То, что оставалось за кадром в первом показе, было продемонстрировано через некоторое время в последующих репортажах из Росляково.
На этих фотографиях видно, что вмятина непосредственно граничит с районом, где сорван лёгкий корпус и где может быть видно уцелевшее содержимое междукорпусного пространства. То есть в первом показе, где эта область осталась за кадром, было выражено обсуждавшееся ранее стремление скрыть от общественности внешний вид периметра области разрушений.
Теперь обратимся к серии фотографий, сделанных на стапель-палубе плавучего дока в посёлке Росляково после 25 октября 2001 г., показывающих виды района отделения носовой оконечности АПЛ "Курск" от корпуса корабля. В этой серии на второй фотографии В.Устинов своей фигурой закрывает район вмятины в правом борту, а рядом с его капюшоном (над его левым плечом) продолжается кадр (о нём шла речь выше), на котором изображение по направлению в нос лодки оборванно цензурой.
На получившейся схеме цифрой "1" обозначена плоскость, по которой, видимо, предполагалось отделить носовую оконечность от корпуса АПЛ в соответствии с проектом подъема. Положение плоскости "1" относительно элементов конструкции лодки определено на схеме достаточно точно:
* во-первых, по расположению вертикального щелевого разрыва лёгкого корпуса в левом борту (отмечен на первой фотографии как объект № 1) относительно первой (при отсчёте с носа) пары ракетных контейнеров (на продольном разрезе их проекции на диаметральную плоскость показаны наклонными пунктирными прямоугольниками с закруглёнными торцами-крышками) и,
* во-вторых, по положению поперечного разреза (его контур, видимый с правого борта, обозначен цифрой 1 на фрагменте фотографии рядом со схемой), обнажившего носовую переборку трюма (либо прочной цистерны), расположенного под первой платформой (самой нижней палубой) в первом отсеке (переборка, явно прочная, подкреплённая набором, обозначена на фотографии цифрой, 2 и она же отмечена на схеме отделения обломков носовой оконечности).
Вертикальный щелевидный разрыв в лёгком корпусе на левом борту и поперечный разрез, не доходящий до днищевых конструкций и киля, видимый с правого борта на фотографии с В.Устиновым (его левое плечо и край капюшона видны на фотографии), являются свидетельством того, что попытка отделить носовую оконечность по плоскости "1" с помощью цепной пилы завершилась неудачей.Эта "неудача" не позволила полностью скрыть от взоров "непосвященных" в таинства "расследования" периметр зоны разрушений, оставив его на дне вместе с обломками носовой оконечности.
На этой же фотографии цифрой 3 помечен фрагмент периметра сохранившихся конструкций лёгкого корпуса по правому борту. Как видно на этой фотографии, отсутствующие фрагменты конструкций лёгкого корпуса, которые должны закрывать ракетный контейнер, отделены по линиям, совпадающим с направлением элементов набора лёгкого корпуса: вертикальный фрагмент периметра в этом районе совпадает с направлением шпангоутов, а горизонтальный с направлением расположения стрингеров и представляет собой край подъёмного щита, закрывающего первую пару ракетных контейнеров правого борта (на первой фотографии хорошо видно, что все аналогичные щиты на левом борту подняты в вертикальное положение для обеспечения выгрузки ракет из контейнеров). Кромки периметра в этом районеНа схеме жирным контуром неправильной формы с выносками, обозначенными "ПБ" и "ЛБ", приблизительно показаны фактические границы по лёгкому корпусу (они не совпадают с границами слома прочного корпуса), по которым произошёл отрыв обломков носовой оконечности корабля по правому (ПБ) и левому (ЛБ) бортам, соответственно. Цифрой "2" обозначена возможная плоскость отделения обломков носовой оконечности, альтернативная выполненному проекту подъёма.
В правом борту имелась пробоина, образованная внешним взрывом торпеды.
Этот взрыв разорвал шпангоут прочного корпуса (на который мы обратили внимание), оторвал его от обшивки прочного корпуса и обломок его загнул внутрь прочного корпус. При этом некоторые фрагменты прочного корпуса в этом районе были сметены взрывом торпеды, а уцелевшие фрагменты сохранили на себе следы этого внешнего взрыва, которые не смог уничтожить внутренний взрыв сдетонировавшего торпедного боезапаса корабля.
Соответственно, плоскость "1" была избрана для отделения носовой оконечности не только потому, что при отделении по ней обломков носовой оконечности гарантии безопасности от возможного взрыва уцелевших торпед были выше, нежели в случае отделения обломков по плоскости "2", но и потому, что она проходила через торпедную пробоину. В чисто инженерном плане это действительно упрощало работы по отделению обломков, но кроме всего это
Поэтому ещё раз обратимся к экземпляру первой (из числа рассмотренных ранее) фотографий "Курска" в плавучем доке в Росляково, но обратим внимание на другие запечатлённые на ней особенности. Действительно на правом борту периметр уцелевших конструкций прочного корпуса корабля имеет проём, в который естественным образом вписывается контур возможной торпедной пробоины.
При отделении обломков носовой оконечности по плоскости "1" пробоина как бы исчезла по принципу "бублик сломали
В связи с этим предположением о локализации следов наружного взрыва торпеды следует отметить, что когда внутри прочного корпуса были установлены леса, с которых Генпрокурор В.Устинов давал пояснения о катастрофе в короткометражном фильме, показанном по телевидению 27 ноября 2001 г., то съёмка велась так, что он своим телом закрывал вид изнутри прочного корпуса именно на этот район, в который мы вписали контур предположительного расположения торпедной пробоины.
Эта торпедная пробоина, "исчезнувшая" на фоне катастрофических разрушений корпуса, происшедших в результате детонации торпедного боезапаса корабля и попытки отделить носовую оконечность по плоскости "1" по принципу "перелома бублика", разрушила и ослабила повреждениями конструкции лёгкого корпуса на правом борту настолько, что те из них, что уцелели после детонации торпедного боезапаса корабля и не были срезаны водолазами до подъёма лодки, в процессе подъёма корабля отломились под тяжестью собственного веса и упали на дно моря.
Это же предположение о поражении лодки торпедой объясняет и происхождение вмятины в правом борту.
Такие локализация и внешний вид повреждений корпуса корабля соответствуют именно деформациям набора (более прочного) и обшивки (менее прочной) под воздействием сформировавшегося фронта ударной волны внешнего взрыва. У правого края этого кадра видна дырка в виде чёрного пятна, вырезанная водолазами в области вмятины. Изъятие образца наружной поверхности корпуса именно из этого места до начала судоподъемной операции, возможно, обусловлено тем, что именно здесь были обнаружены застрявшие в "резине" осколки взорвавшейся чужой торпеды.
Что касается предположения, что наружных взрывов торпед было больше, чем один, то есть ещё одна фотография АПЛ "Курск", на которой запечатлены не вполне понятные особенности внешнего вида корабля после его постановки в док.
Но на этой фотографии интересно не только то, о чём было сказано в предыдущем абзаце. На ней в нанесённом нами контуре, примыкающем к нижней границе кадра, видна странная полоса белого цвета: то ли это снежок и наледь на палубе, то ли это блик на мокром корпусе. Если это блик, то он показывает, что легкий корпус в кормовой оконечности в районе 9-го отсека деформирован. Об этом же говорят и контуры поперечных стыков резиновой облицовки на поверхности лёгкого корпуса в районе этого объекта
Соответственно всему опубликованному за прошедшие два года, схема поражения "Курска" торпедным залпом предстаёт в следующем виде:
На схеме поражения чёрными кругами отмечены области предполагаемой локализации эпицентров взрывов торпед, поразивших "Курск". По направлению с носа в корму на продольном разрезе лодки отмечены:
* взрыв в районе размещения торпедных аппаратов, вызвавший первичное разрушение аппаратов и вторичный взрыв по крайней мере одной из размещённых в них торпед;
* взрыв в районе первого отсека по правому борту, разрушивший лёгкий корпус на большой площади и образовавший пробоину в прочном корпусе;
* неконтактный взрыв в районе кормовой оконечности, повредивший комингс-площадку спасательного люка 9-го отсека и приведший к затоплению кормовых отсеков вследствие разгерметизации разнородных конструктивных отверстий прочного корпуса (вводов кабелей, трубопроводов) под воздействием ударной волны взрыва.
* Кроме того, на схеме отмечена поперечная плоскость, проходящая через кормовой край торпедной пробоины в правом борту, по которой была предпринята попытка отделить носовую оконечность перед подъемом лодки.
Подробнее здесь: http://abecedarium.narod.ru/add/k2/kursk2.html
Journal information