В среднем газ продают уже по 16,83 гривны за литр, а на некоторых заправках - 17-17,7 гривны. Это на 1,4 гривны на литре больше, чем на начало июля и ценники разгоняются. Всего за день, с 28 по 29 июля автогаз на заправках сети WOG подорожал на 20 копеек (до 17,68 гривны за литр), ZOG - на 15 копеек (до 16,6 гривны), "Овис" - на 10 копеек (до 16,59 гривны) и т.д.

По словам владельца сети Prime Дмитрия Леушкина, ценникам по газу еще есть куда расти. "Могут разогнаться и до 20 гривен за литр", - прогнозирует он.
Лихорадит сейчас и рынок бензина и дизеля. Правда, для автолюбителей этот процесс проходит незаметно. Ведь розничные цены ограничивает Минэкономики.
И по газу, и по бензину, и дизелю причина ценового ажиотажа одна - дефицит ресурса.
Газ испарился
"Газовые кризисы" с резким ростом цены не редкость. Причин несколько.
Во-первых, рост мировых цен на сжиженный газ. Алжирская компания Sonatrach, по данным enkorr, на август заявила цены на 25-45 долларов на тонне выше, чем на июль (пропан - по 620 долларов, бутан - по 650 долларов за тонну). Цены Sonatrach - индикатор для средиземноморского рынка, откуда идут поставки морем в том числе в нашу страну. То есть морские партии в августе еще подорожают.
Во-вторых, дефицит автогаза. По данным enkorr, за 25 дней июля его поставили 102 тысячи тонн, что на 12 тысяч меньше, чем за этот же период в июне.
"Газ имеет свою специфику хранения. Резервуары под него дорогие, и в Украине излишка мощностей нет, поэтому запасы нужно пополнять каждые 5-10 дней. Как только возникают малейшие накладки - у нас уже дефицит и рост цены", - говорит Рябцев.
При этом Украина производит лишь 25% сжиженного газа от объемов потребления. 75% - это импорт, причем, большая его часть приходится на Россию и Беларусь.
И по обоим направлениям в июле были проблемы. По российскому шла смена поставщика - продукцию "Роснефти", в том числе газ, начал завозить азербайджанский "Сокар". Но на планируемые объемы он еще не вышел. В том числе, из-за бюрократической волокиты - на каждую партию нужно получать разрешения, что тормозит поставки.
По белорусскому направлению импорт тоже просел из-за плановой остановки на ремонт Мозырьского НПЗ.
Таким образом возникла "газовая дыра" в 10-15 тысяч тонн.
Хотя по поставкам уже пошел рост, в том числе за счет морских партий. Возобновил работу и Мозирьский НПЗ.
По словам Рябцева, ценники на газ уже превысили показатели, при которых ездить на этом ресурсе водителям выгодно. "Газ выгоден, если литр стоит не дороже, чем поллитра бензина. То есть, должно соблюдаться соотношение примерно 50%. Сейчас этот показатель - 60%. И он уже близок к рекордному для отечественной практики — 63%. Так что повышать ценники уже практически некуда"
Похожие тенденции - дефицит и подорожание - наблюдаются сейчас на рынке бензина и дизельного топлива. Но - исключительно на оптовом.
По словам Леушкина, в июле оптовые цены на бензин и дизель выросли до 2 гривен за литр или 10%, что связано в первую очередь, с ограниченным предложением из-за снижения поставок из России и Беларуси.
Но на розничном рынке ценники не менялись. Как известно, в Украине действуют индикативнные цены на бензин и дизель, которые Минэкономики пересматривает каждые 10 дней.
22 июля такие цены в очередной роз пересмотрели, установив для бензина "потолок" в 31,64 гривны (с наценкой АЗС 5 гривен), для дизеля - 29,25 гривны (с наценкой 7 гривен).
"А так как Минэкономики оптового сегмента в своих расчетах "не видит" и ограничивает розничные цены, уже со следующей недели многие АЗС начнут работать в минус. Понятно, что небольшие заправки, у которых нет запаса прочности, закроются", - отмечает Леушкин.
Ситуация с поставками бензина, дизеля и автогаза хотя и должна выровняться в августе, все же остается напряженной. И по этому поводу Минэкономики уже собирало нефтетрейдеров на совещание, - рассказал нам глава А-95 Сергей Куюн.
"Кардинально важных для рынка решений пока не было. Скорее, в Минэккономики хотят понять перспективу", - говорит Куюн. Леушкин же сомневается, что власти смогут отрегулировать ситуацию. "У них нет никаких рычагов влияния, нет главного - резерва топлива, о необходимости создания которого много говорят", - подытожил эксперт.
Journal information