Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Закат морской сверждержавы

По утверждению Хендрикса*,  опубликованного американским изданием консервативного толка National Review, Китай и Россия «решили активно конкурировать с нами, развертывая новые поколения продвинутых авианосцев, крейсеров, эсминцев и смертоносных бесшумных и быстроходных атомных подводных лодок». Да, такой процесс наблюдается, и является он следствием американского засилья в морях и океанах, которое стало препятствовать глобализации мировых экономических процессов.



Вице-президент Telemus Group с ностальгией вспоминает те времена, когда «все океанические войны и инциденты с пиратством внезапно прекратились в 1945 году, когда Военно-морские Силы Соединенных Штатов вышли из Второй мировой войны с флотом из более чем 6000 кораблей – той подавляющей силой, которую трудно себе вообразить. Под прикрытием этого флота и обеспечиваемой им безопасности Соединенные Штаты оказались в уникальном положении, чтобы менять мир на основе своего мировоззрения». Действительно, после Второй мировой войны экономическая и политическая экспансия США в мире поддерживалась американским флотом.

Как указывает Хендрикс, сегодня около 80% мировой торговли по объему и 70% по стоимости перемещается по морю. Кроме того, около 95% данных в мировой экономике передаются между континентами по подводным кабелям, а всевозрастающая доля бурения и добыча энергоресурсов и сырьевых ресурсов осуществляется со дна океанов.

Китайский эсминец Dalian типа 055 – третий в серии и второй, переданный ВМС НОАК в этом году.



Ныне же, признает Джерри Хендрикс, «американский флот, численность которого резко упала с 6000 кораблей в 1945 году до постыдного количества в 296 готовых к развертыванию боевых кораблей сегодня, из-за ряда неправильных решений… больше не является достаточно большим, чтобы постоянно защищать интересы США по всему миру». И далее: «Если Китай в Южно-Китайском море или Россия в Арктике успешно создадут, а затем смогут сохранять исключения из концепции свободного моря и практически осуществить здесь свою локальную сферу влияния, это кардинально подорвет весь возглавляемый Америкой миропорядок, принесет на планету нестабильность и, несомненно, приведет к разрушительной и дорогостоящей войне».

Что же делать? По твердому убеждению Хендрикса, необходимо поставить военно-морскую мощь на первое место в американской национальной стратегии, уменьшить американские континенталистские обязательства во всем мире и сосредоточить внимание на преимущественном инвестировании в морскую коммерческую торговлю и военно-морскую стратегию. Нечто подобное хотел предпринять предпоследний министр обороны трамповской администрации Марк Эспер. Он собирался резко увеличить ассигнования на военно-морское строительство за счет урезания финансирования ВВС и армии. Но быстро был отправлен в отставку.

Одними деньгами ситуацию не выправишь. Как признает Хендрикс, «сегодня Китай, крупнейшая судостроительная страна в мире, имеет более 1200 верфей, одна из которых производит больше тоннажа в год, чем все судостроение США». За первые пять месяцев этого года судостроительная промышленность КНР передала ВМС НОАК атомную подводную лодку стратегического назначения типа 094А, два эсминца типа 055, которые в США классифицируются как крейсера, четыре эсминца типа 052DL, шесть корветов типа 056А, головной универсальный десантный корабль типа 075, три тральщика-искателя мин типа 082II. Это без учета вспомогательных судов и плавсредств базового обеспечения.

Совсем другая картина в Соединенных Штатах. Американский судпром поставил флоту один эсминец типа Arleigh Burke и два литоральных боевых корабля типа Independence.

Стоимость строительства головной американской атомной ракетной подводной лодки нового поколения Columbia (SSBN-826) составит $15,03 млрд.



...это немногим меньше стоимости создания нового атомного авианосца Gerald R. Ford ($17,5 млрд.).



Пока ВМС США опережают ВМС НОАК по количеству атомных подводных лодок и больших надводных кораблей. Но при нынешних темпах кораблестроения в КНР нетрудно догадаться, в чью пользу обернется гонка морских вооружений двух держав.

Призывы Хендрикса больше инвестировать в военное и гражданское судостроение в Соединенных Штатах, чтобы вновь «стать морской сверхдержавой», выглядят идеалистически. В начале июня группа сенаторов от демократической и республиканской партий внесла законопроект об инвестировании $21 млрд. на обновление мощностей четырех государственных верфей и $4 млрд. на поддержку частных судостроительных предприятий. Но это капля в море. Ведь эти средства предполагается отпустить заводам, которые занимаются судоремонтом. И их еще надо освоить. На что потребуется немало лет. Военное и гражданское судостроение наскоком не возродить, хотя бы потому, что верфи, старые и новые, столкнутся с кадровым дефицитом. На подготовку специалистов уйдет уйма времени и финансовых ресурсов.

Американское кораблестроение неуклонно дорожает. Недавно объявлено, что стоимость строительства головной атомной подводной лодки стратегического назначения нового поколения Columbia (SSBN-826) увеличится на $637 млн. и составит $15,03 млрд. То есть эта ПЛАРБ по стоимости почти догонит головной атомный авианосец Gerald R. Ford ($17,5 млрд.). Но еще не вечер, и у перспективного американского ракетоносца, который еще не заложен, есть возможность перегнать гигантский плавающий аэродром.

Нет никаких сомнений, что китайские темпы военного кораблестроения возьмут верх над галопирующим ростом цен в американском.

И еще. Чтобы Америке вновь стать великой морской сверхдержавой, требуется единство и целеустремленность нации. Но сейчас происходит нечто противоположное. Общественное сознание Соединенных Штатов расколото, и противоречия внутри страны только усугубляются. При таких обстоятельствах о морской сверхдержавности можно только мечтать.

* - Хендрикс работал в аппарате начальника военно-морских операций, то есть главкома ВМС, и министра ВМС США. Закончил  службу в 2014 г. в звании кэптена, то есть капитана 2-го ранга по-нашему, в должности директора Командования военно-морской истории и наследия.

Отставной кэптен поступил на работу в Центр новой американской безопасности – негосударственной организации, где он был старшим научным сотрудником и директором оборонных программ. Потом стал вице-президентом консалтинговой фирмы Telemus Group, специализирующейся на военных вопросах.

Его приглашают в качестве эксперта на Капитолийский холм на слушания по оборонным проблемам. Он – автор таких известных изданий, как Foreign Policy, National Interest, Fox News, New York Observer, Japan Times, Politico и ряда других. В прошлом году увидел свет его трактат «Обеспечивать и поддерживать ВМС: почему военно-морское первенство является первой и лучшей стратегией Америки» (To Provide and Maintain a Navy: Why Naval Primacy is America’s First, Best Strategy), который получил высокую оценку в военных кругах США. Основные позиции этого труда нашли отражение и дальнейшее развитие в статье, опубликованной в National Review.

Выдержка из статьи приведена выше, более полный обзор здесь
Tags: Современный мир, Флот, Экономика
Subscribe

Posts from This Journal “Флот” Tag

  • Небоевые потери ВМС Украины

    "Судно совершило навал правой раковиной (борт в районе кормы) на бетонное гидротехническое сооружение и повредило как надводную, так и подводную…

  • Как пилят флагман ВМСУ фрегат "Гетьман Сагайдачный"

    Перед празднованием Дня Независимости в этом году "Сагайдачный" отбыл в Николаев на ремонт. И далеко не косметический – корабль не на…

  • Франция разругалась с США и Австралией

    Франция впервые в истории отозвала своих послов в США и Австралии для консультаций. Об этом сообщает CNN. Что интересно, из Лондона посла не…

  • "За Чорне море станемо грудьми!"

    Укроборонпром подписал соглашение о сотрудничестве с международной группой компаний Babcock International относительно развития Военно-морских сил…

  • Ангосаксы кинули французов

    "Обещать не значит жениться". Не знаю, откуда эта фраза, но она очень точно отражает "нежную дружбу" англосаксов со своими…

  • Подлодка для Балаклавы

    Подводную лодку проекта 633 буксируют в Балаклавский подземный музейный комплекс В музее планируют создать атмосферу аутентичного противоатомного…

Buy for 110 tokens
Друзья, к вам обращается человек без ног. Когда-то я был таким же, как вы, но война отняла у меня семью, надежду на будущее, дом и ноги. Я знаю, что таких историй, как моя, сотни и тысячи, мы все знаем, что мы прошли, мы знаем, кто начал эту войну, мы знаем, кто поставляет на Украину фосфорные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments