Или не желать.
Так, политический обозреватель Турал Исмайлов отметил, что один из пунктов устава ОДКБ предусматривает оказание помощи государствам-членам ОДКБ другими членами организации в случае какого-либо «внешнего военного вмешательства».
Надо полагать, другие пункты, в т.ч. пункт о терроризме, на который как раз сослался Токаев, "эксперту" не угодили.
«Однако в случае Казахстана этого нет и ввод крупного контингента ОДКБ в Казахстан
на основании обращения главы страны Касым-Жомарта Токаева на фоне этого вызывает серьëзную реакцию на международной арене. В целом события в Казахстане требуют хладнокровного подхода. Как может быть, что за короткий промежуток времени в такой социально стабильной стране, как Казахстан, с большой территорией, но относительно небольшой численностью населения силы безопасности не смогли предотвратить появление террористов на локальных акциях протестах?», — недоумевает Исмайлов.
По его словам, «этот вопрос можно было решить без обращения к ОДКБ и ввода еë сил в страну».
«В любом случае действия контингента ОДКБ в Казахстане находятся в центре пристального внимания. Если в отношении людей будет проявляться особая жестокость, то это будет ассоциироваться с вхождением бандитских групп армии СССР в Баку 20 января 1990 года. В целом же после установления общественно-политической стабильности в Казахстане миротворцы ОДКБ должны покинуть страну, и тогда в этом контексте возникает второй вопрос: когда именно это произойдëт?», — утверждал Исмайлов.
Тут, по сути, нечего комментировать. Оказывается, «бандитскими» были подразделения Советской армии, спасавшие остатки местного армянского населения, а не бесчинствующие тогда в азербайджанской столице погромщики. Те самые откровенно террористические элементы, о которых Токаев говорил 5 января применительно к событиям у себя в стране. Я уже молчу о том, что Баку в те годы был частью СССР, равно как и СА была в т.ч. и азербайджанской.
Ну да Аллах ему судья.
Главный редактор газеты Bakı xəbər, политобозреватель Айдын Гулиев в беседе с Trend отметил, что в то время как события в Казахстане должны восприниматься в качестве внутреннего дела этой страны, «решение о вмешательстве ОДКБ ведëт к последствиям, противоречащим принципам суверенитета Казахстана».
Этого "эксперта" не волнует, что Токаев вообще-то глава государства Казахстан, в отличие от этого азербайлджанца.
«Есть серьëзные подозрения, что военно-политические модераторы ОДКБ злоупотребили или даже в предвзятой форме применили принципы устава организации в отношении Казахстана. Примечателен и тот момент, что решение о вводе военных сил ОДКБ в суверенный Казахстан было принято в период председательства Армении в Совете (коллективной) безопасности этой организации. Такое решение Армении, потерпевшей тяжëлое поражение от Азербайджана в войне, во время которой и Казахстан выразил активную политическую поддержку (Баку), говорит о вероятности того, что ОДКБ стала инструментом мести в отношении тюркского государства. Если говорить конкретнее, руководство Армении, похоже, мстит Казахстану, повлияв на принятие такого решения», — полагает Гулиев.
Да-да, и Токаев плясал под дудку Пашиняна.
Чего только не взбредет в больную голову наци...
По его словам, «грубое военное вмешательство» ОДКБ нанесло серьëзный удар по международному престижу Казахстана, значительно возросшему за последние годы. Он даже рассказывает, как надо было:
«ОДКБ вместо военного вмешательства должна была занять позицию наблюдателя до реализации мирного диалога между протестующими и властями Казахстана. Впервые в своей истории ОДКБ сослалась, притом в неверной форме, на статью 4 собственного устава. Ввод сил в Казахстан останется в истории ОДКБ шагом, за который ей придëтся нести самую тяжëлую ответственность. За последний год мы стали очевидцами того, что Армения впервые попыталась превратить ОДКБ в инструмент мести и наказания в отношении Азербайджана, но эта попытка закончилась полным провалом. Проведение политики превращения ОДКБ в карательный механизм против участников самой же организации пришлось именно на период председательства Армении, и мишенью был выбран Казахстан», — вещает азербайджанский эксперт.
Здесь ещë меньше надобности для какого-либо комментария, ибо разглагольствования о армянском мщении Казахстану, а через него и Азербайджану - психоз.
"Эксперт" Ильяс Гусейнов в свою очередь заявил изданию, что ввод войск ОДКБ в Казахстан является незаконным.
«Согласно уставу организации, государства-участники объединяются на военно-политической платформе только для защиты от внешних воздействий, оккупации. Однако глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев пошëл на этот шаг из-за неуправляемой ситуации в стране. При этом интересно, что премьер-министр Армении, выполняющей функции председателя ОДКБ, спешно провëл специальное совещание для принятия такого решения. Считаю, что решение Никола Пашиняна служит подрыву международного авторитета ОДКБ», — сказал Гусейнов.
Также указывается, что между нынешними процессами в Казахстане и событиями, происходившими в Азербайджане 20 января 1990 года, наблюдаются «определëнные схожие моменты».
«Выбор Алматы в качестве центра событий неслучаен. Потому что он считается культурной столицей Казахстана. С другой стороны, скопление здесь культурной элиты свидетельствует о том, что элементы социального недовольства были заранее разработаны и выдвинуты политтехнологами. Думаю, что эти события скоро завершатся, казахстанская государственность выйдет из кризиса и вступит в период развития», — подытожил Гусейнов.
Очевидно, что Азербайджан и на казахстанском треке придерживается линии, которой следует Турция. Тамошнее руководство в эти дни особо не скрывает своë недовольство в связи с обращением самой большой по территории тюркской страны за помощью к союзникам по ОДКБ. По всей видимости, самолюбие "лидера тюркского мира" Реджепа Тайипа Эрдогана основательно уязвлено, и Анкара пытается найти свою нишу в развитиях по итогам «сжиженной революции» в Казахстане. Причëм, в позу уязвлëнных норовят встать и лидеры турецкой оппозиции, которые с той же настойчивостью, как и бакинские комментаторы, жестикулируют на нынешнее «армянское лицо» ОДКБ.
Так, своей обеспокоенностью экс-глава турецкого правительства Ахмета Давутоглу поделился 6 января на своей странице в Twitter.
«Я глубоко опечален недавними событиями в дружественном и братском Казахстане, центральной стране тюркского мира. Вызывает также беспокойство то, что в связи с этими событиями (власти Казахстана) обратились за поддержкой к организации по безопасности, возглавляемой Арменией», — поделился мыслями Давутоглу, который в своë время занимал пост главы турецкого внешнеполитического ведомства и продвигал оказавшуюся провальной для Анкары концепцию «ноль проблем с соседями».
И это говорит Турция, с еë богатым опытом оккупации более трети всей территории Республики Кипр с 1974 года, вторжения на территорию Сирии и пребыванием там как у себя дома вопреки воле законных властей соседней арабской республики!
Азербайджан после войны в Карабахе осенью 2020 года является потенциальным нарушителем территориальной целостности Армении. И рассуждения его экспертов о «незаконности» появления ОДКБ в Казахстане в виду отсутствия элемента внешней агрессии в случае с возможными процессами на южно-кавказском направлении абсолютно не к месту.
Кстати, что касается азербайджанской трактовки статьи 4 Договора о коллективной безопасности от 1992 года, то бакинским комментатором следует дать совет ещë раз вчитаться в еë положения. Понятие «агрессия» может иметь преимущественно внутренний характер, если его внешние источники или невозможно сразу идентифицировать, или они в современных условиях ведения так называемых гибридных войн не всегда поддаются такой идентификации. Исключительно внешнее генерирование угроз в отношении государств — членов ОДКБ статья 4 еë главного договора не закрепляет:
«Если одно из государств — участников подвергнется агрессии (вооружëнному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами — участниками как агрессия (вооружëнное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства — участники настоящего Договора. В случае совершения агрессии (вооружëнного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств — участников все остальные государства — участники по просьбе этого государства — участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Нервозность в Баку может быть связана и с тем, что «сжиженная революция» в сравнительно благополучном в социально-экономическом отношении Казахстане, таком же экспортëре нефти и газа на внешние рынки, как и крупнейшая экономика Южного Кавказа, подсознательно настраивает на повторение подобного «взрыва» уже в самом Азербайджане. Он, правда, не член ОДКБ, ему «незаконное вторжение» этой организации не грозит. Однако время для принятия решений о присоединении к Евразийскому экономическом союзу, куда соседа по Каспию ранее активно зазывал сам Нур-Султан, для азербайджанского руководства заметно сократилось.
Journal information