Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Коронавирус не спас, но отсрочил раскол единого рынка ЕС

Практически никто не заметил, но перед началом коронавирусного наступления и еще до выхода островитян из Евросоюза, там начался довольно интересный процесс, который можно только приветствовать. Мало того, брать на вооружение.

Каждый покупатель должен знать врага в лицо!

Один из столпов евросоюзного проекта — общий рынок товаров — начал потихоньку подтачиваться года 4 назад под давлением гастрономических националистов. Франция, Италия, а вслед за ними Испания и Греция пыталмсь на уровне ЕС добиться обязательной маркировки географического происхождения молока и молочных продуктов.




"Гарантия традиционности"

Дискуссии о том, какая информация должна быть на упаковке продуктов питания, идут в Европе уже не первый год. Список общих требований постоянно расширяется. Сейчас ЕС требует указывать присутствие возможных аллергенов (причем, с 2016 года не только на упакованной еде, но и в общепитах), химический состав продуктов, дату заморозки мяса и факт добавления протеинов, специфическое происхождение рафинированных масел и жиров и т.д. Основанием была  забота о безопасности и здоровье потребителей, а не открытый протекционизм.

Довольно странное кредо, ведь реальная забота привела бы просто к запрету подобных добавок, чего не происходит.

Защищать свои национальные амбиции на европейском уровне производители продуктов питания до сих пор могли только через регистрацию своих национальных деликатесов в специальном европейском реестре. Патенты делятся на три категории:

"Защищенное указание происхождения" (англ. PDO — Protected designation of origin) — нечто может производиться, перерабатываться и готовиться только на определенной территории и с помощью используемых только там ноу-хау;

"Защищенное географическое наименование" (PGI — Protected geographical indication) — по меньшей мере один из этапов производства, переработки или приготовления должен осуществляться на определенной территории;

"Гарантия традиционности" (TSG — Traditional specialty guaranteed) — состав либо способ приготовления имеет выраженный традиционный характер.

В реестр традиционных продуктов с охраняемым указанием происхождения (PDO) включено свыше 600 продуктов, в реестр продуктов с защищенным географическом наименованием (PGI) — 720, в реестр продуктов с гарантированным традиционным качеством — более 50. Активнее всего свою национальную гастрономию защищают итальянцы (293 патента), французы (242) и испанцы (194). \

Открытый протекционизм

Однако гастрономические сверхдержавы пытаются идти еще дальше. В 2016 году Италия и Франция подали в Еврокомиссию заявку на внедрение на своей территории обязательной маркировки страны происхождения молока и молочных продуктов. До сих пор такое требование в ЕС в обязательном порядке распространялось только на продукты из свинины, курятины, баранины и козлятины. Эти правила воспринимались как инструмент обеспечения безопасности с учетом регулярных вспышек эпидемий на европейских животноводческих фермах. В свою очередь, французы и итальянцы не скрывали, что ими движет желание поддержать своих фермеров, пострадавших от последствий молочного кризиса.

Согласно европейскому регулированию, странам-участницам разрешено вводить дополнительные обязательные правила маркировки товаров, включая указание страны происхождения, но для этого должны быть "особые основания". Еврокомиссия до сих публично призывала страны использовать принцип добровольной, а не обязательной маркировки, поскольку он в большей мере отвечает ценностям Евросоюза и идеалам свободного общего рынка. Рим получил отказ. А вот Парижу в Брюсселе пошли навстречу, разрешив в течение двух лет требовать от производителей обязательной географической маркировки.

В европейских СМИ упоминаются разные причины, почему команда Жан-Клода Юнкера "дала слабину" в отношении французов. По одной версии, подобным образом Брюссель хотел поддержать французский политический мейнстрим в борьбе за пост президента страны, подарив ему дополнительный предвыборный аргумент против лидера "Национального фронта" Марин ле Пен, традиционно пользующейся популярностью у жителей сельских регионов. Вторая версия — это еще один способ, как Еврокомиссия пытается компенсировать европейским фермерам ущерб от российского продуктового эмбарго.

Опасный прецедент

Тогда экономические и юридические эксперты настойчиво отговаривали Еврокомиссию от подобного шага. Среди возможных рисков упоминались "искажение" конкуренции (главным пострадавшим становится Бельгия, чей экспорт молочной и мясной продукции во Францию упал на 17% уже в прошлом году), увеличение административной нагрузки на бизнес (предпринимателям придется платить за новую упаковку и прохождение проверок) и, главное, создание опасного прецедента, подрывающего идею общего рынка ЕС.

Прогноз оказался на редкость точным. Власти Италии, не получив благословения Брюсселя, тем не менее разработали национальный закон о введении обязательной географической маркировки для молочной отрасли. Одновременно обсуждаются идеи, как подчеркивать "итальянскую идентичность" других традиционных продуктов — риса, пасты, овощей.

Схожие настроения наблюдаются и в других странах. Испания и Греция уже требуют у Еврокомиссии разрешения применить у себя французский опыт.

Цена патриотизма

Сама по себе идея гастрономического национализма имеет в Европе солидную поддержку со стороны политиков и населения. Согласно исследованию Eurobarometer, 84% граждан ЕС считают необходимым знать происхождение молока, 88% хотят видеть аналогичную маркировку на всех мясных продуктах. Реагируя на общественный запрос, в мае 2016 года Европарламент принял резолюцию, в которой содержится призыв к Еврокомиссии разработать для всего ЕС общие правила обязательной маркировки молока и молочных продуктов.

Дальнейший прогресс в этой области практически остановила пандемия. Но он обязательно возникнет вновь и было бы очень хорошо, если бы страна-производитель жирными буквами была указана на каждом товаре, который продается в России.

Как-то не улыбается покупать аргентинское мясо...

https://rus.delfi.lv/news/daily/europe/eto-nasha-korova-i-my-ee-doim-chem-grozit-evropejcam-gastronomicheskij-nacionalizm.d?id=49344085
Tags: ЕС
Subscribe

Posts from This Journal “ЕС” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment