Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Евреи шутят над собой всегда.

Традиции. От Йом Кипура до Праздника кущей: философ Жерар Рабинович анализирует особенности еврейских шуток, встречающихся в документах XII века, в чем-то близких к английскому юмору...

Что говорит с утра польская еврейка после двадцати лет брака, проснувшись и посмотревшись в зеркало? "Так ему и надо!". Или: "Еврейская телеграмма: "Начинай беспокоиться. Подробности следуют...". Или: "В Освенциме на Йом Кипур набожные евреи втихаря молятся. Внезапно один из них в приступе волнения и боли повышает голос. Остальные тут же призывают его к порядку: "Потише! Бог может заметить, что несколько человек еще осталось...". Вот три символичных примера еврейского юмора, который, в отличие от того, что говорят о нем привычные клише, воспринимает жизнь не в духе долоризма, мазохизма, униженности, но "принимает сторону жизни, учитывая неизбежное несоответствие между провозглашаемыми идеалами и наблюдаемой реальностью", - объяснял  Жерар Рабинович, автор прекрасной книги "Как плохи дела? Еврейский юмор, искусство остроумия", в парижском Музее искусства и истории иудаизма, на конференции, посвященной этой особой форме юмора, который резко отличается от саркастического смеха, от насмешек, которые Спиноза числил по разряду ненависти.

http://rus.ruvr.ru/data/2010/09/21/1222601442/2826710634_b010c28d9f_b.jpg

САМОИРОНИЯ. Философ и социолог Национального центра научных исследований (CNRS), автор книги "О человеческой склонности к разрушению", объясняет, что еврейский юмор скорее близок к английскому по своей "форме доброжелательного смеха, выражающего обоюдное ощущение смешного". Историк Эмманюэль Берль (Emmanuel Berl) замечал, что "юмор, кажется, более свойственен англосаксам и евреям" - разумеется, не являясь их исключительной прерогативой. Он утверждал, что, вероятно, это объясняется тем, что эти народы больше всех читали Ветхий Завет... В случае с английским юмором речь идет о юморе аристократов, инсайдеров, а в случае с еврейским юмором - о юморе маленького народа, аутсайдера, говорит, со своей стороны, Жерар Рабинович. Затем он выявляет различные формы еврейского юмора и его самоиронии: "есть ашкеназский, иудео-испанский, иудео-арабский, израильский, юмор штетла ("еврейского местечка" - прим. пер.), одесский или московский, салоникский или тунисский, нью-йоркский или тель-авивский юмор". "Но все они имеют общую основу", - продолжает философ, а именно: понятные всему человечеству темы (именно поэтому над еврейскими шутками смеются не только евреи), такие как женщина и семья, зарабатывание на жизнь, здоровье и смерть, дети и проблема соблюдения традиций, пережитые гонения.

ПЕРСОНАЖИ. Первые следы юмора обнаруживаются в документах XII века, у великого сефардского поэта Иегуды Алхаризи, который перевел с арабского языка на еврейский книгу "Путеводитель растерянных" философа и духовного лидера Маймонида. Поэт сделал пародию на библейские рассказы, традиционно укоренившиеся в еврейском мире. И "именно здесь появляются две постоянных темы еврейских анекдотов", улыбается исследователь: неудачный брак и похождения "шноррера", попрошайки, с его дерзостью по отношению к высокомерным богачам. Позднее, в XIII и XIV веках, эстафета перейдет к ашкеназам, с их текстами и пародийными скетчами на библейские темы и самоиронией, текстами иногда довольно фривольными, в частности, касательно праздника Пурим.

Тогда еврейский юмор выстроил систему "психических и нравственных типов": "шлемиль" (неловкий), "шлимазл" (неудачник), "хуцпедик" (наглый, нахальный, бесстыдник), "шноррер" (попрошайка), "поц" (глупец), "кретцер" (нытик), "яхне" (сварливая супруга), "кнакер" (хвастун), "шлупен" (брюзга)  и т.д. Они хорошо видны в фильмах братьев Маркс, Джерри Льюиса, Вуди Аллена и в нижеприведенных анекдотах. И, как лукаво говорит Жерар Рабинович, "разве еврейские праздники, такие как праздновавшиеся на прошлой неделе Рош-ха-Шана и Кипур и начинающийся в среду Суккот, праздник кущей, не являются еще одним поводом надо всем посмеяться?". Да, но "не со всеми", как советовал гой Депрож (Пьер Депрож, 1939-1988, французский юморист, комический актер - прим. пер.). Да, но не абы как, отвечал ему один еврей.

"Однажды Мойша..."

 Ничто человеческое  не ускользает от этих феноменальных шуток, от еврейского юмора, который проявляется в анекдотах, рассказывающих человеческие истории о совместной жизни, работе, родственных связях, здоровье и смерти, о проблеме соблюдения традиций и о Боге.

* Бен Гурион после смерти попадает в рай; все прекрасно, но он скучает. Тогда он просит разрешения посетить ад. Учитывая его заслуги, эта милость ему даруется. Там он видит танцующих, поющих, веселящихся людей. Вернувшись в рай, он просит отправить его в ад. "Ты хорошо подумал?". "Да", - уверенно отвечает Бен Гурион. Но по возвращении в ад он находит обычные для этого места ужасы. "Но раньше здесь было по-другому!" - в панике восклицает он. "Раньше ты приходил как турист. Теперь ты - новый эмигрант".

* Мойша приходит в синагогу c попугаем. "Шомер", сторож, не пускает его. "Мойша, ты не войдешь в синагогу с этим животным, так нельзя". "Но он - еврей". "Не говори глупостей, Мойша!". Мойша поворачивается к попугаю: "Покажи ему!". Тогда попугай, порывшись клювом в привязанном на его шею мешочке, достает из него кипу и надевает на голову. Потом достает оттуда же "таллит", молитвенное облачение, и покрывает им крылья. Наконец, раскачиваясь взад и вперед, начинает читать "Шма Исраэль". "Невероятно! - восклицает пораженный шомер. - Ты понимаешь, что с таким талантом ты можешь зарабатывать огромные деньги во всех мюзик-холлах мира?". "Ну поди растолкуй ему, - отвечает Мойша, - он-то хочет быть врачом!".

* В Эдемском саду. Ева берет Адама за руку и крепко ее жмет. "Ты любишь меня?". Адам изумленно на нее смотрит: "А что, у меня есть выбор?"

* По еврейской традиции, мужчине нужно стараться быть в семье покладистым и всегда говорить жене "да". Чтобы понять, как в действительности обстоит дело, обществом по изучению человеческого поведения был проведен тест с участием ста мужчин. Их попросили разделиться: налево те, кто всегда говорит жене "да"; направо те, кто говорит "нет". 99 человек составили группу тех, кто всегда говорит "да". И только Мойша встал справа. Всеобщее изумление. "Мойша, что ты там делаешь?" "Не знаю, мне жена сказала встать сюда".

* Москва. Иванов, секретарь райкома, приходит к Мойше. "Вот ведь какое дело, Мойша, - говорит он довольно угрожающе, - тебя не видели на последнем партсобрании". "Ах, Иванов! Если бы я знал, что оно последнее, я бы, конечно, пришел".

* Старый еврей-портной просит внука-отличника объяснить ему теорию относительности Эйнштейна, о которой ему все говорят. Молодой человек пытается объяснить: "Это просто! Если ты проводишь день, сжимая в объятьях прекрасную девушку, тебе кажется, что прошла всего минута. А если посидишь секунду на раскаленном радиаторе, тебе покажется, что прошел час!". Дедушка с сомнением отвечает: "И этим он зарабатывает на жизнь?".

* Ротшильд сожалеет, что не может дать больше шнорреру (попрошайке) Янкелю, потому что в следующем месяце выдает дочь замуж. "Как? - протестует шноррер, - Вы выдаете ее замуж на мои деньги?!".

* "У меня для Вас две новости, - говорит врач, - хорошая и плохая. С какой начать?". "С хорошей", - отвечает пациент. "Хорошая новость - это то, что Вы не ипохондрик..."

Tags: Евреи
Subscribe
promo mir_v_donbasse сентябрь 16, 07:43 475
Buy for 110 tokens
Обновление: для приемной дочери Татьяны, у девочки онкология, разыскивается препарат Бондронат! Стоит порядка 14 000! Жизненно необходим! Кто поможет достать, или собрать на хотя бы две упаковки - контакты и реквизиты ниже! Пометка "Препарат". После начала кровавого геноцида жителей Донбасса, я…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment