Единственный полностью женский полк (были еще два смешанных полка, остальные исключительно мужские), 4 эскадрильи, это 80 летчиц (23 получили Героя Советского Союза) и максимум 45 самолетов, совершали до 300 вылетов за ночь, сбрасывая каждая 200 кг авиабомб (60 тонн за ночь). Совершили 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб). Бомбили в основном передовые, так что заснув немец рисковал не проснуться. Точность боя потрясающая, полет бесшумен, на радарах не виден. Потому и первоначально презрительно называемые немцами "рашен фанер" У-2 (По-2) очень быстро превратился в дословном переводе в полк "ночных колдуний".
Сам У-2 создавался как учебно-тренировочный, был предельно прост и дешев и устарел уже к началу войны. Хотя производился до смерти Сталина и наклепали их 33 тысячи (один из самых массовых самолетов мира). Для боевых действий его срочно дооборудовали приборами, фарами, подвеской для бомб. Часто усиливали раму и ... Но это длинная история и о полувековой жизни машины и её создателя Поликарпова. Именно в его честь после смерти от рака в 1944 году самолет переименован в По-2. Но вернёмся к нашим дамам.
Прежде всего развеем миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки. По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли.
Вспоминает Щербинина Таня
Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.
Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную "чушку": "Мам, помоги мне!"
Случались счастливые ночи, когда в отсутствие штурмана летчица приглашала: "Забирайся в кабину, полетим!" Усталость как рукой снимало. В воздухе разбирал дикий хохот. Может, это было компенсацией за слезы на земле?
Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы -металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле.
Докучали переезды. Только ниши, блиндажи с накатами девчонки соорудят, замаскируют, укроют ветками самолеты, а к вечеру командир полка в рупор кричит: "Девочки, готовьте самолеты к передислокации". Полетали несколько дней, и снова переезд. Летом было полегче: в каком-нибудь леске делали шалаши, а то и просто спали на земле, завернувшись в брезент, а зимой приходилось кайлить промерзшую почву, освобождать от снега взлетную полосу.
Главное же неудобство - невозможность привести себя в порядок, отмыться, постирать. Праздником считались дни, когда в расположение части прибывала "вошебойка" - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же стирали вещи в бензине.
На взлёт! (Кадр из кинохроники)
Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской
Штурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.
Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.
Нина Худякова и Лиза Тимченко
Ольга Фетисова и Ирина Дрягина
Зимой
На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.
Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.
Лётчица Рая Аронова у своего самолёта
Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы
К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...
30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским.
Вручение Гвардейского знамени полку.
У колодца
Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.
"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.
...Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника.
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"
Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта
Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержки
десанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.
"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.
Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"
Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.
Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...
"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине.
...И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма.
Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись...
...В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."
И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"
"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб.
На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."
М.П.Чечнева "Небо остается нашим"
Панна Прокопьева и Женя Руднева
Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".
После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.
Белоруссия, местечко близ Гродно.
Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова
Польша. Полк построен для вручения наград.
Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!
Фрагмент дальнего конца фотографии
Возвращаюсь к рассказу.
Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...
Польша. На полёты.
Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.
Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова.
Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.
А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...
Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.
Командиры получают боевое задание 20 апреля 1945 года.
Берлин взят!
Боевая работа закончена.
Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.
К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..
Евдокия Бершанская и Лариса Розанова
Марина Чечнева и Екатерина Рябова
Руфина Гашева и Наталья Меклин
Прощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей.
Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.
На традиционной встрече у большого театра. 2 мая 2006 года
Памятник в Пересыпе
Те, кто не вернулись с войны - вспомним их:
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Малахова Анна
Виноградова Маша
Тормосина Лилия
Комогорцева Надя, еще до боёв, Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба
Тарасова Вера
Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня
умерла от болезни, декабрь 1942 г.
умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина
Свистунова Лида
разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
Пашкова Юля
умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся
убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня
Докутович Галя
Рогова Соня
Сухорукова Женя
Полунина Валя
Каширина Ирина
Крутова Женя
Саликова Лена
сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.
Белкина Паша
Фролова Тамара
сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда (фотографии нет)
погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия
Бондарева Аня
потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна
Руднева Женя
сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба (фотографии нет)
погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Санфирова Леля
подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня ( фотографии нет)
разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.
Желающие получить статистику по полку - в Вики:
http://ru.wikipedia.org/wiki/46-%D0%B9_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA#.D0.9F.D0.BE.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8
Использованы материалы:
http://www.moda.ru/content/id/444/14898/
http://luftwaffe-wings.diary.ru/p101902484.htm
http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=409399
http://tamanskipolk46.narod.ru/p55aa1.html
http://foto-mozaika.mirtesen.ru/blog/43459300554


Journal information