Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Зарождение подводного флота России

Сегодня многие справедливо и привычно считают подводный флот России, основу ядерного сдерживания, вторым (а некоторые и первым) в мире. Однако прошлое отнюдь не радостно. Все ленинско-сталинские годы подлодки оставались слабым местом и даже близко не могли сравниться по эффективности с теми же немцами. Причин много и среди них называют и такую - царская Россия почти не делала подлодок. Те же, что сохранились, использовали даже в Великой Отечественной. Штуки три на Балтике, если память не изменяет.

Так вот - это наивная сказка. Подлодки Россия начала проектировать в 1900 году и к Октябрьской революции 1917 года в ВМФ их было без малого 52 штуки.

О зарождении подводного флота этот рассказ. Даже блондинкам будет интересно посмотреть многочисленные фото раритетов.

Морское министерство летом 1900 г. вступило в переговоры с фирмой США "Холланд", уже имевшей некоторый опыт в этой области. Но американцы никак не соглашались продать одну лодку, настаивая на заказе не менее 10 ПЛ (общая сумма 1 млн. 900 тыс. долларов)
Ничего не оставалось, как строить ПЛ своими силами.
Уже 19 октября 1900 г. в состав комиссии для разработки проекта ПЛ избрали старшего помощника судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова, помощника старшего инженер-механика И.С.Горюнова и капитана 2 ранга М.Н.Беклемишева. Все работы надлежало вести в отдельных помещениях при Опытовом судостроительном бассейне, причем "секретно", держа "под ключом и печатями" все чертежи и документы. Комиссия практически не имела никаких материалов по подводному кораблестроению, кроме вырезок из зарубежных периодических изданий, да, пожалуй, рекламных проспектов фирмы США "Холланд" (шестая модель).

После длительных переговоров Михаилу Николаевичу Беклемишеву янки разрешили осмотреть ПЛ проекта "Холланд -7п" ("Фултон"). Приехав в Гринпорт, он принял участие в одном из погружений, пробыв на ПЛ около получаса. От объяснений и показа чертежей американцы отказались.

Первая отечественная ПЛ "Дельфин".

Проектирование первой отечественной боевой ПЛ к тому времени завершилось, близкое совпадение размерений лодки Холланда и российской лишний раз подтвердило тот факт, что в своих разработках комиссия "находится на верном пути".

Подводный флот России (часть 1)


3 мая 1901 г. в МТК представили готовый в общих чертах проект - теоретический чертеж, два чертежа продольного разреза и один - миделя, объяснительную записку с детальным подсчетом грузов и остойчивости, спецификацию корпуса и два чертежа "на бензиномоторы", сконструированные инженером Б.Г.Луцким.
Главные размерения проектируемой ПЛ ("миноносец № 113") были следующими: длина -19,6 м, наибольшая ширина - 3,59 м, среднее углубление - около 3 м, водоизмещение надводное - 113 т, подводное - около 123 т. Клепаный корпус в сечениях по всей длине имел круглую форму и выполнялся из никелевой стали толщиной обшивки прочного корпуса - 8 мм, легкого - 4 мм. Его основу составляли 32 наружных "Z"-образных шпангоута (шпация около 400 мм) и 8 внутренних стрингеров.

Подводный флот России (часть 1)
 Наибольшая скорость надводного хода под электродвигателем составила 7,8 уз. В первом случае практическая дальность плавания определялась в 60 миль (5,2 узла). Наибольшая глубина погружения на испытаниях составила 26 метров. Общая стоимость ПЛ составила 388 тыс. рублей. Вооружение - два наружных торпедных аппарата конструкции С.К. Джевецкого, представлявших собой раму с бугелями, где мины Уайтхеда удерживались специальным зажимом за хвостовую часть. При выстреле бугели откидывались, и торпеда отклонялась на заданный угол прицеливания, хвостовой зажим откидывался и отпускал курок, воздух поступал в машину торпеды, которая начинала движение к цели. Все эти операции должны были осуществляться с помощью пневматического устройства, приводимого изнутри ПЛ. Наблюдение в позиционном положении предполагалось вести с помощью перископа, смонтированного на крышке входного люка. Приказом от 5 июня 1904 г. ПЛ "миноносец № 150" присвоили название "Дельфин". Начав компанию уже на следующий день, "Дельфин" 7 июня 3 раза погружался с 30 обучавшимися подводниками. Три последующих дня ПЛ выходила на взморье для учебных погружений и отработки навыков управления под водой. Однако чрезмерная спешка в обучении привела к катастрофе.

Подводный флот России (часть 1)
16 июня во время учебного погружения с 37 моряками на борту у западной стенки Балтийского завода ПЛ затонула. Погибли 24 матроса во главе с временно командовавшим лейтенантом А.Н.Черкасовым. Расследование показало, что трагедия случилась из-за незакрытого вовремя рубочного люка, который держали открытым при стравливании давления внутри лодки. Поднятую в тот же день ПЛ обследовала специальная комиссия, после чего Балтийский завод приступил к ее ремонту.

До 23 мая 1916 г. лодка находилась на Дальнем Востоке, а затем была доставлена в Архангельск для помощи в обороне Кольского полуострова. К октябрю ее отбуксировали в Александровск и включили в дивизион ПЛ особого назначения. Корпус ПЛ "Дельфин" сильно пострадал во время шторма 26 апреля 1917 г. в Екатерининской гавани Кольского залива. Ремонт признали нецелесообразным и 23 августа корабль исключили из списков флота. Попытки сохранить корпус первой отечественной боевой ПЛ для потомков окончились неудачей. По косвенным данным, ее корпус просуществовал до середины 1930х годов.
Подводные ПЛ типа "Касатка" (6 единиц).Подводный флот России (часть 1)Балтийский завод получил заказ на 5 ПЛ (надводное водоизмещение -140 т, подводное - 177 т, длина - 33,4 м, наибольшая ширина - 3,39 м, наибольшее углубление -2,8 м; скорость надводного хода - 14 уз, подводного по д электромотором - 8,5 уз.).
Постройка ПЛ шла довольно быстрыми темпами и 24 июля 1904 г. ПЛ "Касатка" сошла на воду. В течение августа спустили еще 5 ПЛ - "Фельдмаршал граф Шереметев" (8 августа), "Макрель" (14 августа), "Скат" (21 августа), "Налим" - 26 августа и "Окунь" (31 августа).
6 сентября достроечные работы на ПЛ "Касатка" подошли к завершению. Командиром назначили лейтенанта П.В.Плотто, помощником - преподавателя Минного офицерского класса Н.А.Смирнова. Из-за задержки заказанных главных моторов пришлось установить только вспомогательный бензиномотор системы "Панар". В то же время Морское ведомство предприняло попытку заказать в Англии 6 керосиномоторов системы "Газес" мощностью 200 л.с., оказавшихся, как выяснилось позднее, громоздкими и ненадежными, но получить их в назначенные сроки так и не удалось.

Первые погружения "Касатки" у стенки завода оказались неудачными - "с величайшим трудом" ПЛ удавалось удерживать в горизонтальном положении, не принесли успеха и погружения на ходу под Кронштадтом - лодка проваливалась кормой. Для устранения этого недостатка пришлось установить кормовую рубку-поплавок и увеличить площадь горизонтальных рулей. С прибытием 29 сентября 1904 г. на "Касатку" М.В.Беклемишева испытания продолжались, и в ходе их выяснилось, что отсутствие предусмотренной проектом рубки у центрального входа заметно сказывается на мореходности. Неудачным оказалось и устройство для заполнения дифферентных цистерн, определенные трудности возникли при действии горизонтальными рулями, требовались переработки и по перископам. Стремясь скорее отправить ПЛ на театр военных действий (на Дальний Восток), Морское ведомство приняло решение об устранении недостатков во Владивостоке, куда перевезти ПЛ можно лишь зимой через замерзший Байкал, потому что строительство Круглобайкальской железной дороги к тому времени еще не завершилось.

Не обошлось и без аварий - так, на ПЛ "Налим" 9 мая взорвался аккумулятор, а на ПЛ "Фельдмаршал граф Шереметев" повредили динамо-машину, ремонт которой затянулся на 10 дней.Подводный флот России (часть 1)
Лодки типа "Касатка" могли действовать лишь в 50-мильном расстоянии от базы, в надводном же положении они могли пройти более 2000 миль. Средняя подводная скорость составляла 5,5 узла, надводная - 8,5 узла.
Между тем на Балтийском заводе продолжались работы на двух последних ПЛ -"Макрель" и "Окунь", оставленных на Балтике "с целью усовершенствования и дальнейшего развития этого типа". На них заменили носовые рубки средними, клапаны в цистернах -кингстонами, переделали оконечности. Однако все это затянулось в связи с забастовками. Только к концу сентября 1905 г. начались испытания ПЛ "Макрель". Два новых бензиномотора, мощностью по 400 л.с., позволили ПЛ развить скорость в надводном положении 11,5 узла, но возникший в трюме пожар заставил прекратить испытания. Выяснилось также, что ПЛ "Макрель" имеет малую остойчивость и перегрузку на корму.

В следующем году испытания продолжились. На ПЛ "Окунь", неоднократно погружавшейся вместе с ПЛ "Макрель" у стенки завода, установили 2 мотора системы "Панар" полностью по 60 л.с., однако достигнуть погружения без дифферента так и не удалось.
Подводный флот России (часть 1)
На ПЛ "Касатка", стоявшей у борта транспорта "Ксения". 29 июля в 14.00 произошел взрыв бензиновых паров. Однако дежурный по лодкам командир своевременно принял меры по ликвидации пожара и отбуксировал лодки от стоявших рядом судов. Ремонт занял 20 дней. Заменить бензиномоторы дизелями так и не удалось. Испытания продолжались еще и в 1908 г. 25 июня ПЛ "Окунь" ушла в Бьоркэ на окончательные официальные пробы, причем скорость при переходе под двумя "Панарами" составила 8,2 узла. При ходе в надводном положении под электромотором 5 июля достигла 8,8 узла. Под водой ПЛ двигалась со скоростью 5 узлов, причем в одном из погружений она достигла глубины 24м.Подводный флот России (часть 1)
ПЛ "Окунь" была принята в казну 7 июля, а через полмесяца приемный акт подписали и на ПЛ "Макрель".
Летом 1909 г. они вошли в Учебный отряд подводного плавания, однако пробыли там недолго по следующей причине: из-за отсутствия на Балтике боеспособных соединений ПЛ командование приняло решение сформировать бригаду, выделив для этого из учебного отряда несколько ПЛ, в том числе "Макрель" и "Окунь", которые зачислили в 1-й дивизион.

В годы Первой Мировой войны ПЛ "Макрель" и "Окунь" числились до вступления в строй ПЛ типа "Барс" в 1-м дивизионе бригады Балтийского флота, после чего их перечислили в 4-й дивизион. Устаревшие к тому времени эти корабли тем не менее несли оборону Финсккого залива.
21 мая 1915 г. ПЛ "Окунь" атаковала германскую эскадру, однако сама лишь чудом избежала таранного удара германского корабля, погнувшего ей перископ.
В 1914 г. на ПЛ типа "Касатка", входивших в состав 4-й флотилии, начали заменять "Панары" дизелями по опыту балтийских лодок, но ставили гораздо мощные - по 160 л.с. В конце 1914 г. ПЛ Налим" и "Скат" прибыли по железной дороге на Черное море, а "Касатка" и "Фельдмаршал граф Шереметев" - на Балтику, где они базировались на Мариенхамне (Аланские острова).
В ходе боевых действий на ПЛ "Налим" и "Скат" установили по 47-мм орудию, на ПЛ "Касатка" и "Фельдмаршал граф Шереметев" - по пулемету, причем последнюю ПЛ 4 августа 1917 г. переименовали в "Кету".
Осенью 1917 г. ПЛ "Окунь", "Кета" и "Касатка" стали в Петрограде на капитальный ремонт. В годы Гражданской войны отремонтированные Балтийским заводом ПЛ "Макрель", "Кета" и "Окунь" перечислили в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии; осенью 1918 г. их перевезли по железной дороге в Саратов, спустили на воду в затоне. Первой в строй вступила ПЛ "Макрель" (в ноябре 1918 г.). Затем она самостоятельно перешла в Астрахань. В 1919 г. все 3 лодки числились в составе Волжско-Каспийской военной флотилии, а с марта 1920 г. - Морских сил Каспийского моря.
В октябре 1925 г. ПЛ "Касатка", "Макрель" и "Окунь" исключили из списков флота и передали на разборку. Годом раньше пошла на разборку ПЛ "Кета", затонувшая в 1924 г. при наводнении в Петрограде и позднее поднятая.
Черноморские "Налим" и "Скат" разделили печальную участь Черноморского флота - они последовательно побывали в руках германских, белогвардейских и англо-французских войск. Были затоплены в апреле 1919 г. в районе Севастополя.
ПЛ "Губэ-2", приобретенная во Франции за 150 тыс. франков.Подводный флот России (часть 1)
Эта ПЛ была доставлена в Порт-Артур, вероятно, на броненосце "Цесаревич, пришешем из Тулона 19 ноября 1903 г. При водоизмещении 10 т она имела длину 5,02 м, ширину 1,48 м и экипаж из трех человек. Гребной винт в поворотной раме служил одновременно и рулем. Электромотор обеспечивал скорость в 5 узлов, емкости аккумуляторов хватало на 6 - 7 часов полного хода. Наибольшая глуина погружения составляла 26 м. Вооружение - два решетчатых аппарата, укрепленных на боковых килях для стрельбы укороченными торпедами.
В день выхода 1-й Тихоокеанской эскадры для прорыва во Владивосток (28 июня 1904 г.) в Порт-Артуре нашли старый корпус лодки Губэ, на которую установили сначала 2 мотора с катера броненосца "Цесаревич", а затем -один мощностью 20 л.с., в результате чего надводная скорость достигла 6 уз. Командиром этой ПЛ был мичман Б.П.Дудоров.Подводный флот России (часть 1)
ПЛ Налетова в Порт-Артуре.
В литературе встречаются сведения о гибели в Порт-Артуре лодки, но без человеческих жертв, причем конструктором назван М.П.Налетов.
Капитуляция Порт-Артура 20 декабря 1904 г. вновь привела к утрате части документов, относящихся к деятельности флота. Уже в Шанхае 23 февраля 1905 г. бывший командир порта Артур контр-адмирал И.К.Григорович выдал технику путей сообщения М.П.Налетову удостоверение, в котором говорилось, "что строившаяся им… во время осады лодка 25 тонн водоизмещения дала отличные результаты на… испытаниях.. по словам адмирала Р.Н.Вирениуса, присутствовавшего на последних опытах свободного опускания лодки под воду, дала блестящие результаты. Сдача Порт-Артура лишила возможности техника Налетова окончить постройку лодки, которая принесла бы осажденному Порт-Артуру большую пользу".
ПЛ "Кета"
Е.В.Колбасьев при содействии великого князя Александра Михайловича и начальника Учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала З..П.Рожественского в марте 1902 г. привлек к проектированию ПЛ лейтенанта С.А.Яновича (1877 - 1935 гг.). Позднее у Сергея Александровича возникла идея постройки малотоннажной ПЛ для обороны побережий. Для переоборудования в опытный образце выделил корпус одной из ПЛ системы С.К.Джевецкого. В коромвую часть вмонтировали вставку для размешения бензиномотора мощностью 14 л.с., длина ПЛ увеличилась с 5,8 м до 7,5 м, водоизмещение с 6 т до 8 т.
В июне 1904 г. провели испытания, при этом ПЛ демонстрировала и погружение на глубину до 8 метров. Пребывание под водой составило 3 - 4 минуты, определявшееся способностью работать на воздухе, содержавшемся внутри ПЛ. Лодка успевала пройти 4 - 5и кабельтовых, однако создавала опасное для экипажа разряжение.Подводный флот России (часть 1)
 С 3 июня по 20 сентября 1905 г. она совершила 170 выходов в море, пройдя 948 миль. Осенью 1906 г. командиром ПЛ стал лейтенант С.Н.Унковский, а в 1908 г. ее исключили из списков российского флота.
ПЛ "Форель"Подводный флот России (часть 1)
Секретные переговоры Морского министерства России и акционерного общества Ф.Круппа "Германия" в Киле о постройке ПЛ начались в марте 1904 г. В случае получения заказа предлагалась в дар ПЛ (стоимостью 100 тыс. рублей), являвшаяся первым опытом фирмы в подводном кораблестроении. В Киль были откомандированы И.Г.Бубнов и М.Н.Беклемишев, признавших лодку удовлетворительной. 24 мая 1904 г. контракт был подписан. "Подарочная" ПЛ, построенная на средства фирмы Круппа по проекту инженера Р.Эквилея, предназначалась для привлечения внимания германского правительства к новому средству морской войны. При наибольшей длине 12,5 м, шири не - 1,65 м (без двух съемных наружных трубчатых аппаратов Уайтхеда) и высоте корпуса с рубкой 2,4 м ПЛ имела водоизмещение 17 18 т. Единый для надводного и подводного хода электродвигатель мощностью 60 л.с. работал от аккумуляторов системы Фюльмена. Глубина погружения около 30 м. Экипаж из 4 человек. После установки аппаратов Уайтхеда ПЛ под командой лейтенанта Т.А.Тилена (фон дер Рааб-Тилен) 26 июня отправилась в Кронштадт, на пристрелочную дистанцию. Выяснилось, что скорость после установки торпедных аппаратов уменьшилась с 6 уз до 4,3 уз при дальности плавания 18 - 20 миль, ограниченной емкостью аккумуляторной батареи. 21 августа 1904 г. ПЛ "не подлежащую оглашению" приказом по Морскому ведомству зачислили в список флота миноносцем "Форель", и 25 августа отправили во Владивосток. Через месяц она прибыла к месту назначения, в основном собранная, вместе с аккумуляторами. На окончательную сборку и спуск на воду потребовалось всего 2 дня. С 2 октября 1904 г. ПЛ "Форель" находилась "в состоянии готовности" на случай блокады. В ноябре ПЛ подняли на берег и поставили в сухое теплое помещение, а с 29 марта 1905 г. она вновь была готова к плаванию. Ее командир Т.А.Тилен считал миноносец "Форель" одним из самых простых по устройству и, вместе с тем, одним из самых удачных типов ПЛ".

Подводный флот России (часть 1)
В 1908 г. во Владивостоке находились 12 более совершенных ПЛ, поэтому ПЛ "Форель" характеризовалась уже следующим образом: "… не боевая, не мореходная и считается учебной". Подводный флот России (часть 1)
В период нахождения во Владивостоке формирований мятежного чехословацкого корпуса ПЛ "Форель" хранилась на берегу с сильно поврежденной надстройкой и частично демонтированными торпедными аппаратами. Дальнейшая ее судьба пока не известна.
ПЛ лейтенанта А.С.Боткина.Подводный флот России (часть 1)
Лодку спроектировал и начал строит в 1903 г. офицер ГМШ лейтенант А.С.Боткин, с 28 января 1904 г. достраивали на Балтийском заводе на средства "особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования". В ее строительстве принимал участие главный инженер французского завода "Сотер-Арле" Боше. Как и ПЛ "Кета" лодка системы Боткина являлась полуповодным судном, причем глубина погружения регулировалась с помощью двух балластных отсеков. Водоизмещение с балластом -14 т, наибольшая длина - 8,7 м, диаметр корпуса - 1,98 м, мощность керосиномотора - 14 л.с, скорость в зависимости от степени погружения - 4 - 7 узлов.  Использовалась она для доставки грузов в бухту Улисс, в дальнейшем ее мотор установили на портовый катер.
ПЛ фирмы США "Холланд" типа "Сом" (7 единиц)Подводный флот России (часть 1)
Большой интерес к ПЛ Холланда проявляли правление Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. Переговоры с компанией завершились 12 сентября 1900 г. подписанием договора. За символическую плату 1 рубль правление приобрело право постройки для российского флота ПЛ сроком на 25 лет.   28 апреля 1904 г. правление Невского завода уведомило ГУКиС о приобретении однотипной ПЛ "Фултон" за 500 тыс. рублей.

1 марта 1904 г. на Невском заводе началось составление документации, а 10 мая состоялась закладка всех 5 ПЛ. Наблюдающим за постройкой назначили корабельного инженера И.А.Гаврилова, за введение их в строй отвечали лейтенанты А.А.Андреев и И.И.Ризнич.
Сигарообразный корпус ПЛ имел длину 19,8 м, ширину - 3,6 м. Полное подводное водоизмещение составляло 124,1 т. Главный двигатель - бензиновый системы Отто-Дейц мощностью 160 л.с. Запас топлива на 30 часов хода при скорости 9,6 узла и вдвое больше время при скорости 7,2 уз.
Движение под водой обеспечивал электродвигатель мощностью 70 л.с. (запас электроэнергии на 3 часа со скоростью 6,5 уз, 6 часов - со скоростью 5,5 уз.). Вооружение - носовой трубчатый торпедный аппарата производства завода "Г.А.Лесснера", одна торпеда Уайтхеда калибра 450 мм, две запасных - в носовой части по бортам на специальных тележках. Время перезарядки 15 - 20 минут. Для наблюдения и стрельбы на перископной глубине предусматривался перископ системы Фосса. Экипаж - два офицера и 7 "нижних чинов".
К 25 мая 1906 г. Невский завод сдал ПЛ "Лосось", "Стерлядь", "Белуга" и "Пескарь", причем ПЛ "Стерлядь" отправили в Либаву по железной дороге, а остальные ПЛ перешли собственным ходом. Все эти ПЛ включили в состав Учебного отряда подводного плавания.

Как только вспыхнула Первая Мировая война, ПЛ "Сом" и "Щука" перевезли с Дальнего Востока на Черное море, а затем на Балтику. В ходе боевых действий на балтийских "холландах-7р" дополнительно установили по 37-мм орудию. Эти ПЛ, как и другие малые ПЛ, использовались в основном для дозорной службы.
25 июня 1916 г. в условиях плохой видимости ПЛ "Сом" была протаранена шведским пароходом "Ингерманланд" и погибла. Остальные ПЛ перешли в Петербург, где в течение лета и осени были капитально отремонтированы на балтийском заводе.   Зимой 1917 - 1918 г. "холланды-7р" ремонтировались в Ревеле, и все они "Белуга", "Пекарь", "Стерлядь" и "Щука") оставались в порту и были захвачены 24 февраля германскими войсками. Впоследствии их вывезли и разобрали на металл. Находившиеся на протяжении всей войны в составе действующего Черноморского флота ПЛ"Судак" и "Лосось" были захвачены в конце апреля 1918 г. германскими войсками в Севастополе, а в ноябре попали в руки спешно покидавших Крым англо-французских войск, которые затопили все 12 находившихся там российских ПЛ. Летом 1935 г. специалисты ЭПРОН а обнаружили, а затем подняли ПЛ "Лосось" и "Судак", которые к тому времени утратили боевое значение. Работы велись исключительно ради испытания новой судоподъемной техники и тренировки личного состава.
ПЛ фирмы США Саймона Лэйка типа "Осётр" (6 единиц)Подводный флот России (часть 1)
....продолжение следует. Рейтинг блогов
Tags: Флот, Фото
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments