Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Борьба с еврейским анекдотом в США

В США есть бородатый анекдот. Еврейский иммигрант прибывает на остров Эллис в Нью‑Йорке. Процедура въезда в Штаты оказывается столь запутанной, что иммигрант ошалевает от нервотрепки. Когда один из чиновников спрашивает: «Как вас зовут?», он отвечает: «Шейн фергессен», что на идише значит «Я уже забыл». Чиновник регистрирует его под именем «Шон Фергюсон».

Подтверждением этого анекдота служит фамилия действующего Госсекретаря США Блинкена (Blinken). Прадед которого — еврейский писатель Меер Блинкен (1879—1915), уроженец Переяслава, выпускник Киевского коммерческого училища, эмигрировал в США под своей настоящей фамилией - Блинкин. Что не устроило чиновника на въезде и с тех пор по США размножаются Блинкены.



Иммигранты и инспекторы на острове Эллис в зале регистрации, где новоприбывшие проходили официальную проверку

Не удивительно, что сегодня представители многих белых этнических групп — в том числе евреи, итальянцы и поляки — уверены, что на острове Эллис равнодушные или невежественные чиновники меняли их предкам имена и фамилии на более американизированные.

Как видим на вполне конкретном примере, правильно полагают. Но с этими взглядами в США беспощадно борются, пытаясь подменить одно другим. И вот что пишут:

   "В действительности есть намного больше свидетельств о том, что евреи и представители других белых этнических групп меняли имена и фамилии по собственной инициативе. Собирая материал для своей книги, я просмотрела ходатайства об официальной смене имен и фамилий, поданные в городе Нью‑Йорк на протяжении всего ХХ века: по ним видно, что тысячи еврейских иммигрантов и их детей действительно меняли имена и фамилии по своей инициативе.

М1: Как будто одно противоречит другому. Да и десятки, если не сотни тысяч военных преступников добровольно меняли фамилии и/или не возражали, когда их коверкали чиновники.

Историки Мэриэн Смит и Винсент Каннато убедительно доказывают, что равнодушные чиновники с острова Эллис не меняли фамилии иммигрантов принудительно. Собственно, процедура иммиграции обычно не включала в себя вопроса «Как вас зовут?». Чиновники просто сверяли имена и фамилии иммигрантов с теми, которые уже числились в списках пассажиров судов.

Это неправда. В упомянутом мной случае с Блинкиным-Блинкеным, прадед так и не принял свою новую фамилию и публиковал в США книги под своей настоящей фамилией:



Блин, Блинкен оказывается Блинкин

Информация, которую мы можем извлечь из массовой литературы, дополнительно подтверждает вывод этих историков. В период с 1892 по 1920 год, когда через отделение иммиграционной службы на острове Эллис ежедневно проходили тысячи иммигрантов, в массовых журналах и книгах не описывалось, что на острове Эллис якобы меняли фамилии. И даже когда в 1920‑х годах иммиграция сильно замедлилась, в течение последующих четырех десятков лет в массовых книгах и журналах, как правило, нет описаний того, как чиновники на острове Эллис меняют иммигрантам фамилии.

М1: Это очень убедительный аргумент - ссылка на "массовую литературу". Само определение ни о чем, автор ведь не может сослаться даже на то, что она изучила подшивку "Нью-Йорк пост" за 10 лет.

В этот период массовая литература затрагивала пестрое множество важных тем — такие, как происхождение и употребление имен и фамилий, социальная психология смены имен и фамилий, еврейский юмор и еврейская иммиграция, но нигде не возникал мотив смены фамилий на острове Эллис.

В одном сборнике еврейского юмора 1969 года действительно есть анекдот, «соль» которого — фраза про «Шона Фергюсона». Но в данном случае герой анекдота — актер идишского театра, отправляющийся в Калифорнию, чтобы стать кинозвездой. Всю дорогу в поезде он силится запомнить свой сценический псевдоним, но начисто забывает его, оказавшись лицом к лицу с вальяжным голливудским продюсером.

Культурные перемены 1960–1970‑х годов

Образ смены фамилий на острове Эллис пустил корни в сознании американцев лишь в 1970‑х годах. Например, в популярной книге 1979 года об острове Эллис и опыте иммиграции говорилось, что чиновники «в том, что касалось имен, проявляли халатность и безразличие».

В фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец‑2» (1974) мы видим, как равнодушный чиновник иммиграционной службы нарекает юного героя «Вито Корлеоне».

Осмелюсь утверждать, что именно культура конца 1960‑х и 1970‑х годов сформировала эти представления о смене фамилий на острове Эллис. Когда Закон об иммиграции и гражданстве от 1965 года упразднил дискриминационные иммиграционные квоты, прежде ограничивавшие иммиграцию из Южной и Восточной Европы, американская массовая культура стала рассказывать новые истории, где придавала новое значение жизненному успеху иммигрантов именно из этих регионов.

М1: Замечу, что культуру в упомянутые годы формировали люди, как раз и пережившие массовую иммиграцию двух мировых войн - особенно Второй. Так что они как раз лично знали то, о чем писали. В отличие от автора, пишущего через полвека после упомянутой даты.

Да и сам остров Эллис — где Линдон Джонсон подписал вышеупомянутый закон 1965 года — превратился в коллективном сознании из скопления заброшенных построек в знаменитый символ мытарств и побед иммигрантов из Европы.

Кроме того, в конце 1960‑х и в 1970‑х годах авторитет государственной власти в США сильно пошатнулся: «Документы Пентагона» показали, что правительство вводило в заблуждение американский народ в то время, как США наращивали свой воинский контингент во Вьетнаме. Неустранимое расовое неравенство создало условия для вспышек уличных беспорядков в крупных городах всей страны. А Уотергейтский скандал обнажил, что на самой верхушке государственной власти имели место преступные деяния и создание помех правосудию.

Описания предполагаемой недобровольной смены фамилий на острове Эллис прекрасно гармонировали и с новой известностью этого острова как символа иммиграции, и с растущим недоверием к авторитету государственной власти.

Смена имен и фамилий — измена родовым ценностям?

Образ смены фамилий на острове Эллис был созвучен и другой теме, возникшей в американской культуре 1970‑х, — поискам всего аутентичного. Историк Мэттью Фрай Джейкобсон собрал документальные свидетельства о стремлении многих белых этнических групп в ту эпоху, включая евреев, найти «аутентичную» культуру, чтобы упрочить свою этническую идентичность.



«Йонкл, еврей‑ковбой».Библиотека конгресса, отдел гравюр и фотографий, Вашингтон

В таких фильмах, как «Крестный отец» и «Хестер‑стрит» (во втором из них показаны тяготы иммиграции на примере одной молодой еврейской семьи в Нью‑Йорке), американская культура обратилась лицом к Старому Свету — европейским странам, откуда прибыли белые иммигранты, — изображая его как источник родовых ценностей и культурной целостности общин. А в этом контексте смена фамилий выглядела как измена своему роду, своей общине и своей идентичности.

С 1970‑х до конца 1990‑х в романах, фильмах и пьесах из еврейской жизни — например, в пьесе Венди Вассерштейн «Правда романтично?» и фильме Барри Левинсона «Авалон» — изображалось, что к смене фамилий прибегают неискренние люди или рвачи, готовые за деньги продать родную маму.

Хотя эта томительная тяга к аутентичности овладевала не только евреями, мои исследования наталкивают на вывод, что по сравнению с другими группами количество евреев, менявших фамилии, было диспропорционально большим — ведь их толкал к этому американский антисемитизм.

В культуре, принявшейся славить Старый Свет как источник аутентичных ценностей, многим американским евреям, возможно, было больно принять тот факт, что их родители, дедушки и бабушки добровольно сменили имена и фамилии с изначальных еврейских на другие. Вину за изглаживание еврейских имен и фамилий куда как проще было возложить на равнодушных чиновников с острова Эллис.

Но это акцентирование образа острова Эллис лишь затемнило многоплановые причины, побуждавшие евреев менять имена и фамилии по своей инициативе.

Итак, анекдот про Шона Фергюсона — нечто большее, чем просто анекдот. В нем наглядно показано, какие внутренние борения по поводу своей идентичности испытывали и продолжают испытывать евреи в Америке. Он проясняет, как нелегко осмыслить прошлое, но также подчеркивает, как важно его осмыслить".

М1: Агитпроп в чистом виде.

Кирстен Фермаглих, Jewish Americans changed their names, but not at Ellis Island
Tags: Евреи, США
Subscribe

Posts from This Journal “Евреи” Tag

  • Если бы не евреи и москали...

    Оговорочка по Фрейду: Когда-то они не скрывали своих убеждений. « Я горжусь тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200…

  • Дело чести и время бесчестия

    Столетие с четвертью минуло со времени «дела Дрейфуса». Время изменило его восприятие. То, что казалось позорным преследованием…

  • Польша для поляков

    К началу XXI века в Европе практически невозможно отыскать мононациональное государство. Абстрактные «французы» это не только и не…

  • Еврейская служба порядка

    В 1942 году евреев в Варшавском гетто, уже страдавших от болезней и голода, начали собирать для депортации в лагерь смерти Треблинка, пишет The Times…

  • Как англичане убивали евреев

    Более 5000 документов, недавно опубликованных Государственным архивом Израиля, включают не публиковавшиеся ранее отчеты о рейдах британских войск, в…

  • Не вакцинируешья? Еврей!

    Прибалтбюро сообщает: Как хорошо известно и подтверждено документально, в Прибалтике евреев не любят. Так не любят, что после войны их там…

  • Евреи могут уйти

    Евреи могут покинуть Европу в случае всплеска антисемитизма. О перспективе такого исхода предупредил президент Совета раввинов Европы (СРЕ), главный…

  • Это были интеллигентные люди в костюмах, не какие-нибудь рабочие"

    «В июне 1941 года, когда началась война, мы с братом работали в переплетной мастерской. Возвращаясь домой, мы увидели, что на повороте с проспекта…

  • "Молот ведьм" в польских руках

    10 июля 1941 года произошел погром в польском местечке Едвабне – самый известный случай избиения еврейского населения местными, без участия…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments