Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Латвия стала европейским Гондурасом

Финансовая отрасль Латвии потеряла 750 млн долларов на «борьбе» с отмыванием денег. К такому выводу приходит Юрис Пайдерс в статье для Neatkarīgā.

Автор статьи приводит данные Международного торгового центра, согласно которым с 2017 года экспорт финансовых услуг из Латвии снизился на 68,8% — с 495 до 154 млн долларов. Ни в одной европейской стране в то время не наблюдалось такого большого спада в экспорте финансовых услуг.



«Уменьшение латвийского экспорта финансовых услуг было связано с тем, что в это время Латвия ввела крупномасштабные нагрузки на банковскую систему, которые якобы были нацелены на преступников, использующих банковские расчеты для отмывания денег, но фактически сделали невозможным проведение финансовых операций», — объясняет Пайдерс.

Публицист также отмечает, что многие латвийские банки за этот же период переехали в Литву, Словакию и другие страны.

«По сути, правительство Кариньша (премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша) обеспечило рост благосостояния населения стран, которые взяли на себя обслуживание клиентов коммерческих банков, покинувших Латвию. Можно подсчитать, что за последние три года ВВП Латвии был бы на 750 млн долларов выше без значительного финансового бремени», — заключает он.

Экономические показатели Латвии свидетельствуют о ее отставании не только от стран Западной Европы, но и от соседних государств, заявил президент  Эгилс Левитс. После распада  Союза его страна намеревалась догнать Скандинавию, но сегодня перед латвийцами стоит куда менее амбициозная задача: хотя бы не отставать от Литвы и Эстонии.

Выступая перед депутатами Сейма, Эгилс Левитс раскрыл секрет Полишинеля: по уровню экономического развития Латвия пропустила вперед даже своих соседей. Это внутренняя угроза, которая в долгосрочной перспективе окажется не менее серьезной, чем миграционный кризис на границе с Беларусью.

Положение дел в стране президент описывает двумя словами: «Структурная отсталость». Латвия все чаще оказывается аутсайдером различных рейтингов ЕС.

В качестве примера Левитс привел следующие данные: 57% латвийцев не владеют цифровыми навыками, по соотношению занятых в сфере информационно-коммуникационных технологий с общим количеством работающих республика отстает от остальных европейских стран.

Впрочем, это довольно безобидный пример. Куда страшнее звучат слова Левитса о том, что на балансе Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) Латвии до сих пор стоят автомобили, произведенные в СССР.

«Пожарные должны оперативно действовать, у них должна быть безопасная и современная экипировка, а они ездят на вызовы на машинах, произведенных еще в годы советской оккупации», — возмущается президент.

Хорошо, что вообще ездят! По состоянию на 2019 год в парке ГПСС было больше сотни автомобилей, произведенных на базе шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 — по габаритам они не подходят для перевозки современного спасательного оборудования.

У 246 пожарных машин срок эксплуатации к тому моменту истек, а возраст некоторых из них составлял 50 лет.

В самой ГПСС заявляли о необходимости потратить на покупку новых транспортных средств ни много ни мало 86 миллионов евро. Добавим к этому устаревшие пожарные депо (большая часть зданий находится в плохом техническом состоянии).

Отдельно Левитс мог рассказать о состоянии автомобильных дорог, по которым спасатели ездят на вызовы. Эти данные также подтверждают тезис об отставании его страны от других Прибалтийских республик.

В рейтинге дорог эксперты Всемирного экономического форума поставили Латвию на 27 строчку среди 28 стран ЕС.

Литва и Эстония расположились посредине (14 и 15 места соответственно).

«Мы пугаем наших политиков, говоря, что когда-то у нас дороги станут, как в Латвии», — изрек однажды заместитель директора автомобильной дирекции Литвы Петрас Текориус.

При этом на ремонт автомобильных дорог  выделяются большие деньги. По линии ЕС государство получает на эти нужды сотни миллионов евро. Но куда деваются эти деньги — загадка.

В сфере железнодорожной инфраструктуры ситуация кажется еще более плачевной. С 2009 года Латвия не может закупить новые электровозы для государственной компании Pasažieru vilciens (PV).

Когда это наконец произойдет, предприятие попытается избавиться от старого подвижного состава.

Талис Линкайтс предлагает искать рынки сбыта в Средней Азии, но добавляет, что даже Таджикистану и Узбекистану могут не пригодиться электрички Рижского вагоностроительного завода: «Там тоже закупаются новые, современные составы, Латвия была последней постсоциалистической страной со старыми электропоездами».

Лидерство Латвии в антирейтингах ЕС уже никого не удивляет.   А ведь речь идет о транзитной отрасли, которая была визитной карточкой Прибалтики! Прокладка железной дороги в Лифляндской и Курляндской губерниях Российской империи началась в 50-х годах XIX века.

Пока Левитс призывает ликвидировать структурное отставание Латвии от соседних стран, в сфере грузовых и пассажирских перевозок происходит все с точностью до наоборот.

В прошлом году компания Latvijas dzelzceļš (LDz) свернула электрификацию железной дороги, на которую уже были выделены сотни миллионов евро из Фонда сплочения ЕС.

В новых реалиях этот проект оказался бессмысленным. Хотя совсем недавно власти республики рассказывали, как важно не проиграть соседям борьбу за транзит.

Теперь выясняется, что для повышения конкурентоспособности «Латвийской железной дороги» ничего делать не надо. Напротив, надо побыстрее продавать на аукционах локомотивы, вагоны, рельсы и прочее имущество, за которое можно выручить хоть какие-то деньги.

На заре распада СССР перед Латвией стояла задача догнать по уровню развития страны Скандинавии. Ту же Финляндию, избежавшую ужасов «советской оккупации», — именно этим якобы объясняются ее успехи.

Но через тридцать лет после обретения независимости приоритеты Риги стали гораздо скромнее: теперь нужно хотя бы не отставать от Литвы и Эстонии.

На вопрос о том, почему так получилось, есть ответ у премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша. Оказывается, прибалтийская республика выбрала неправильный путь развития — она пыталась быть мостом между Востоком и Западом.

«И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, думать, что мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми. (…) Это мышление есть то, что нас долго задерживало, этому противоядием является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита», — заявил Кариньш.

«Умную реиндустриализацию» премьер-министр Латвии анонсировал еще в марте, но «премьера» до сих пор не состоялась.

Оно и понятно: перед тем как строить новые заводы, не мешало бы найти деньги на замену пожарных машин советского производства и безбожно устаревших локомотивов.

Это хотя бы звучит реалистично.

https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/20210906-pozadi-planety-vsey-latviya-priznala-degradatsiyu-ekonomiki/
https://www.rubaltic.ru/news/12082021-borba-s-otmyvaniem-deneg-lishila-latviyu-750-mln-dollarov/
Tags: Прибалтика
Subscribe

Posts from This Journal “Прибалтика” Tag

promo mgu68 11:59, Суббота 253
Buy for 110 tokens
Украинской армии и лично г-ну Зеленскому даже коронавирус не помешал ни продолжать убивать мирное население Донбасса, ни клеветать в нашу сторону, при этом "предлагая помощь Донбассу". В разгар прошлой эпидемии вышла настоятельная просьба к российской армии "перестать бомбить Донбасс в связи с…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment