Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Гений, мужество и авангард - это о ней.

В 1937 году, когда девочке исполнилось 11 лет, был арестован ее отец, Михаил Эммануилович, генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля». Через год арестовали мать, Рахиль Михайловну Мессерер, актрису немого кино. Отец был расстрелян в 1938-м, мать - сначала отправили в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном (мальчик родился через два месяца после ареста отца), а затем - в Казахстан, в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Девочку забрала к себе тетя -  Суламифь Мессерер.

Кто-то скажет - опять о евреях, кто-то привычно ругнет Сталина. Я же не собираюсь никого интриговать. Судьбу ЧСИР - члена семьи изменника Родины у нас любят описывать - детдома, тюрьмы, лишения прав, ссылка. Короче или ужасный конец или ужас без конца.

Но именно этой девочке суждено сразу после войны с комсомольским огнем в груди покорить весь мир. Именно она впервые в мире выйдет на сцену в платье "от самого Кардена", потрясенного и покоренного ею. Это именно ей сегодня президент  вручил наверное последний орден, отсутствовавший в её коллекции за 85 лет жизни -
«За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В хореографическое училище она поступила еще в 1934 году, за три года до арестов. И помог ей в этом реверанс. Вспоминала: «… в честь такого торжественного случая меня обрядили во все белое: белое платьице, белые носочки, пришпилили к моим рыжим косичкам отутюженный белый бант. Единственное, что несколько портило мой подвенечный вид, - коричневые сандалии. В тот год - 34-й - заявлений в училище было немного. В те «стахановские» годы все мечтали быть летчиками. По-моему, было тридцать заявлений. Мою судьбу решил один реверанс. Всем девочкам было дано задание сделать реверанс, и мое исполнение было тут же отмечено. Так решилась моя судьба».
Как и всем, начинать пришлось в кордебалете
 
В трупу Большого ее приняли в 17 лет -   1 апреля 1943 года. «Есть в этом что-то дьявольское - быть зачисленной в труппу в день, когда нельзя никому верить», - говорила она.Зачислили в кордебалет. Кордебалет, «сборные» концерты и номер «Умирающий лебедь» - так начиналась звездная карьера. «Умирающий лебедь» был ее шедевром, блестящим произведением искусства, танцем, который был больше, чем просто движения тела, а - овеществленной музыкой. Недаром этот номер знаменит во всем мире.Именно так, с отведенными назад руками начала танцевать именно она. Именно так теперь танцуют во всем мире.

А то, как она задерживалась на несколько секунд в воздухе, исполняя прыжок (это называют баллоном) - вообще находится за пределами не то что возможностей человека, но законов традиционной физики (эта редкостная способность была продемонстрирована в 1948 году, когда балерина исполняла роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева).
Пьер Карден шил ей костюмы
 
В 1960-е годы Плисецкая официально считалась прима-балериной Большого театра. Однако она, не желая останавливаться на достигнутом, хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. В апреле 1967 года была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.
Гагарин и Майя
 

Манера танца - вот что сделало Майю Плисецкую эталоном балетного мастерства. И вовсе не чистота в следовании канону, а напротив - поиск себя, вечный показ движений души движениями тела. В документальном фильме «Майя Плисецкая» (1964 г.) прозвучала такая фраза: «Вы спрашиваете меня о руках… Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце - ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Ваганова говорила: пусть хуже, но свои…» (Ваганова Агриппина Яковлевна была консультантом Большого театра по вопросам балета в 1943-1944 гг.).
http://gazeta.aif.ru/data/mags/superstar/77/pics/26_01_01.jpg

В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка" . В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.
Майя Плисецкая не просто танцевала, она - жила на сцене. И поэтому так завораживающи - образы, которые она создала.
С Родионом Щедриным на пляже в Сухуми, 1981 год

Для Майи Плисецкой характерна полная открытость, как в танце, так и в жизни. Поэтому всегда у нее хватало врагов и завистников. Ведь открытость - это не просто душа-человек, а тот, который спокойно может сказать прямо в глаза то, что думает, не маскируя свое мнение ни вежливостью, ни сочувствием. «Одну именитую балерину назвала «недопеченным блином». Про другую сказала, что в танце она напряжена, словно «гадящая собака»», - вспоминает муж,  Родион Щедрин. Чтобы позволять себе такие высказывания, нужно быть абсолютно уверенным в себе человеком. Майя Плисецкая именно такова. В тихом местечке Тракай в Литве вместе с мужем Родионом Щедриным они по полгода. Пока он пишет музыку, Майя Плисецкая ходит на рынок, гуляет, катается на лодке. Когда-то он ждал ее с гастролей. Теперь она заботится о нем и сопровождает во всех поездках.
Майя Плисецкая - пример необычайного творческого долголетия. Когда 20 ноября 2000 года в Большом театре отмечался ее 75-летний юбилей, балерина исполнила номер «Ave Maria» на музыку И.-С. Баха - Ш. Гуно, специально к этому вечеру поставленный для нее М. Бежаром. Этот же номер она исполняла на открытии фестиваля, посвященного 70-летию Родиона Щедрина 2 декабря 2002 года.
Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен охарактеризовал Майю Плисецкую тремя словами: «гений, мужество и авангард».
http://dancy-jam.net/articles/668
Первый канал
http://news.rambler.ru/8203666/

Фото из книг «Ave Майя» и «Я, Майя Плисецкая»Рейтинг блогов
Tags: Интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Деграданты

    А что делать? Какая страна - такие эмблемы. Или, как объяснял своим советникам-несмышленышам пан Кравчук в 92-м: "Нам важно создать атрибуты…

  • Мелкотравчатые гигантам не интересны

    Вашингтон проигнорировал очередной референдум о вхождении Пуэрто-Рико в состав США. Карибский остров раз за разом пытается стать 51-м американским…

  • 10 фактов из "Европа censored 2020"

    Составляй этот доклад по фактам уже текущего года, он содержал бы еще более шокирующие факты: Факт 1. Литва. В 2018 году депутат самоуправления…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments