Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

По ливийской Сахаре на Toyota Land Cruiser 80

Они еще не знают, что успели буквально в последний момент. Их не интересует политика и, как любые туристы,  они в восторге от фасада страны, в которой побывали. Сотни превосходных фото показывают страну, которую мы, скорее всего, безвозвратно потеряли. В обозримой перспективе ее ждет гражданская война, терроризм, исламисты и разграбление. Безумно жаль, что полковник так неосмотрительно потерял власть. Но не будем о грустном. В путешествие!
                            "Утром 8 января 2010 года на такси доехали до погранперехода с Ливией (Imsaaed).
Этот погранпереход допускает пешее пересечение границы. Нужно пройти около 3-х км…</p>
Этот погранпереход допускает пешее пересечение границы. Нужно пройти около 3-х км…</p>

Виза ставится на границе при условии предварительной подготовки всех документов, маршрута и т.п. ливийским турагентством. Это гораздо удобнее, чем получение визы через посольство в Москве (никаких тебе  справок — просто отправляете ливийскому турагентству сканы паспортов и спустя две недели получаете по e-mail отсканированные разрешения на въезд). Оплата визы и тура — по окончании поездки. Услуги агентства по оформлению визы составили EUR 105 с человека.


Наш гид Муса, из древнего и очень авторитетного рода туарегов Агмама. Ему 32 года, 16 из которых, как и его отец, он является тур-гидом по всей Ливии.</p>
Наш гид Муса, из древнего и очень авторитетного рода туарегов Агмама. Ему 32 года, 16 из которых, как и его отец, он является тур-гидом по всей Ливии.</p>
</p>

Автомобиль Мусы — Land Сruiser 80 (1996), пробег 300 000 км. Муса девять месяцев в году возит группы туристов по Ливии. Оставшиеся три месяца работает автомехаником в городе Гадамес. Автомобиль лифтованный, резина BFGoodrich All Terrain.


Практически все дороги в Ливии в отличном состоянии. В стране нет автобанов, но  большинство дорог имеют разделитель полос в виде «зеленки».


</p>

Мы спешили на юго-запад страны в город Себха (начало настоящей Сахары), но решили заехать по пути на кладбище воинов, участвовавших в легендарном  сражении фашистов и британцев при Тубруке. Таким же легендарным местом является египетский городок Эль-Аламейн, который мы проезжали днем ранее.


Раньше в Ливии была смертная казнь за употребление алкоголя. Теперь сделали некоторые послабления, но по-прежнему в стране жесткий сухой закон. Из  вредных привычек ливийцев самая распространенная –курение сигарет, но не кальяна.</p>

Муса не особенно хорошо говорит на английском — больше на итальянском или  французском. Поэтому иногда приходилось прибегать к помощи бумаги и ручки… Было непросто объяснить Мусе, что мы хотим увидеть кладбище военной техники!


</p>

В Ливии очень мало сельскохозяйственных угодий. В основном, её территория — это пустыня и полупустыня.




Поражает стоимость дизтоплива: 1 литр стоит 4 рубля. Государство не облагает налогами топливо для жителей страны.


Стоимость 1 литра бензина — 5 рублей, поэтому Муса, заправляя полный бак своего автомобиля, тратит всего $15.


</p>

Чистота и порядок Ливии контрастируют с египетским беспорядком.


</p>

Холодное безалкогольное пиво можно купить на каждом углу.


</p>

В Ливии живет всего 6 млн. человек, а в соседнем Египте — свыше 70-ти.  Уровень жизни в Ливии в несколько раз выше, чем у соседей. Поэтому в страну приезжает много гастарбайтеров из Египта, Нигера и Туниса. Ливия в основном экспортирует нефть и закупает на доходы от экспорта дешевые
продукты в Египте и Тунисе. В центр страны из Египта едут тысячи
груженых машин. Обратно они идут пустые.


</p>

Все местные жители очень дружелюбны. Сказывается отсутствие туристов. За всё время пребывания в стране мы видели только четверых иностранцев. Постоянно слышим вслед «Welcome to Lybia!»:о)


</p>

Бензиновый Land Cruiser Мусы потребляет 20 литров на 100 км на трассе, 27 литров
на грунтовке и до 40 литров бензина на дюнах. Поездка от заправки до  заправки…Такой автомобиль можно себе позволить только в Ливии или в США.


</p>

Закупаем продукты перед въездом в пустыню. На севере Ливии (на побережье) цены ниже, чем на юге, в пустыне.


</p>

В каждом городе можно купить охлажденное свежее мясо.


</p>

За всё путешествие у машины было всего две поломки: периодически  отключался ближний свет, и в пустыне на дюнах оторвало глушитель.


</p>
  </p>

Когда была возможность, мы делали барбекю. В этот вечер мы жарили барашка. Любимый напиток Мусы — зеленый чай из расчета 250 г заварки на 500 г воды.


</p>
</p>
</p>Ночью поднялся сильный ветер, в итоге в палатку нанесло песка, пришлось всё  вытряхнуть, переставить палатку и прикопать юбку тента песком. По словам Мусы, в это время года такие «бури» случаются редко.</p>

</p>
</p>
</p>

</p>

Муса выучил одну фразу по-русски: POEHALI!


Указатели исключительно на арабском. Но если у вас есть местный гид — это не проблема!


</p>

Одним из мега-проектов Ливии является строительство подземных водных каналов, которые перебрасывают воду с более влажного севера страны на засушливый юг. Неизвестно, насколько этот проект будет безопасным для экологии страны в горизонте нескольких веков, но уже сейчас он реально решает проблему водоснабжения в целых регионах.






Чтобы вода не испарялась, все подводные «реки» текут по тpубопроводам. Колоссальная стройка!






Если в Египте и Тунисе линии электропередач чаще деревянные и хаотично соединенные, то Ливия хорошо училась у Советского Союза, как нужно  строить свою электроэнергетику.


Бытует расхожее мнение, что в Сахаре огромное количество ядовитых гадов. Это действительно так, но зимой большинство змей, пауков и ящериц спят (ночью очень холодно — от 0 до +5C).




Эта ящерка, по словам Мусы, плюется ядовитой слюной. К счастью, за всё  путешествие она была единственным представителем ядовитых обитателей  пустыни, который нам встретился.






Первый раз видим такое — кусок трассы, длиной 3 км, расширен и представляет собой запасную взлетно-посадочную полосу.









  


Россия — для русских…, Африка — для африканцев… :о)






Очередной
раз остановились, чтобы проверить ближний свет. Песок около трассы, на
который мы съехали, оказался «мягким». Полчаса вытаскивали автомобиль на
«твердый» песок. После Мусана дюнах показал нам, чем отличается
«мягкий» песок от «твердого». Понять разницу легче при свете.




Для того, чтобы площадь покрышек была выше, давление было снижено в четыре раза до 0,5 атмосфер.




Потом, конечно же, подкачали! Как важен в пустыне хороший насос. Крис Скотт рекомендует иметь два электрических насоса для путешествия по Сахаре. Представляется, сколько работы, если накачивать четыре баллона вручную!




Всё закончилось благополучно, и в 23:00 мы стали в дюнах около города Себха. За два дня мы проехали 1 800 км.




Самое потрясающее ночью в Сахаре — небо с миллиардами звёзд и созвездий…
Можно часами валяться на песке и смотреть в бесконечность… :о)











  




Когда не дует, то Муса спит на улице, когда дует — в машине.








Мастер-класс от Мусы по мойке посуды песком :о).






Основное правило движения по дюнам — пересекать «гребень» дюны перпендикулярно, а не наискосок.




Вся
страна увешана плакатами с достижениями режима Каддафи. Ливия — редкий
пример, когда достижения — реальны, а жители — гордятся своим правителем
и страной. До посещения Ливии мы воспринимали страну как оплот
терроризма и разрухи. Оказалось, всё наоборот… Просто Каддафи «посылает»
американцев и европейцев с их ценностями и взглядом на мироустройство. И
правильно делает!




Себха. На одной из площадей собираются гастарбайтерыв основном из Нигера. Понять, кто чем занимается очень легко.




У Мусы в багажнике 200-литровый самодельный топливный бак. Мы
заправляемся перед пустыней. Как говорит Муса, в пустыне нельзя шутить с
двумя вещами: с водой и топливом.


Чтобы предотвратить испарение бензина в салон, Муса «замыливает» горлышко
бака. Тонкая полутораметровая трубочка выводит пары бензина за борт.






Заливаем сырую воду в канистры (две по 30 литров) и покупаем 20 литров питьевой воды.




К сожалению, в Ливии нет привычных супермаркетов — приходится закупать продукты в разных лавочках (теряется время).






Вечером жарим верблюжатину. На вкус как наш монгольский козлик — жестковато… :о(








Одно из чудес Сахары — это озера в дюнах. Они образовались благодаря подземным источникам.












Муса гоняет по дюнам с нереальной скоростью — 60-70 км/час. Для того, что ТАК ездить по пустыне, нужен огромный опыт. Теперь мы благодарны судьбе, что не поехали сюда на своей машине — застревали бы каждые 2-3 километра. Одна из главных проблем Nissan Navara — длинная база (5,25
м). По словам Мусы, Land Cruiser 80 тоже не идеален — длинная база и широкий кузов.






Этот Land Cruiser 80 не перевернулся, а сгорел от сигареты своего водителя. В багажнике тоже был запасной топливный бак.














Удивительно,
но Муса крайне негативно отзывается о новом Land Cruiser 200 и Toyota
Sequoia — обилие электроники, низкий клиренс делают машину непригодной
для пустыни. В его автосервисе регулярно чинятся новые «двухсотые» —
одни проблемы.


Одна из фишек Ubari Lakes — прокатиться на
сноуборде или лыжах с ближайшей огромной дюны. Мы тоже решили
попробовать… Муса легко «взлетел» на вершину дюны.


























Вернулись в цивилизацию, чтобы набрать свежей воды.














Вот какой была Сахара 10 000 — 15 000 лет назад!




Этим наскальным рисункам более 7 000 - 8 000 лет.




По словам Мусы, наскальные изображения нанесены на скалы на протяжении 12-ти (!) км вдоль этой реки.







































    


Дюны Мурзук (Murzuk Sand Sea) — это настоящее море песка длиной 450 км и шириной 600 км.




Перелив бензина — не курить! :о)
















Вдали горный массив Акакус (Jebel Acaсus).


Район
Jebel Acaсus внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Поэтому на въезде дежурят мобильные отряды пограничной полиции —
охраняют достопримечательности и контролируют подъезды к алжирской
границе.








По ровной пустыне Муса идет с нереальной скоростью в 90-100 км.















  


Персональный пляж :о).








13 января — празднуем старый Новый год! У Лёвы для знаменательных событий была припрятана баночка икры.






Регулярная утренняя зарядка!




























На одной из дюн мы оторвали глушитель. Сразу вырос расход топлива.

































  


Выехав из Акакуса, мы сразу поехали в автосервис.






Пока машина была в ремонте, мы помылись и постирались в одной из гостиниц городка Al'Uwaynat.






В Сахаре низкая влажность, вещи высыхают мгновенно. Палатка — идеальная сушилка!




По плану Лёва должен был вылетать из Гата в Триполи, но самолет отменили из-за отсутствия пассажиров. Поэтому мы срочно поехали в Себху (500 км  от Гата).




Это последняя фотография нашего замечательного фотоаппарата «Fujifilm 9500», который был куплен в 2006 году в Новой Зеландии и безотказно фотографировал в Антарктиде, Южной и Северной Америке, Монголии. В фотоаппарате сломался автофокус. Причина: огромное количество песка.


Все последующие фотки сделаны мыльницей Леры (Canon, 10Mpxl).




Все дни до этого была отличная погода, но 15 января началась песчаная буря, длившаяся двое суток. Так здорово, что мы закончили путешествие по  Сахаре до непогоды!






В четверг вечером (как раз перед выходными) в аэропорту Себхи купить  билет в Триполи было непросто, но Лева смог улететь в Триполи, оттуда в Тунис, затем во Франкфурт, оттуда — в Москву. Мы из-за непогоды предпочли переночевать в кемпинге в Себхе.






Утром мы стартуем в Гадамес (900 км).





  


Эта непогода пришла с севера — из Европы. Сначала пошел дождь...




…потом подуло… :о(




Видимость — 10 метров!




Вот это ЖЕСТЬ!






 


Ближе к вечеру были в Гадамесе.




Гадамес — это оазис на стыке ливийской границы с Тунисом и Алжиром. Расположен  на дне высохшей вади там, где издревле пересекались пути караванов. Старая часть Гадамеса признана ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия на том основании, что характерные для городской застройки многоэтажные глинобитные дома исключительным образом иллюстрируют приспособление человека к проживанию в условиях 50-градусного зноя Сахары. В 80-е годы
старый город выселили, чтобы сохранить неизменность архитектуры под  напором цивилизации.










Типичный дом старого города. Все украшения интерьера делались руками женщин. Навыки украшения передавались от матери дочерям.




Раньше женщины при выходе на улицу должны были надевать паранджу — видеть её
без паранджи разрешалось только членам её семьи. В городе было чёткое разделение — днем женщины могли ходить без паранжи только на крышах домов. Там они готовили еду, занимались хозяйством и воспитывали детей. Поэтому все крыши в старом городе связаны между собой — женщины могли свободно общаться и помогать друг другу, не выходя на улицу. Мужчинам в
светлое время суток не разрешалось подниматься выше 1-ого этажа своего дома.






Когда женщина спускалась вниз, она должна была проверить, всё ли в порядке с
её макияжем — после приготовления еды на дровяной печи и других домашних дел.




Бывшая школа.














В  Ливии за исключением Триполи невозможно снять деньги с карточки  международных платежных систем. Поэтому лучше брать с собой наличные.




В пустыне есть вода! Но глубина её залегания — свыше 800 м. Затраты на бурение скважин делают воду «золотой».
















Лидер Джамахерии живет в бедуинском тенте. Особенную экзотику представляют
зарубежные визиты Каддафи. Когда все нормальные президенты  останавливаются в люксах пятизвездочного отеля, он живет в тенте, на лужайке этого отеля. В холодное время года около шатра Каддафи горят костры.




Троглодиты — люди, жившие под землей.








В таком доме температура в жилых помещениях в любое время года постоянна — около +20 С.






Римские развалины города Лептис Магна (Leptis Magna).




Лептис-Магна — древний город в Ливии, достигший расцвета во времена Римской империи.









  


Благодаря своей планировке город получил название «Рим в Африке».




Узнаете? Через полтора года его будут показывать как результат бомбежек НАТО




В центре Триполи. Пробки, как в Москве. Экономический бум и рост цен на углеводороды сделал автомобиль доступным большей части населения.




Пытались заплатить за нашу поездку в Ливии через терминал карточкой — не  получилось. Пришлось снимать деньги в банкомате и платить наличными. Всё же лучше брать с собой наличные евро.


</p>

Честно, в Триполи смотреть нечего. Город — просто транспортный хаб.


</p>

Выезжаем из Триполи в сторону тунисской границы.


</p>
</p>Прощай, Ливия!
Кому интересно увидеть подробную презентацию об этом путешествии (1 500 фотографий, описание процесса получения визы и контакты местных агентств), то можно зайти на наш сайт: www.ocean2ocean.ru
Tags: Африка, Интересно, Фото
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments