Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Сто лет назад при крушении аэровагона погиб Товарищ Артём

Сегодня стукнуло ровно 100 лет катастрофе вот этого диковинного для тех лет пепелаца, который нёсся со скоростью 100 км/ч от Тулы к Серпухову (а мог выжимать и до 140), издавая при этом ужасающий грохот.

24 июля 1921 года около двадцати человек, в том числе иностранных коммунистов — представителей делегаций, прибывших на конгресс Коминтерна, во главе с известным большевиком, участником Гражданской войны, 38-летним Фёдором Сергеевым, более известным как товарищ Артём, должны были отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами.



Для поездки ими был избран только что построенный пробный вариант аэровагона, который уже проходил испытания и наездил порядка трёх тысяч километров испытательного пробега.

До Тулы делегация доехала успешно, и в тот же день после окончания встреч с шахтёрами отправилась обратно.

В 18:35 по местному времени, приблизительно в 110 километрах от Москвы, в районе Серпухова, на скорости приблизительно 85 километров в час аэровагон сошёл с рельсов и улетел под откос. Из находившихся в вагоне 22 человек на месте погибло 6, ещё один скончался от травм позднее.

В результате схода с рельсов погиб в том числе создатель аэровагона инженер Абаковский, Сергеев (Артём) и еще пять человек. Погибших похоронили в братской могиле в некрополе у Кремлёвской стены.

Затем сына Артёма - тоже Артёма - усыновил тов. Сталин и он рос в его семье вместе с Василием. Стал генерал-майором артиллерии и умер в 2008 году в возрасте 86 лет. А вот его отец разбился в 38 лет, в этом самом аэровагоне.

Сын Артёма был убеждён, что катастрофа, в которой погиб его отец, была подстроена:

"…Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу...".

О том, кого потерял Харьков, Донбасс и Украинская ССР, я расскажу завтра.



Газета «Правда» от 26 июля 1921 года сообщала: «24 июля в 6 час. 35 мин. вечера на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причине сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т.Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т. Фриман Поль (Австралия)…».

Сама идея аэропоездов воплощалась в Германии 30-х, позднее в Союзе и США, но в целом использование воздушного винта на железной дороге распространения не нашло. Движитель был слишком шумным и опасным для окружающих, вихри от винта разрушали железнодорожное полотно.

Спасибо за наводку Перископу



Аэровагон Крукенберга, Германия, 30-е годы. Скорость до 230 км/ч.
Tags: Интересно
Subscribe

Posts from This Journal “Интересно” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments