Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Кошелек или жизнь!

Для многих это окажется откровением, но склоки Минобороны России с производителями военной техники, продиктованы нежеланием военных много платить. По логике, традиционной для нашей страны, генералы должны были в разы завышать цены, чтобы было от чего откусить и спрятать себе в карман. Однако всё обстоит иначе. Так же, как и везде - производитель ломит цену, а покупатель отчаянно торгуется. Очевидно, и "откаты" происходят аналогично другим сферам бизнеса - на поиске компромиссов.                                               АПЛ "Ясень" («Graney»). Её строят и перестраивают 18 лет /*/
http://paralay.com/885/885154.jpg
Однако с оголодавшими за предыдущие четверть века промышленниками, только в последние лет 7-8 почувствовавшими, что смерть отступила и увидевшими деньги (настоящие деньги, а не крохи с барского стола), договориться оказалось очень тяжело. В результате правительству пришлось создать согласительную комиссию, пока не сорвали окончательно госзаказ и не перегрызли друг другу глотки.

Разрешением трудностей, возникших при заключении контрактов в рамках оборонзаказа на этот год,  займется спецгоскомиссия ("Ъ"). В  её  состав вошли представители Минобороны, Минпромторга и Объединенной судостроительной корпорации. Уже это говорит о том, что основные проблемы с судостроителями, а не авиацией, ракетчиками или танкостроем. Впрочем, логично. С флотом у России полная зад... Плохо, одним словом. Причем традиционно. Последние сто с лишним лет все его уничтожали. Начиная с японцев. Но в основном свои.

Этим отличились во время Мамаева нашествия двух десятков интервентов и белые и красные и всякие новообразованные Украины. Его топили, взрывали котлы и отдавали всяким англичанам. Не имея денег и сил восстановить порушенное до начала войны, флот понес потери, выйдя единственным ослабленным родом войск из пожара Великой Отечественной. А потом уже постарался Хрущев, порезавшийна иголки даже линкоры, и незабвенный Горбачев с Ельциным. Последний (широкая душа) отдал весь Черноморский флот Украине, а Каспийскую флотилию Азербайджану. И только верность моряков присяге этому помешала. Они просто отказались выполнять бездумный приказ. Хотя помогло это мало. Теперь расхлебываем, создаваяч комиссии.

  В ближайшие два дня ОСК  представит Минобороны расчеты стоимости своей продукции с обоснованием. Если Минобороны посчитает обоснование достаточным, то контракты в рамках ГОЗ-2011 с ОСК будут заключены, если нет, то военное ведомство продолжит попытки снизить цены.

Введена новая форма определения стоимости военной продукции. Теперь цена продукции будет определяться без инфляционной надбавки, а  не исходя из формулы "цена плюс инфляция".  Драка будет серьезная, но недолгая.

Ранее ОСК объявила, что из-за Министерства обороны  на грани остановки работы в центре судоремонта "Звездочка", северодвинском предприятии "Севмаш" и "Адмиралтейских верфях". Под угрозой три атомные подводные лодки, которые надо сдать до конца этого года: одну - проекта 885 "Ясень" и две - проекта 955 "Борей".

В июле стало известно, что Министерство обороны России не смогло заключить около трети контрактов в рамках гособоронзаказа на 2011 из-за трудностей при согласовании стоимости военной продукции с оборонно-промышленными предприятиями. В настоящее время большая часть контрактов уже подписана, а оставшаяся, по распоряжению премьер-министра России Владимира Путина, должна быть заключена до конца августа текущего года.

Так что времени у спорщиков не осталось.

P.S.
/*/ - 885 (08850) (шифр «Ясень»). Его истоки находятся еще в 1976 году, когда в рамках предэскизного проекта 971/958 была сконструирована лодка с заложенными в нее чрезвычайно высокими требованиями малошумности. Однако, большинство этих идей не были реализованы в результате сопротивления промышленности.

Технический проект бы подготовлен в конце 80-х гг, однако, тогда, в связи с изменением в руководящих структурах ВМФ и качественным изменением доктрины флота, проект 885 был коренным образом пересмотрен. Параллельно, в 1987 году, в «НПО Машиностроения» вышел на летно-конструкторские испытания новый противокорабельный ракетный комплекс «Оникс», который должен была стать общим для целой серии воздушных, наземных, надводных и подводных носителей.  

Появление в ВМС США в 1985 году многоцелевых АПЛ типа «Los Angeles“ подсерии „Providence“ с вертикальными шахтными ПУ СКР „Tomahawk“ в носовой части корпуса, объясняет желание флота получить лодку с аналогичными боевыми возможностями. Все вместе это привело к тому, что в 1989 г. было принято решение о дооснащении АПЛ 885-го проекта унифицированными шахтными ПУ для ПКР «Оникс» и СКР «Гранат», а позднее для перспективных образцов ракетных комплексов. К тому времени «Ясень» находился в завершающей стадии технического проекта и его полная переработка завершилась лишь в 1991 году. Новая тактика применения субмарины подразумевала функции противолодочной обороны и нанесения ударов ракетным оружием по суше и кораблям противника.

Планами судостроения на промежуток времени с 1990 по 2000 гг. предусматривалась постройка от шести до девяти единиц проекта 885.  10 декабря 1993 года головной корабль серии был включен в списки кораблей ВМФ под наименованием «Северодвинск», а 21 декабря того же года на Северном Машиностроительном предприятии состоялась его закладка под заводским номером 160. Лодка получила тактическую литеру К-329, а в НАТО ей было присвоено кодовое наименование „Granay“. Предполагалось, произвести спуск «Северодвинска» в 1996 и принять его в строй в 1998 году. В дальнейшем этот срок был передвинут на 2000 и даже на 2005 год. Вместо этого, в условиях отсутствия финансирования его постройка была полностью заморожена в 1996 году.
http://paralay.com/885/885152.jpg
Длительное простаивание задела подводной лодки «Северодвинск», существовавшей тогда лишь в виде разрозненных корпусных конструкций и отдельных контрагентских поставок оборудования, привело к тому, что к началу 2000 х гг. проект начал морально устаревать в отношении запланированного для него бортового радиоэлектронного оборудования и части конструктивных решений. Помимо этого, велись разработки серии новых образцов вооружения, которое могло быть использовано на 885-м проекте. В связи с этим, требовалась очередная корректировка его технического проекта, в которой учитывались как вышеназванные факторы, так и сложности с контрагентскими поставками из стран бывшего СССР, которые оказались фактически за границей. Не готова оказалась новая паротурбинная установка нового поколения, что также сказалось на корректировке проекта.

Соответствующие изменения были внесены в начале 2000-х гг, после чего было возобновлено строительство АПЛ, приведенной в соответствие новым требованиям. Уже в 2005 году на лодке полностью были завершены корпусные работы, а первого декабря того же года сформированы оба экипажа, которые с 2006 по 2007 гг прошли обучение в 270-м УЦ ВМФ в Сосновом Бору. В 2006 году на СМП была доставлена блочная паротурбинная установка, а в Госзаказе на 2008 год на постройку «Северодвинска» была отведена сумма порядка 4 млрд. руб. Все вместе это позволило ожидать, что спуск первого «Ясеня» должен был состояться в 2008 году, однако этот срок впоследствии неоднократно переносился по причине сложностей, вызванных большим количеством новых конструкционных решений и проблем технологического характера. В конечном итоге, после того, как церемония вывода лодки из строительного цеха была официально назначена на 21 декабря 2009 года, выяснилось, что передаточный док «Сухона», в который должен был производиться вывод, нуждался в срочном ремонте и, таким образом, событие было перенесено на 7 мая 2010 года. Но, даже эта дата позднее подверглась корректировке. Из-за пожара на лодке ее спуск на воду был окончательно назначен на 11 июня 2010 года. В настоящий момент на лодке проводятся в основном малярно-изоляционные работы и установка общекорабельного оборудования и ее можно считать практически готовой.

В 2008-м году были озвучены планы строительства серии из пяти последующих многоцелевых подводных лодок 885-го проекта с принятием в строй последней в 2018 году. В подтверждение этих планов 24 июля 2009 года на Северном Машиностроительном Предприятии была заложена вторая АПЛ по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М» с перспективой закладки последующих заказов серии по одному в год начиная с 2011 года. Лодка получила заводской номер 161 и собственное наименование «Казань», которое она унаследовала у АПЛ специального назначения КС-403 проекта 09780, на которой, в частности, отрабатывался гидроакустический комплекс для субмарин 4-го поколения. При этом, корпусные работы на заказе 161 были начаты еще в начале 2000-х гг, вскоре после возобновления работ над головной лодкой.  Основным отличием усовершенствованного проекта стал практически полный отказ от  контрагентских поставок зарубежных производителей, которые, как было указано выше, наряду с длительным отсутствием финансирования стали одной из основных причин почти 17-летнего пребывания АПЛ «Северодвинск» на стапеле. Помимо этого, ожидается серия незначительных усовершенствований в обводах серийных лодок.
http://paralay.com/885/885123.jpg
В данном контексте стоит упомянуть имевшиеся в середине 90-х гг за рубежом слухи о существовании уже тогда второй АПЛ усовершенствованного 885-го проекта, которая условно называлась «Гром» или «Северодвинск-1» и даже указывалось наименование лодки – «Бизон». Считалось, что лодка по ряду показателей должна была относиться к 5-му поколению АПЛ, однако все эти слухи, впоследствии, оказались несостоятельными.

В отличие от всех предыдущих проектов советских АПЛ, «Ясень» был выполнен по полуторакорпусной архитектуре, что потребовалось для сокращения уровня собственных шумов. Прочный корпус длиной порядка 93 м разделен на 9 отсеков. В первом отсеке длиной 12 м, имеющем наименьший диаметр, находится центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, боевые посты и аппаратное оборудование гидроакустического комплекса. Вокруг первого отсека и в нос от него размещена носовая группа цистерн главного балласта (5 ЦГБ). Во втором отсеке, имеющем максимальный диаметр и длину 9,75 м находятся казенные части ТА и стеллажи с боезапасом. Там же расположены приводы выдвижных устройств и частично другие вспомогательные системы. Трубы торпедных аппаратов, как и торпедопогрузочные люки проходят через коническую часть корпуса на стыке 1-го и 2-го отсеков.

Такое расположение торпедопогрузочных люков является необычным техническим решением, если учесть, что у большинства лодок с бортовым расположением торпедных аппаратов, люк находится по центру за рубкой. Это решение позволило перенести люки в центральную часть корпуса, сохранив весьма удачную компоновку торпедопогрузочного люка советских лодок третьего поколения с носовым расположением ТА. Третий отсек имеет длину 5,25 м и вмещает на четырех палубах различное приборное оборудование и общекорабельное оборудование, такое, как дизель-генераторы, холодильные машины, насосы и преобразователи. Четвертый отсек длиной 9 м отведен под различные жилые и медицинские помещения, а также ряд вспомогательных систем. 2-й, 3-й и 4-й отсеки составляют около 40% общей длины ПК и не имеют легкого корпуса, а только легкую надстройку. За ними прочный корпус получает значительное сужение и двухкорпусное исполнение.

Пятый ракетный отсек имеет длину 12,75 м. В его районе сосредоточена средняя группа ЦГБ (4 цистерны) и цистерна быстрого погружения. Далее идет шестой реакторный отсек длиной 10,5 м с расположенной вокруг него уравнительной цистерной для удержания лодки по глубине во время ракетной стрельбы. В седьмом турбинном отсеке длиной 12 м находится оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы и другое энергетическое оборудование. Вокруг него сосредоточена кормовая группа ЦГБ (5 цистерн). Восьмой отсек длиной 12 м содержит вспомогательное механическое, общекорабельное оборудование и кормовой люк. За ним находится румпельное отделение длиной 3,75 м с гидравлическими приводами кормового оперения.

В качестве материала прочного корпуса была выбрана маломагнитная высокопрочная сталь новой марки. Вся носовая часть лодки выделена под крупногабаритную сферическую антенну гидроакустического комплекса. За ее обтекателем выше конструкционной ватерлинии расположены носовые горизонтальные рули, а под ними 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм под углом к диаметральной плоскости корабля. Данное конструктивное решение, характерное для АПЛ США и практически всех других стран мира, впервые реализовано на подводной лодке ВМФ России. Другой характерной чертой является «веерное» расположение ТА под углом к продольной оси корпуса, в результате чего самый нижний аппарат слегка наклонен вверх, а самый верхний – вниз.

Изначально предполагалось использование вооружения калибров 533 и 650 мм, однако в дальнейшем от этого было решено отказаться. «Ясень» имеет, в целом, относительно большое для российских лодок удлинение и соотношение длины к ширине около десяти. Это вызвано, не в последнюю очередь, сравнительно малым диаметром прочного корпуса, обусловленным его архитектурой, а также наличием ракетного отсека, включающего восемь вертикальных шахт.

Хвостовое оперение выполнено по классической крестообразной схеме. Лодка получила сравнительно длинное ограждение выдвижных устройств типичной для СПМБМ «Малахит» «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой. Предполагается, что надводное водоизмещение АПЛ составляет - 9500 т, подводное - 13800 т, глубина погружения рабочая – 480 м, предельная – 600 м, экипаж - 85 человек включая - 32 офицера. Длина лодки составляет - 119 м, ширина по стабилизаторам - 15,5 м, максимальная ширина корпуса – 12,0 м, средняя осадка - 9,5 м.

Можно предположить, что серия лодок проекта 885/885М не будет продлена за пределы озвученных шести единиц, и что после 2020 года возможно принятие на вооружение принципиально нового проекта 5-го поколения, лишенного недостатков своего предшественника. Тем не менее, серийное производство «Ясеня» было для ВМФ России необходимой мерой, учитывая физическое и моральное старение ракетно-торпедных лодок проектов 971, 945 и, особенно, 671РТМ, а также нецелесообразность дальнейшего развития концепции ПЛАРК проекта 949. Если руководство страны и флота, не будет ставить перед собой самоцели конкурировать по массовости атомного подводного флота с ВМС стран НАТО и, в особенности, США (по различным оценкам к 2020 году оставшимся к тому времени на вооружении 10-15 лодкам проектов 945 и 971 со средним возрастом около 28 лет и шести новым лодкам проекта 885 будут противостоять более 40 лодок типа «Los angeles“ средним возрастом порядка 30 лет, 3 „Sea Wolf“ и около 18 „Virginia“), то «Ясень» вполне способен выполнить поставленные перед ним задачи, по меньшей мере до середины 21-го века.

Подробнее о проекте http://paralay.com/885.htmlРейтинг блогов
Tags: Флот
Subscribe
Buy for 110 tokens
Зеленский, видимо, продолжает традицию Порошенко, считать, что дети Донбасса - это террористы. Сколько родилось за время войны, которые еще не знали слова "мир", уже не сосчитать. Сколько погибло их, сколько ранено, сколько потеряли своих родителей, уже не сосчитать тоже. Мой ребенок среди них... Я…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments