Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Ледовые трамваи Петербурга

В конце позапрошлого века в Петербурге запустили трамвай на электрической тяге, однако ездил он не по обычной земле, а по льду, на котором были установлены рельсы. Таким образом организаторам маршрута удалось обойти монополистов, владевших конками в городе, ведь формально этим компаниям принадлежали перевозки на городской земле, а «ледовые трамваи» возили пассажиров по Неве. Сейчас это трудно себе представить, но зимы в городе были настолько долгими и суровыми, что данный вид транспорта оказался очень востребован.



Рельсы были уложены прямо по поверхности замерзшей реки. /Фото: pastvu.com

Сначала вагоны были небольшими и двигались естественным способом по наклонному маршруту от одного берега Невы к другому, и назывался такой способ перевозки пассажиров «рельсовый перекат». Но вскоре его сменил настоящий трамвай, питавшийся от электричества.



Перевозками занималось «Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и К°». Подготовка к запуску «сезонного» вида транспорта обошлась в 28 тыс. рублей. На речном льду были проложены три трамвайные линии: одна соединяла Васильевский остров с Сенатской площадью, вторая пролегала от Дворцовой набережной до Мытнинской, а третья связывала Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Самой последней проложили четвертую трамвайную ветку, которая соединяла Суворовскую площадь и Петербургскую сторону.



Ледовый трамвай. /Фото:meshok.net

Движение открывалось 20 января, а прекращали свою работу ледовые трамваи 21 марта. Интересно, что в теплое время года, когда лед таял, по этим же направлениям ходил паром.



Как работал трамвай

Деревянные столбы, на которой крепилась контактная сеть, были вморожены прямо в лед. Трамвайные вагоны питались от этой сети и двигались со скоростью до 20 километров в час – более высокой, чем могли развить сани. Так что новый вид транспорта явно выигрывал в сравнении с «устаревшими» способами передвижения.





Столбы были вморожены прямо в лёд. /Фото:getmuseum.ru

Для перевозки пассажиров были использованы вагоны от обычной конки, каждый из которых мог вместить два десятка человек. Однопутная колея предусматривала возможность разъезда.



Конка в Петербурге. /Фото:transphoto.ru

Этот вид транспорта был удобным и быстрым, да и стоил проезд всего три копейки, так что ледовый трамвай был невероятно популярен. За сезон он мог перевезти около тысячи пассажиров.



Остановка трамвая. /Фото:getmuseum.ru


Интересно, что за все время своей работы ни один вагон ледового трамвая не провалился под лед, а вот обрывы проводов случались.



Стоимость проезда - три копейки. Дёшево и сердито. /Фото:myhistori.ru


Проектирование полноценной трамвайной системы в Петербурге началось после 1902 года – когда закончилось действие контракта общества конно-железных дорог с городом. Однако ледовый трамвай курсировал по замерзшей реке еще в течение восьми лет, так что долгое время он работал параллельно со своим более современным собратом – обычным трамваем.



В зимний сезон 1909-1910 годов линии ледовых трамваев в Петербурге приняли пассажиров в последний раз.

Текст: Анна Белова
Tags: Интересно
Subscribe

Posts from This Journal “Интересно” Tag

  • Поколение Z спасёт мир?

    "Будучи профессором колледжа более 35 лет, я познакомился с тремя поколениями студентов: поколением X (родившимися между 1965-м и 1980-м…

  • Свобода, брат!

    Американские исследователи из Калифорнийского и Пенсильванского университетов выяснили, что избыток свободного времени негативно влияет на человека.…

  • Британцы и грибы

    Отношения англичан с грибами нельзя назвать ни легкими, ни прямолинейными. Для народа из Восточной Европы нет ничего более естественного, чем ранней…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment