веет советским, серые кирпичные дома, растрескавшиеся асфальтовые улицы, повсюду панорама Пурвциемса (Буквально – посёлок на болоте. Район в Риге с панельными и кирпичными домами советской постройки. – прим.пер.). Однако, время от времени прорываются и ростки ультрасовременных и богатых домов и впечатляющих вилл, зелёные парки по берегу реки и современные гипермаркеты у дороги. В городе много интересной и даже красивой советской архитектуры, моментами современность открыто сталкивается со старым и серым. Как и везде в России, улицы здесь широкие, однако поток машин также мощен и нередко движение прерывается большими пробками. Общественный транспорт сильно изношен и им пользуется очень большое число людей. У нас была фантастическая возможность втискиваться в автобус, борясь локтями за место под солнцем и потом, когда в автобус втиснулось ещё с полсотни человек, понять, наконец, как чувствуют себя шпроты в знаменитых Рижских консервах.

Волга здесь так огромна, что через нее нет по-настоящему приличного моста и город, на самом деле, расположен только на одном берегу – второй достаточно дикий район дач и кемпингов. В то же время река здесь как самая широкая улица и автострада – по ней активно курсирует речной трамвай, кораблики, водные мотоциклы, лодки, даже небольшие круизные корабли и, конечно, промышленные баржи. Жарким летом практически весь город отправляется на городской пляж и (буквально) плечом к плечу, спина к спине плещутся в воде. Здесь, на речном берегу, идёт настоящая жизнь – люди купаются, играют в мяч, прогуливаются, едят мороженое, покупают сувениры. Кажется, что попал в советский фильм 50-60 годов о Волге – мимо прошлёпал мужчина с обезьяной на плече и неожиданно появляется оркестр, играющий знакомые мелодии.

Не так, как дома
Самару исходили вдоль и поперёк: площади, парки, памятники. Поднялись на Лысую гору, спустились в сталинский бункер, прокатились по Волге на кораблике, завернули в музей Космоса. В конце концов были даже в кино, на входе куда нас поразил металлодетектор, а на выходе – огромный нож, который какой-то посетитель сдал на хранение, пока посещал сеанс.
Самый большой культурный шок в России у меня был от посещения кладбища. Не знаю, как в других местах, но на этом кладбище, на котором мы были и которое, между прочим, находится в районе маленьких садов, могилы выкопаны в лиственном лесу, который зарос травой и кустами по грудь взрослому человеку. Из высокой травы выступают только металлические решётки вокруг каждой могилы и каменные памятники, каждый с фотографией. Через кладбище вьётся узкая асфальтированная дорожка, шириной в одну машину, которая, кажется, проложена независимо от планировки кладбища, потому как некоторые могилы на самой обочине наполовину пропадают под дорогой и невнимательный водитель может обломать зеркало о какой-нибудь крест.
Посетили и ближайший (80 км) Тольятти – столицу Российского автопрома. Именно отсюда произошёл знаменитый советский автомобиль «Жигули», известный также как ВАЗ или ЛАДА. Тольятти меньше Самары, это, практически, заново отстроенный город. Улицы тут ещё шире и планировка – как по линейке проложена. Сейчас там строят много блочных домов, которые уже не все на одно лицо, как спичечные коробки, а с отличающимися элементами дизайна, некоторые разного цвета, некоторые с необычными формами. Посетили и грандиозный Технический музей. Там можно видеть советскую военную и гражданскую технику самых разных типов – начиная от амфибий, танков, самолётов и заканчивая огромными вертолётами, могучими радарными башнями, бронепоездами и даже настоящей подводной лодкой!
Сложная русская душа
Мы не только осмотрели туристические объекты, но и познакомились с людьми и немного прочувствовали российскую каждодневность: в магазинах нас то и дело без предупреждения и извинений таранили тележки сердитых покупателей, за вход в общественный транспорт, как уже писал, идёт настоящая борьба; во многих магазинах продавцы, казалось, были неудовлетворенны тем, что выбрали именно их отдел и, время от времени, стоя в очередях, приходилось сталкиваться с «лезущими вперёд» и «борцами за справедливость», двумя противоборствующими и раздражающими друг друга группами. И на порядочных немцев местные не похожи – опустошённые пивные бутылки просто пропадают за бортом в Волге, одноразовая бумажная посуда остаётся где попало, городские таксофоны уничтожены, всюду вокруг шелуха от семечек, окурки, бумаги, пластмассовые бутылки…
В то же время, хозяйка дома, которая нас принимала, каждый вечер выставляла на стол уникальные, собственноручно приготовленные деликатесы, отдала свою квартиру в наше распоряжение и всегда ставила интересы гостей на первое место. Любой, с кем пришлось встречаться, демонстрировал знаменитую русскую сердечность, был дружелюбен, вежлив и разговорчив.

Я шагаю по Москве
Попутешествовав чуть больше недели, отправились в обратную дорогу. Перед возвращением на родину запланировали навестить Москву и посвятить этому целый день. Хорошо, что в Самаре разыскали интернет-кафе (их там днём с огнём не сыщешь) и нашли пару адресов отелей в окрестностях Москвы, недалеко от большого кольца и вблизи станции метро. Уже подъезжая к мегаполису, попали в длинную пробку и в конце в путанице магистралей полагались только на Иманта. Успешно добрались до отеля в середине спального района. Разместив вещи и машину за трёхметровым забором из колючей проволоки, почувствовали в себе уверенность совершить то, что не смогли немцы – завоевать Москву.
Так и сделали (мечтатели, так и разтак. –прим.пер.). Посетили Московские «клише»: Красную площадь, Кремль, Арбат, ГУМ, Ленинские горки и Московский Государственный университет, купили сравнительно дешёвые сувениры там же, у подножия Кремля и сфотографировались везде, где было нужно. Накатались на метро до тошноты – купив один раз билет не выходили уже наружу, а путешествовали по подземке. На каждой интересной остановке выходили, чтобы полюбоваться на фрески, мозаику, скульптуры, и просто на архитектуру станций. Москва это совсем другая Россия. Возможно, это даже не Россия, а Европа. (Вот это знаток географии! Вот это уделал(ся). - Прим.пер.)
Домой
Дальше дорога вела только домой. Границу удалось пересечь быстро и безболезненно, не то, что на пути туда, даже очереди на Латвийской стороне неизвестно почему уменьшились до почти незначительных, сравнительно с двумя неделями раньше.
Были бесконечно рады, вернувшись в Латвию и – также в Европу. Какой бы экзотической, какой бы простой и влекущей не была Россия, надо признать, что в Латвии я чувствую себя намного лучше. Мне кажется, российский колорит лучше всего характеризует прозрение по возвращению на родину – в Латвии самые лучшие дороги и самые милые, отзывчивые и дружелюбные полицейские в мире.
Tags: Улыбнуло
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments