Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Русский не национальность. Это судьба.

В Санкт-Петербурге прошла научная конференция «Русское самосознание и пространство России», организованная «Росбалтом» на площадке Русского географического общества. Около трех десятков политологов, психологов, историков и писателей искали границы и истоки национального самосознания и факторы, влияющие на его формирование. Вывод экспертов неутешителен: русское самосознание находится во власти деструктивных мифов, как воспроизводимых самой нацией, так и насаждаемых извне.
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/20090608zarodinu.egiee0ytxq800sk8ocs4oko40.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

Несмотря на распространенность неблагожелательных мифов о России и русских в мире, большинство из них воспроизводим мы сами, считает один из самых известных исследователей мифов о России профессор МГИМО, а по совместительству депутат Госдумы от «Единой России» и автор книг «Мифы о России» Владимир Мединский. Если спросить самих жителей страны о том, кто такие русские, то скорее всего в ответ получишь стандартный набор стереотипов: дороги, дураки, воруют, пьют. Более того, большинство людей в мыслях сами лишают себя способности к самоуправлению и свободе, ретранслируя цитаты классиков, правда зачастую не точные, а то и вовсе приписываемые им.

.jpg_427_30

Владимир Мединский

В таком самокопании, мы зачастую даже в своих грехах и пороках находим если и  «не что-то великое, то экзистенциональное», развила тему профессор социологии СПбГУ Зинаида Сикевич. По ее мнению, нет народа с историей более мифологизированной, чем русские, причем в создании этих мифов преуспели не только мы сами, но и другие страны.

2_427_60

Зинаида Сикевич

Один из главных мифов, будоражащих сегодня общественное мнение, — человек с библейским именем Иосиф и «железным» псевдонимом, до сих пор напускающим ужас на многих жителей страны, Сталин. Но несмотря на то, что часть населения при упоминании об этом человеке пытается чуть ли не перекреститься, у другой, и, по мнению участников конференции, большей части страны, бывший советский диктатор вызывает обратную реакцию. Феномену «ностальгии» по Сталину у современной российской молодежи посвятил доклад ассистент кафедры журналистики НовГУ Дмитрий Асташкин. По мнению исследователя, наряду с попытками заимствовать элементы иностранных культур, в современном российском обществе есть и тенденция возврата к советской модели.
«Причем сталинское время, как и личность самого Сталина, воспринимается как символ этой модели – в силу радикальных отличий от нынешнего состояния РФ», — утверждает Асташкин.
Очень ярко, считает он, это проявляется у наиболее пассионарной части общества – молодежи, в среде которой Сталин и его деятельность мифологизируются, а сам он становится символом нонконформизма, противопоставляется современной культуре и государственному устройству.

По мнению Асташкина, позитивное отношение к Сталину постепенно перестает быть уделом пенсионеров и ветеранов, а становится частью молодежной субкультуры. Упоминание бывшего советского лидера можно встретить в песнях популярных исполнителей, компьютерных играх, нередки обсуждения личности Сталина на интернет-форумах. Более того, в преддверии дня Победы в сети появляются многочисленные «демотиваторы» с изображением «Виссарионыча». Интересно, считает исследователь, что рассуждая о Сталине, молодежь не может опираться на собственные эмоции и воспоминания, так как не застала толком даже советскую власть. А значит, представления о Сталине молодые россияне  заимствуют у своей семьи. Реальный Сталин растворился в мифе о советской империи, перестав быть диктатором, а став своеобразным олицетворением жесткого стиля управления и символом порядка и социальной справедливости.
 

1_427_89

Вывод, к которому приходит Асташкин, понятен: пока государство не предложит иного пути развития, Сталин останется ресурсом для национальной идентичности. Попытка предложить другую платформу для национальной самоидентификации была сделана в 1993 году, принятием новой Конституции, где утверждались «высшие ценности российского государства». Но, по мнению профессора СПбГУ Петра Смирнова, в Конституции РФ 1993 года нет отражения основного национального интереса. «Во второй статье есть некое демагогическое заявление, утверждающее, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», — напоминает он, поясняя, что логику авторов упомянутой статьи понять трудно, поскольку из ее текста неясно, о каком человеке и о каком гражданине идет речь.
По его словам, если понимать статью буквально, то речь в ней идет о любом человеке и гражданине любой страны, чьи права и свободы обязана защищать РФ. Даже граждан другой страны.  При этом можно понимать формулировку статьи и в духе лозунга советского времени, согласно которому в стране все делалось «во имя человека, блага человека».
«В известном анекдоте того времени упоминается представитель одной малой народности, который «видел этого человека"», — говорит Смирнов.
Абстрактность и «общечеловечность» статьи, считает профессор, придает ей демагогический оттенок, а статья Конституции, в которой отражался бы  национальный интерес, должна быть сформулирована примерно так: «Высшей ценностью в Российской Федерации признается гражданин России, его жизнь, достоинство, права и свободы. Государство обязано создавать и защищать условия, позволяющие каждому своему гражданину реализовать себя как природное, социальное и духовное существо».
Подобная формулировка помогла бы не только ограничить произвол всех ветвей государственной власти и послужить надежным ориентиром для проведения внутренней и внешней политики, но и стать базой для формирования единой российской национальной идентичности у всех этнических групп, входящих в состав России.
Еще один важный миф о России и ее народе в своем докладе «Конкурентное преимущество российской рабочей силы на всемирном рынке труда» затронула старший преподаватель кафедры политической психологии СПбГУ Инга Бурикова. Главное ложное представление о месте русских в мировым рынке труда заключается, по ее мнению, в том, что Россия крупный «поставщик» мозгов. В то же время, все исследования показывают, что западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
А это значит, резюмирует Бурикова, что в настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщика не мозгов, а дешевой рабочей силы. Но производительные силы в России имеют и свою уникальную особенность: мобилизоваться для выполнения конкретной задачи в условиях аврала, прорыва. Ни одна страна мира, кроме нашей, не является полностью подготовленной к работе в экстремальных условиях, в условиях информационной депривации, неизвестности и неточности решений. Русские на мировом рынке труда, считает Бурикова, могут стать именно такими «кризисными работниками», «работниками прорыва».
О том, вследствие чего сформировалась эта национальная черта «работать рывками», рассказал писатель Андрей Столяров в докладе о влиянии географического положения русской нации на ее самосознание. По его словам, в литературе уже не раз отмечалось, что одним из важнейших факторов, повлиявших на специфику русской этничности, является «вегетационный цикл».

__427_08

Андрей Столяров

«В средней, северо-западной и северо-восточной европейских частях России, где в древности проживали русские, природно-климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы (по сути пять месяцев) и вести размеренный и расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время (почти семь месяцев)», — процитировал он слова исследователей Института психологии РАН.
Именно этот короткий вегетационный период, не позволявший, как в южных культурах, снимать до трех урожаев в год, обусловливал взрывной, часто  героический характер работ: бурное лето и долгое расслабленное бездействие в осенне-зимний период, что сохранялось вплоть до советского времени, где эта особенность стала выражаться идеологемой «битва за урожай».
То есть сам характер труда в русском этническом бытии всегда был поляризован: труд был ориентирован на подвиг, на героическое свершение, а не на планомерную повседневную деятельность, каких в других странах.
Еще одним фактором, поддерживавшим эту русскую архетипическую черту, было «сочетание малопродуктивных земель с холодным климатом», поскольку плодородные почвы степной и лесостепной полосы вплоть до XVI – XVII веков были недоступны для земледельческого освоения из-за соседства с сильными кочевыми народами. Вместе с тем холодный континентальный климат и большие расстояния ощутимо повышали стоимость производства. Из чего писатель делает вывод, что каждое хозяйственное действие давалось русскому человеку несколько большей ценой и требовало от него больших усилий, чем, например, от европейца.
«Показательна в этом смысле разница нормативного мироощущения России и Запада. Когда западному человеку плохо? — задался вопросом Столяров. —  Когда все вокруг плохо: не обустроено, не расчерчено, непонятно, как жить. Когда плохо русскому человеку? Когда все вокруг хорошо: расчерчено, обустроено, как жить абсолютно понятно».
Но главное, считает он, русскому некомфортно жить, когда в жизни нет места для героического свершения. Поэтому архетипической чертой русского этноса является не действие, а деяние, ориентация не на мелочный быт, а на героическое бытие, и это опять-таки зафиксировано русской культурой, в которой деяние — подвиг или свершение — имеют, как правило, положительную оценку, в то время как действие, особенно бытовое, особенно связанное с накопительством, как правило – негативную.
Константин Петров, фото автора
Тезисы докладов участников конференции  можно прочитать ЗДЕСЬ
Рейтинг блогов
Tags: Россия
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments