В ответ Китай исключил Литву из своей таможенной системы, парализовав двустороннюю торговлю. А 22 декабря издание Коммунистической партии Китая The Global Times написало о том, что китайское правительство может наложить на Вильнюс санкции теперь уже официально. Газета назвала Литву "политическим вирусом США в Евросоюзе".
Открытие представительства Тайваня в Литве
P.S. Другое дело, что теперь на годы вперед большие китайские деньги пойдут в обход Литвы. А уж желающих их осваивать море. Не секрет, что за давлением на Китай стоят янки, пытающиеся бороться за экономические преференции политическим давлением. Отчасти это приносит им тактические успехи, формируя при этом стратегическое поражение. Ведь что КНР, что РФ, что другие недовольные политикой США успешно формируют альтернативные союзы, в которых нет места американскому влиянию.
Да что там говорить, если позавчера США сообщили о недопустимости российской политики импортозамещения. Всего лишь какая-то "региональная бензоколонка"! Уже очевидно, чем больше давление США, тем активнее выходят из американкой сферы влияния.
Очень похоже, что США и им подобные "демократии" страдают низким порогом планирования - сроком одной-двух администраций. 4-8 лет. Что будет дальше, их не интересует.
А зря.
Предыстория. НАТО против Китая
Все началось еще до пандемии, в 2019 году, когда Литва втянулась в масштабное геополитическое и экономическое противостояние, в котором задействованы десятки стран, включая Китай, США, Великобританию, Евросоюз и НАТО.
"Лидеры НАТО, главы государств и правительств, во время встречи в Лондоне [в декабре 2019 года] впервые в истории НАТО согласились с тем, что альянс должен обратить внимание на те последствия для безопасности, к которым приведет рост роли Китая", - заявил тогда генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Ранее такое недовольство демонстрировалось только на уровне отдельных европейских стран. Например, Великобритания сначала разрешила, а потом запретила компании Huawei разрабатывать в стране сети 5G — пусть и ценой потери нескольких лет для развития этой технологии. Дания отказалась продавать Китаю военно-морскую базу в Гренландии - из соображений безопасности и под давлением США. В Швеции (она не член НАТО, но его естественный союзник) идет серьезная дискуссия о безопасности уже вложенных китайских инвестиций в энергетический сектор.
Выбор между деньгами и безопасностью
Евросоюз разделял все опасения по поводу безопасности, но параллельно еще с 2013 года работал над инвестиционным договором с Китаем. Еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис говорил газете Financial Times, что сделка приведет к "самому амбициозному результату, на который Китай когда-либо соглашался".
Параллельно Китай развивает логистический мегапроект "Новый шелковый путь", который охватывает, в том числе, страны Европы. Пекин готов вкладывать миллиарды евро в развитие инфраструктуры. Для Балтийского региона это была бы хорошая идея и большие деньги.
Но в результате начавшегося противостояния восточноевропейские и балтийские политики попали в затруднительное положение. С одной стороны, они должны быть солидарны с противниками Пекина из США и НАТО - как стратегическими союзниками, с другой - они должны придерживаться общей политики Евросоюза, который хотел развивать экономическое сотрудничество с Китаем.
Литва сделала свой выбор и добровольно вышла из проекта с китайскими деньгами. Взамен Вильнюс получил то, что в Восточной Европе ценится даже больше денег: усиленную поддержку США.
"Литва - важный партнер для нас в рамках НАТО, это партнер в вопросах обороны и экономики, - говорил в декабре 2021-го официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс. - Учитывая, что Литва столкнулась с угрозами, в том числе от Коммунистической партии Китая, значение этого партнерства для нас выросло. Мы укрепляем наше партнерство и приветствуем сближение Литвы и Тайваня".
Литва поднимает тайваньский вопрос
Противостояние между Литвой и Китаем началось в 2019 году с того, что большинство депутатов Сейма и работавший тогда министром иностранных дел Линас Линкявичюс подписались под письмом в ВОЗ с просьбой включить Тайвань в работу организации.
По мнению литовских политиков, Тайвань - "стратегический узел" международной логистики, а его исключение из полноценной работы ВОЗ - вызов для мирового здравоохранения.
Это предсказуемо разозлило Китай, но Пекин тогда ограничился критикой этого письма, не переходя к конкретным действиям.
На первых стадиях конфликта страны все еще продолжали сотрудничать. Министерство транспорта Литвы работало над проектом регулярного железнодорожного сообщения между Вильнюсом и городами Китая. Сначала был подписан меморандум о сотрудничестве, потом в Литву прибыл первый прямой поезд из Китая, начали расти объемы грузоперевозок.
«Китай - крупнейший азиатский рынок, поэтому стремление Литвы стать важным экономическим партнером Китая - понятно и неизбежно", - говорилось в заявлении литовского министерства транспорта.
У этого сотрудничества были и противники. Например, министр обороны Литвы Раймундас Кароблис выступил против китайских инвестиций в Клайпедский порт - единственный крупный порт Литвы, поскольку это идет вразрез с соображениями безопасности. Китай хотел получить контрольный пакет его акций, но этот же порт использует НАТО для транспортировки техники и персонала.
Осенью 2020 года в Литве прошли парламентские выборы, одна из партий новой коалиции - "Партия свободы" - даже включила пункт о признании независимости Тайваня в свою программу. Это разозлило Китай уже сильнее.
"Это посылает неправильный сигнал сепаратистским силам "независимого Тайваня", что увеличивает угрозу миру в регионе", - говорилось в обращении посольства Китая в Литве.
Затем Литва покинула китайско-европейский форум "17+1" - этот экономический союз существует с 2012 года и объединяет страны Восточной Европы, балканские государства и Китай. Литовские власти решили, что такое сотрудничество "не является полезным".
Весной 2021 года ЕС присоединился к США и ввел санкции в отношении должностных лиц Китая за преследование уйгуров. Китай ответил контрсанкциями, под которые попали, в том числе, двое литовских должностных лиц.
Тогда Европарламент заморозил подписание инвестиционного соглашения с Китаем. Это означало, что общая политическая линия ЕС больше не противоречит линии НАТО. Странам, которые входят в обе эти организации, больше не нужно разрываться между желанием дружить с Пекином и одновременно держать с ним дистанцию.
Большой антикитайский поход
Литва активно занялась укреплением связей с Тайванем. Тайвань, например, передал Литве медицинские маски. Литва отправила в Тайвань вакцины AstraZeneca, в ответ, согласно литовским СМИ, тайванцы начали скупать литовские продукты - продажи шоколада выросли в десять раз.
Литва признала геноцид уйгуров. Китай отозвал посла в Литве, Литва отозвала посла в Китае для консультаций. Литовские силовые структуры посоветовали жителям не покупать китайские телефоны, а уже купленные - выкинуть. Китайские компании одна за другой исключались из тендеров в стратегических сферах ввиду соображений безопасности.
Осенью 2021-го литовские СМИ сообщили, что местные бизнесмены столкнулись со сложностями в Китае: их партнеры отказались продлевать старые контракты и подписывать новые.
В ноябре официальное представительство Тайваня в Литве начало работу, Китай ответил понижением дипломатических отношений с Литвой - посла сменил поверенный в делах. Китайское посольство в Вильнюсе прекратило выдачу виз.
Далее Китай исключил Литву из таможенного реестра, литовские товары начали застревать в портах и пропадать с полок китайских магазинов.
До какой степени накала Литва хочет довести этот конфликт, не очень ясно. Но ее прямые потери минимальны. В 2019 году, когда конфликт только начинался, Китай занимал 25 строчку в литовском экспорте и девятую в импорте. Этот объем, по словам литовских политиков, можно заменить сотрудничеством с Тайванем.
Journal information