Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Последний из могикан за $400 миллионов (с хвостиком)

Вот и закончилась длившаяся почти треть века эпопея. Ну как закончилась? Как говорил классик - "нас ждет вторая серия". Которая по определению будет скучна, длинна и неинтересна. В конце 70-х годов США довольно помпезно представили миру проекты двух "истребителей будущего". XF-22 (YF-22) и XF-23 (YF-23), истребители-невидимки с невиданными прежде характеристиками, формами, боевыми возможностями и прочая, прочая, прочая. Полетело это средство от комаров впервые в 90-м году и 10 лет испытывалось и дорабатывалось. Постепенно "забывались" некоторые характеристики вроде невидимости, заменяясь малозаметностью. Да и о "пятом поколении" предпочли особенно не упоминать.
http://www.mastercity.ru/attachment.php?attachmentid=77377&d=1241528191
Единственный показатель, который упорно лез вверх - это стоимость самолета. Полностью оправдав имя (Хищник). Потому как деньги жрало, что твоя акула капитализма.  Эксплуатировать их начали только в 2005, а в 2011 уже и прекратили, успев выродить в муках 187 серийных особей. Стоимость прямых затрат на программу в 67 миллиардов превратила их в самые дорогие в мире серийные самолеты - около полумиллиарда долларов за единицу (стоимость проекта плюс себестоимость производства). То есть один такой рахитик стоит дороже французского "Мистраля" или русской АПЛ.

А вот необходимое ВВС количество машин , наоборот, неуклонно снижалась. Полторы тысячи, тысяча, кто меньше?! 750? Вы, сэр!? Ваша ставка? 500?! Кто меньше?! 300, сэр?! 200?

И вот сегодня поставлена точка в истории производства самого дорогого в мире средства от комаров. Американская компания Lockheed Martin передала ВВС США последний серийный истребитель F-22 Raptor (Defense News). Церемония передачи самолета, 187-го серийного, состоялась на предприятии компании в Мариетте (точнее 2 мая 2012 года). С учетом нового истребителя, количество F-22 на вооружении американских ВВС составило 184 единицы (три уже разбили). Зато не закончились затраты. на эти монстры. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, до 2017 года Пентагон потратит более 11 миллиардов долларов на модернизацию имеющегося парка уже устаревших истребителей Raptor.

Последний F-22, бортовой №4195 перед передачей ВВС развил скорости в 1,8 и 2,2 числа Маха (соответственно в бесфорсажном режиме и с использованием форсажа). Перед передачей истребителя ВВС США на него нанесли радиопоглощающее покрытие, что неизбежно снизит скорость приблизительно на 10%.

Американские ВВС получили первый истребитель F-22 в 1997 году (более 15 лет после обнародования проекта длились испытания и доводка). В общей сложности Lockheed Martin собрала 195 таких самолетов, включая восемь прототипов. В проектировании и производстве самолета также участвовали компании Boeing и Pratt & Whitney. За все время существования истребителя были потеряны четыре самолета, включая один прототип YF-22. Последняя катастрофа произошла в ноябре 2010 года на Аляске.

На программу разработки и производства F-22 США потратили 74 миллиарда долларов. По оценке GAO USA, стоимость последних серийных самолетов превысила 400 миллионов долларов. Изначально ВВС США  заявляли о необходимости приобрести 750 F-22, однако в 1996 году Пентагон сократил объем покупки до 648 единиц, а в 2009-м - до 187 единиц.

Одной из причин сокращения объема покупки самолетов стала их растущая стоимость; в настоящее время F-22 считается самым дорогостоящим истребителем в мире.

Для примера - оценочная стоимость (не стоимость производства, затраты на единицу и не себестоимость) Т-50 для иностранных покупателей составит 100 миллионов долларов. Так это самолет и цены будущего дня, а не вчерашнего. Нынешние самолеты наших ВВС вдвое дешевле обходятся иностранцам. А себестоимость вообще раз в 15 ниже американского монстра.

P.S. ВВС США установили на истребители F-22 Raptor дополнительные угольные фильтры, усовершенствовав таким образом систему подачи дыхательной смеси в кабину пилота, сообщает Defense News. На этот шаг военные пошли для предотвращения случаев возникновения гипоксии у пилотов таких самолетов. Кроме того, теперь все пилоты F-22 обязаны носить пульсовые оксиметры, осуществляющие контроль за насыщаемостью крови кислородом. Последняя мера призвана увеличить точность определения гипоксии у летчиков во время полета. Модернизации системы подачи дыхательной смеси была проведена сразу после того, как истребителям F-22 разрешили подняться в воздух в сентябре 2011 года после пяти месяцев приостановки полетов. Причиной приостановки полетов стала катастрофа F-22 в ноябре 2010 года, произошедшей, как считалось, из-за того, что пилот самолета почувствовал удушье.

U.S. Air Force Receives Final Raptor - Defense News
http://lenta.ru/news/2012/01/16/coal/
http://lenta.ru/news/2012/05/03/raptor/
DoD Tester: Toxins Suspected in 2011 Raptor Grounding - Defense News

Tags: ВВС
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments