Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Воспоминания Ивана Кривоногова — участника самого безумного побега

Сразу предупреждаю, воспоминания участников расходятся, как и все "показания свидетелей". Они ценны не точным соответствием фактов, а именно воспоминаниями непосредственного участника о том, что сумели сделать эти люди. Я несколько раз за последние 11 лет писал об этом подвиге, напомню еще раз:



Запись рассказа Ивана Кривоногова, одного из участников побега:

«Было 8 февраля 1945 года.

Утро ясное, солнечное, день предвещал быть хорошим. Мы бредем по глубокому снегу к ангару, где обычно начинался наш рабочий день.

— Сегодня или никогда! — возбужденно шепчет Михаил Девятаев.

Михаил все время наблюдал за тем, что делалось на аэродроме. Он видел, как три самолета, стоявшие в отдалении, приготовили к полету, заправили, прогрели моторы. Летчики ушли обедать.

Солдат зашел в капонир, привалился к столбу, державшему маскировочную сетку, и начал закуривать.

...Кровь бросилась мне в голову, застучало в висках. Сейчас должно все решиться. Делая вид, что поправляю маскировку, я зашел сзади конвоира, встал и примерился. Михаил Девятаев стоял в двух-трех метрах и наблюдал за моими движениями. Я посмотрел на него, он на меня, — мы поняли друг друга.

Времени терять нельзя... Обеими руками поднимаю клюшку и ударяю конвоира по виску. Он, как сноп, валится на снег. Еще несколько ударов — все... Готов! Хватаю его винтовку.

Вот тут-то начались наши испытания...

— На самолете нет аккумулятора. Мотор нельзя завести.

Недалеко от самолета стояла тележка со вспомогательными аккумуляторами. Быстро подкатили ее, подключили к бортовой сети самолета. — Ура! Есть искра! — воскликнул Михаил. — Размаскировывай!

Как только моторы взревели, я подал команду:

— Всем в самолет!

Пока прогревались моторы, мы сидели не шевелясь на своих местах. Но вот самолет тронулся с места, Михаил выруливает между бункеров на взлетную полосу. Мы катим по немецкому аэродрому на их бомбардировщике! Кто из работающих на аэродроме мог подумать, что на этом бомбардировщике катятся заключенные, обреченные на смерть люди!

Михаил выруливает на взлетную площадку. Стартер, ничего не подозревая, дает сигнал ракетой, разрешая взлет. Самолет мчится по бетонной дорожке. Но что это? Взлетная площадка кончается. Впереди море. Ближе, ближе! Оно надвигается на нас.

Самолет не взлетает.

Михаил сбавляет газ и круто разворачивает самолет в обратном направлении. Он прошел, накреняясь на одно колесо и задев плоскостью о землю, потом встал на оба колеса. Остановился.

Михаил кричит мне:

— Сними струбцинки с руля высоты, на хвосте такой красненький зажим.

Володя Немченко спрыгивает и снизу кричит, что никаких зажимов нет. Поспешно взбирается в самолет.

Михаил снова рулит по взлетной полосе на место старта. Немцы уже бегут к самолету. Они в страхе расступаются перед несущимся прямо на них «Хейнкелем».

Мы кричим:

— Миша, немцы!

Михаил разворачивает самолет и приказывает нам нажимать на штурвал, чтобы преодолеть тросы руля управления. Я уперся одной рукой в кабину, а другой на штурвал, Петя Кутергин помогал тоже. Михаил дал полный газ, и самолет снова помчался вперед по взлетной полосе мимо немцев и заключенных, теперь уже без всякого сигнала стартера, затерявшегося среди оторопелых фашистов.

Вдруг толчок, второй, третий. Самолет повис в воздухе, неимоверно быстро набирая высоту.

Пролетели над аэродромом, над нашим лагерем и вылетели в море. Немцы, видимо, так и не поняли, что произошло. Ни одна зенитка не ударила нам вслед.

Сначала летели к берегам Швеции. Потом Девятаев обнаружил по приборам, что бензину в баках много. Тогда он развернул самолет на девяносто градусов, и мы взяли курс прямо на Восток.

Летим без карты. Летчик ведет машину прямо на восток, но вижу — нервничает, кричит нам:

— Карту ищите! Она должна быть здесь, в кабине.

Карту нашли. Но это была карта Западной Европы, а нам надо Восточной. Ориентируемся по солнцу.

Вот показалась земля. Внизу вьется шоссе, колонны машин и солдат.

— Отступают фашисты, — кричит Михаил.

Вскоре внизу стали видны вспышки взрывов и пожары. Над нами появляется фашистский истребитель «Фокке-Вульф». Выпустив очередь по бомбардировщику, он почему-то отваливает в сторону. Михаил предупреждает:

— Сейчас должна быть линия фронта.

Вдруг пулеметные очереди, разрывы снарядов, осколки бьют по крыльям и фюзеляжу самолета. Фашисты с земли открыли огонь. Может быть, им передали с острова, откуда мы летим.

Наши, видя, что так низко летит фашистский самолет с выпущенными шасси, — тоже открыли зенитный огонь. Нужно садиться.

Михаил кричит:

— Отпустите штурвал!

Самолет идет на посадку. Резкий удар. Нас подбрасывает. Подломились шасси. Несколько секунд тяжелый бомбардировщик ползет на «брюхе». И замирает. Девятаев глушит моторы. Мы выбираемся через запасную дверцу на крыло самолета. Где сели? У своих или у немцев? Ничего не знаем.

Вдруг видим, к самолету бегут наши, советские автоматчики. Они готовились встретить фашистов и остановились оторопевшие, увидев исхудавших людей в полосатой одежде, А мы бежим им навстречу и кричим:

— Братцы! Свои!

Они подбегают к нам, протягивают нам руки.

— Русские! Наши!

Слезы текли по нашим лицам…»

Источник: Кривоногов И.П. Родина зовет. Записки офицера советской армии. — Горький: ГКИ, 1963.
Tags: Великая Отечественная
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Галстук Зеленскому! И поперчить...

    США не будут размещать два военных корабля в Черном море, посольство США в Анкаре уведомило МИД Турции. Об этом со ссылкой на турецкие…

  • "Сама наложит тола под корсет..."

    Польский проправительственный еженедельник Sieci сообщил на прошлой неделе, что «экспертам из Рима были переданы для анализа следы, обнаруженные во…

  • «Для тебя зона ... — родная стихия»

    Об осужденном по 58-й статье "Измена Родине" Герое Советского Союза Карпове я недавно писал. 79 «языков» и за каждым -…

  • Малоросс 15 апреля

    О чем Байден будет просить Путина Что представляет собой армия «революции достоинства» Подоплека желания Байдена…

  • Герои тыла и котлов

    Вся Украина разделена на четыре оперативных командования: «Север», «Восток», «Юг» и «Запад». В свете последних новостей Северное командование…

  • И никакой коррупции!

    Член наблюдательного совета государственного железнодорожного оператора Украины «Укрзалізниця», в прошлом вице-министр экономики Литвы Адомас…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments