Categories:

«Мясорубка» на мысе Крестовый

Порт Лиинахамари для немцев имел большое значение. Здесь находилась не только одна из основных военно-морских баз на побережье Баренцева моря, но располагалась и главная база по вывозу никеля в районе поселка Петсамо. Оборона порта и гавани насчитывала четыре береговые батареи орудий калибра 150 и 210 миллиметров, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для стрельбы по наземным и морским целям. Особую роль в обороне порта играл мыс Крестовый. Он закрывал узкий вход в залив Петсамо. И любые корабли сразу становились легкой мишенью для береговых батарей. Поэтому мыс Крестовый называли ключом к порту Лиинахамари и к Петсамо.



Советское командование, разрабатывая операцию, решило подобраться к мысу Крестовый с тыла. Захватить батареи должен был разведывательный отряд Северного оборонительного района, командир — Иван Барченко-Емельянов, и 181-й отряд особого назначения Северного флота. Командовал им лейтенант Виктор Леонов. Всего было 195 разведчиков. Ночью 9 октября 1944 года бойцы высадились на побережье губы Малая Волоковая, это между заливом Петсамо и хребтом Муста-Тунтури. Они должны были через сопки подойти к мысу Крестовому и внезапно ударить по врагу.

Почти трое суток отряд с большой осторожностью пробивался к вражеским позициям. Но немецкие егеря, охранявшие батарею, обнаружили разведчиков и открыли огонь. Это было 12 октября.

Из воспоминаний разведчика 181-го особого разведывательного отряда Северного флота Макара Андреевича Бабикова:

«С разбегу выскакиваем на край обрыва. Внизу, на ровной большой площадке в орудийных двориках, сложенных из камня и забетонированных, видим четыре орудия. Два из них уже повернуты в нашу сторону, возле них суетится прислуга, подтаскивает снаряды, к остальным по ходам сообщения бегут солдаты.

Только я хотел выпустить очередь из автомата, как ближнее орудие полыхнуло выстрелом. За ним грохнуло другое. Снаряды разорвались поблизости.

Шарахнулись вправо. Пушки меж тем стреляют и стреляют. П