Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Неизвестный гений России

Пожалуй, только любители истории автомобилестроения и читавшие (День открытия самобеглой коляски (русские и здесь)) знают фамилию Луцкий (с 1910 - Луцкой). А между тем это один из величейших людей в истории. И не только автомобиля.

Борис Григорьевич Луцкий родился в 1865 г. в селе Андреевка под Бердянском, в имении своего отца. Выдающийся в недалеком будущем русский конструктор, закончив реальное училище в Севастополе, В 1882 окончил реальное училище в Севастополе и как один из лучших в выпуске был направлен по рекомендации директора училища на учебу в Мюнхенский технологический институт, Германия.
После окончания института в 1886 отбыл в России воинскую повинность, а затем вернулся в Мюнхен. Еще во время учебы (1885) построил свой первый двигатель (газовый), который имел вертикальный цилиндр, расположенный над коленчатым валом. Это был прототип двигателей с вертикальными цилиндрами. В 1888 сконструировал еще один двигатель по такой же схеме, экспонировавшийся на Мюнхенской выставке. Гамбургская фирма «Каберс Айзенверк» приобрела права на производство этих двигателей и пригласила Б.Г. Луцкого на работу. Через два года он стал главным инженером фирмы «Нюрнберг», которая в 1898 была преобразована в фирму «MAN».

Луцкий внес немалый вклад в создание грузовых и легковых автомобилей Даймлер, «Даймлер-Мариенфельдс», входил в совет директоров дочернего даймлеровского предприятия. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания, предназначавшихся для самодвижущихся экипажей. По отзывам современников (1899 г.), двигатели Луцкого могли быть «поставлены наряду с лучшими бензиномоторами». В качестве ведущего конструктора германской фирмы Даймлер, Б.Г.Луцкий создал множество моделей легковых и грузовых машин с самыми передовыми инженерными и дизайнерскими решениями.

В 1900 г. на Берлинской выставке был показан легковой автомобиль Луцкого, заслуживший весьма похвальную оценку немецких специалистов. Характерно, что бензиновый двигатель этого автомобиля был расположен под сиденьем. В целом, по признанию очевидцев, двигатель и шасси легкового автомобиля Луцкого превосходили лучшие зарубежные образцы того времени. Следующей автомобильной конструкцией Луцкого был грузовой автомобиль с многоцилиндровым двигателем, демонстрировавшийся на Всемирной выставке 1900 г. в Париже и отмеченный серебряной медалью. Грузоподъемность автомобиля составляла около 5 т, средняя скорость движения достигала 11 км в час. Вес этих автомобилей, однако, был достаточно большим для грунтового покрытия дорог того времени - без груза он весил около 4 тонн. Исходя из свойств дорожных покрытий Луцкой в дальнейшем довел вес своих грузовых машин до 2 т, а полезную нагрузку - до немногим менее 2 т.

Во время всемирной выставки в Париже Луцкий руководил ее автомобильным отделом, где встретился с адмиралом Верховским, который предложил выгодный заказ для русского флота - поставки двигателей для подводных лодок и катеров. Этот заказ фирма «Даймлер-Мариенфельдс» выполнила, а часть его (по ее чертежам) сделал Санкт-Петербургский завод Лесснер. Когда П.А.Лесснер заключил с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей, Луцкой был назначен консультантом АО П.А.Лесснер, где при его участии создавались и выпускались автомобили.

Деятельность Луцкого была разносторонней. Следует также упомянуть о том, что Б.Г.Луцкой имел международную известность не только как автомобильный инженер, но и как создатель самолетов. На немецкой фирме «Хевальдсверк» он проектировал и строил двигатели для миноносцев (), на заводе «Штевер» - автомобили, на заводе «Аргус» - авиамоторы.

В 1907-м он по заказу русского правительства разработал для миноносца "Видный" самый мощный по тем временам двигатель внутреннего сгорания (6000 л.с. при 400 об/мин и имел 12 цилиндров). Луцкой построил знаменитую гоночную моторную лодку "Царица" с двигателем мощностью 500 л.с.

Луцкой привез в апреле 1900 г. из Германии для ходовых испытаний на Ижорском заводе две «моторные телеги», которые он сконструировал и построил в Мариенфельде на заводе Даймлера. 30 апреля 1901 года русский автоконструктор был представлен Императору Всея Руси Николаю II, в присутствии которого он продемонстрировал свои достижения, был им поддержан, впоследствии награжден высоким орденом Святого Станислава, все его машины (уже три) были тут же куплены военным российским ведомством и заказано множество других машин.

Луцкой долгое время работал в Германии, где разработал множество двигателей и автомобилей. Не имея собственного производственного предприятия, конструктор сотрудничал с различными фирмами. Итогом работы Луцкого стало множество технических новинок, в том числе опробованных на автомобилях Mercedes. Силовые агрегаты и автомобили конструкции Луцкого были востребованы в России.

Морское ведомство заказало для своих нужд грузовик грузоподъемностью в 300 пудов. Вскоре были приобретены еще два автомобиля, построенных компанией Daimler по проекту Луцкого. В штаб Киевского военного округа поступил «для штабной службы» 4-местный легковой автомобиль конструкции Луцкого. Штампованная стальная рама, зажигание от магнето «на отрыв», Т-образная головка цилиндров, 4-цилиндровый вертикальный блок двигателя, ножной акселератор вместо ручного, поставленный перед двигателем радиатор - вот лишь небольшой перечень внедрений Бориса Луцкого

Его судьба сложилась драматично. В 1913 он выступил в Санкт-Петербурге на одном из заседаний Русского технического общества с докладом о своих работах. Затем начал переговоры с промышленниками об организации в Санкт-Петербурге завода по производству двигателей. Луцкий не переставал оставаться российским подданным. Он являлся атташе по промышленным вопросам в посольстве России в Берлине. Немецкие газеты и журналы называли его не иначе как "русский инженер", "русский изобретатель". Желание быть полезным своей родине обернулось для Луцкого трагедией.

В июле 1914-го, вскоре после возвращения в Германию его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу России. Отстреливался в своей квартире, но был схвачен. Через неделю началась Первая мировая война. Немцы пытались заставить Луцкого работать на свою военную промышленность, но он не пошел ни на какие соглашения. Его продержали всю войну в тюрьме Шпандау в Берлине и освободили   только в 1918 году после ноябрьской революции в Берлине.

 Дальнейшая биография Луцкого неизвестна. Известно лишь, что его пытались уговорить остаться в Германии, но он наотрез отказался и вернулся в Россию. Удалось восстановить лишь дату смерти - 1920 год.

P.S. Луцкой занялся конструированием самолетов в 1909-м. Уже первый его аппарат, построенный в мастерских фирмы Даймлер, отличался оригинальностью конструкции. Это был моноплан, несколько напоминавший самолет  "Антуанетт", но имел необычно большие для того времени размеры (размах крыла - 18 м, площадь - 50 м2), вес (вместе с пилотом) составлял 950 кг - вдвое тяжелее, чем другие монопланы. Чтобы поднять такой тяжелый самолет в воздух (по данным журнала  Воздухоплаватель, аппарат был рассчитан на полет с пятью пассажирами), Луцкой установил на нем не один, как обычно, а два четырехцилиндровых двигателя Даймлер D4F мощностью по 55 л.с. Они располагались в фюзеляже и приводили в движение три пропеллера - один в носовой части фюзеляжа и два по бокам, в вырезах в передней кромке крыла.  В литературе по истории авиации имеется две фотографии с подписью "первый самолет Луцкого", однако показанные на них машины так отличаются друг от друга, что сказать точно, где действительно изображен описываемый, невозможно.  В немецком справочнике Браунбека говорится, что они состоялись 9 марта 1910-го. В журнале "Flugsport" - 10 марта 1910 г.

Б.Воробьев пишет: летное испытание состоялось в 1909 г., при этом самолет достиг огромной по тому времени скорости 90 км/ ч. Пробный полет происходил в районе города Штутгарта, пилотировал Габриэль Поулэн. На машине сломался один из боковых пропеллеров, она накренилась и упала с высоты примерно 30 метров. Самолет разбился, пилот, к счастью, отделался ушибами. Через два года начались испытания нового самолета при участии фирмы Даймлер. Как и первый аппарат, новая машина отличалась оригинальностью технических решений.  В носовой части фюзеляжа располагались два мощных двигателя "Аргус" по 100 л.с. каждый. Они приводили в движение два соосных пропеллера. Причем, каждый двигатель имел независимый привод к своему винту. Такая схема не имела аналогов

По расчетам конструктора, для полета было достаточно мощности одного, переднего двигателя. Установленный сзади являлся как бы резервным и с помощью пусковой рукоятки мог запускаться пилотом из кабины в случае непредвиденной остановки первого или при необходимости резко увеличить скорость и грузоподъемность. Передний пропеллер диаметром 2,5 м был установлен непосредственно на валу первого двигателя, второй, диаметром 3 м, приводился в движение с помощью удлинительного вала и цепной передачи. Максимальное число оборотов переднего воздушного винта - 1300 об/мин, заднего - 800 об/мин.

В проекте Луцкой предусматривал возможность реверса тяги для уменьшения пробега после посадки.   Необычная машина демонстрировалась только в полете в начале 1912-го в окрестностях Берлина. Журнал "Воздухоплаватель" информировал читателей: "24 февраля днем на аэродроме в Иоганнистале, в присутствии состоявшего при особе Императора германского ген.-м. Татищева и русского агента Берендса, авиатор Гирт совершил один и с пассажиром весьма удачные пробные полеты на величайшем аэроплане в мире, построенным русским изобретателем Борисом Луцким... Аппарат развивает скорость до 150 километров в час и напоминает в полете огромную птицу. Гирт обогнал сегодня на этом аппарате все прочие участвовавшие в полетах аэропланы, казавшиеся неподвижными в сравнении с новым аппаратом". В газете "Berliner Zeitung" также содержался положительный отзыв о первых пробах двухмоторного самолета и сообщалось, что полеты происходили на высоте 60-70 м, за ними с интересом наблюдали как русские, так и немецкие военные чины.

В апреле 1912-го самолет Луцкого демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет. Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты. В 1913-м Луцкой построил новый двухместный самолет-моноплан по типу  Таубе. Аппарат имел размах крыла 13,5 м и длину 11 м. Вместо двух двигателей на нем был установлен один, мощностью 150 л.с. Этот 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения, сконструированный самим Луцким, обладал необычно малым дм своего времени удельным расходом топлива - 214 г/л.с. час. При испытаниях в Иоганнистале пилот Стиплушек развил на самолете скорость 137 км/ч и, вместо предполагаемых германским военным ведомством 15 минут для подъема на 800 м, достиг высоты 1125 м всего, 7,5 минуты. 9 октября 1913-го он совершил перелет из Иоганнисталя в Берлин и обратно с нагрузкой почти в полтонны. Для демонстрации нового самолета в России в надежде на получение заказа для русской армии Луцкой решил организовать перелет из Берлина в Петербург. Несмотря на плохие погодные условия, немецкий летчик Стиплушек в намеченный день поднялся в воздух и направился в сторону русской столицы. Отлетев от Берлина на расстояние нескольких сотен километров и уже приближаясь к границе между двумя государствами, внезапно заметил, что лопнула бензиновая трубка, подводящая топливо к двигателю. Выливавшийся на мотор бензин вспыхнул, начался пожар. Летчик не растерялся, круто спустился к земле и сумел посадить горящий самолет. Он и пассажир-механик остались живы. Самолет не спасли. По мнению В.Б.Шаврова, авария произошла не случайно - немцы не хотели допустить показа в России нового перспективного самолета и двигателя в условиях приближающейся войны. Пилот просто посадил самолет и сжёг его.

http://abvgd-auto.narod.ru/Buka/Text/Lutskoy.htm
http://www.airwar.ru/enc/law1/luckoy.html
http://autooboz.info/imena/boris-luckoj/luckij-boris-grigorevich/
Tags: Авто, Интересно
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments