Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

"Стефановский и с ним ещё один человек"

Решение о формировании авиаполков из летчиков-испытателей принимал лично Сталин при личной же встрече с ведущими испытателями в Кремле. На базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности создали шесть авиационных полков - два истребительных на МиГ-3, один штурмовой на Ил-2, два бомбардировочных на пикирующих Пе-2 и один дальнебомбардировочный на ТБ-7 (Пе-8). Командиры частей - С. П. Супрун, Н. И. Малышев, А. И. Кабанов, В. И. Жданов, В. И. Лебедев Стефановский. Впоследствии из летчиков-испытателей была образована разведывательная авиационная эскадрилья, летавшая на МиГ-3 и Пе-2. Ее прикрывало такое же подразделение на ЛаГГ-3.
Петр Михайлович только на фотографии выглядит скромно. На фото ниже - "его истинное лицо".

Первое его знакомство с Яковлевым состоялось, когда щуплый мужичонка начал наскакивать на него с криком "Не трогайте мой самолет! Да куда ты его покатил, бугай!?" (Стефановский после полета на УТИ-1 не стал ждать техников, а поднял его за хвост и покатил).

В его продатестате было написано просто - "Стефановский и с ним ещё один человек" - уж больно здоровый дядя.

Лично испытал более трёхсот моделей самолётов.



Приказ гласил: полкам вылететь в пункты назначения 30 июня 1941 года в 17 часов. Всего 8 дней после начала войны потребовалось на всё. Приказы Сталина выполнялись мгновенно.

"Отказал, кажется, намертво отказал, дьявол крупнокалиберный. И сам, как черт, кручусь вокруг пулемета, подгоняю оружейников. Надо же - полк ушел в бой без командира. Что подумают ребята? Приказ предельно ясен - всем полком штурмовать вражескую переправу на Западный Двине. Полком... Без командира-то! Пулемет, это грозное оружие, сейчас куча железяк с прорезями, отверстиями и стволом, ни дать ни взять - кусок водопроводной трубы.
Где же заело? Или сломалось? Оружейники суетятся, крутят тут, там, а толку ни на грош.
- Заменяйте новым, - сердито приказываю им и иду в штаб.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/49/Zveno-SPB.jpg
Жди теперь "пикантных" вопросиков и от подчиненных (так, между дел) и от вышестоящего командования. Чего доброго, вышестоящие начальники прознают еще и про Григория Бахчиванджи. Приказ - вылетать всем полком, а я оставил его на аэродроме с самолетом, про запас...
Григорию, недовольному, что не пустили в бой, накрепко приказал: хорошенько замаскируй машину и сиди в кабине, жди зеленой ракеты. Потом действуй по обстоятельствам, не маленький.
Задумка была такая. Вернутся наши с боевого задания, а тут, неровен час, фашист налетит. Как раз Бахчиванджи и пригодится. Нечто вроде засады.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/MiG-3_at_Mochishche.jpgМиГ-3, на котором воевал наш герой, обладал слабым вооружением и неостаточной маневренностью на малых и средних высотах. Стефановский сумел убедить Сталина перевести два полка  испытателей, летавших на них - в оборону Западного сектора ПВО Москвы и как перехватчики они показали себя непревзойденными.

Не прошло и десяти минут после вылета на задание наших самолетов, как над аэродромом появился До-215. Даю условленный сигнал - ракету.
Моментально сброшена маскировка, взревел мотор, и "миг" Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Советский истребитель заходит фашисту в хвост, все меньше и меньше расстояние между ними. Метров с пятидесяти Григорий открывает огонь из всех пулеметов. Вражеский бомбардировщик, объятый пламенем, падает на окраине аэродрома.
Наблюдавшие столь скоротечный бой техники и штабисты бурно рукоплещут победителю, слышится многоголосое "ура".
http://airaces.narod.ru/all0/stefanv1.jpg
Однако почему Бахчиванджи не заходит на посадку? Он делает боевой разворот, форсирует режим мотора. Оказывается, в воздухе находится еще один "дорнье". Заметив рухнувшего собрата, он откровенно удирает от советского истребителя. "Миг" настигает его и открывает огонь. Из правого мотора вражеской машины вырывается густой черный дым.
- И этому капут! - восторженно кричим мы.

Радость как рукой сняло. Даже с земли видно - винт "мига" остановился. Сейчас штопор и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолет с неработающим мотором заходит на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это "миг"-то планирует? Да, планирует и классически садится. Все, кто находился на аэродроме, бегут к самолету. Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика. Подбегая, спрашиваю:
- Ранен?
- Кажется, нет. Шею вот нестерпимо жжет. Быстро разматываем белое шелковое кашне, продырявленное пулей. На шее - ожог.
Хлопцы сжимают в дружеских объятиях счастливого героя - не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать две блестящие победы.

Осматриваем самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями. Действительно, посадить такую "мертвую" машину был способен только испытатель.
Теперь у нас остался в засаде лишь один исправный самолет - мой. Иду к нему. Оружейники заканчивают установку нового крупнокалиберного пулемета. - Воздух! Воздух! - послышались возгласы. С севера к аэродрому шел "дорнье". Техник самолета Н. В. Сурьянинов и техник завода А. В. Фуфурин поняли меня без слов - помогают надеть парашют, подсаживают в кабину. Оружейники подсоединяют последние тяги. Надо было бы проверить пулемет, да некогда.

Набираю на форсаже высоту, напряженно слежу за вражеской машиной, прикидываю наиболее выгодные варианты атаки. Решаю: самая лучшая - скоростная, на пересекающихся курсах. Бой Бахчиванджи укрепляет принятое решение. Конечно, точность стрельбы в данном случае как у истребителя, так и у бомбардировщика снижается, зато намного увеличивается безопасность атакующего.
http://airaces.narod.ru/all0/stefanv4.jpg
Поднялся на тысячу метров выше "дорнье". Нахожусь на линии его крыла, справа сверху. Не убирая сектора газа, перевожу истребитель в пикирование прямо на самолет противника. Открываю огонь по его стрелку.
Проскочил над фюзеляжем. Делаю правый боевой разворот и оказываюсь опять выше вражеской машины на полторы тысячи метров. Выполняю ранверсман, и мой "миг" вертикально пикирует в спину врагу. Увлекшись стрельбой на отвесном пикировании, едва успеваю проскочить между крылом и стабилизатором бомбардировщика.

Выйдя со значительной перегрузкой из пикирования, перевожу истребитель в набор высоты. Тут же замечаю - правый мотор "дорнье" выбрасывает густые черные клубы дыма. Пулемет неприятельского стрелка умолк. Больше опасаться его не приходится. Поэтому следующую атаку провожу сзади снизу. Рули глубины фашистской машины теперь превращаются в каркас из нервюр и лонжеронов с болтающейся рванью обшивки.
И все-таки самолет врага, изрешеченный пулями, с раненым или убитым стрелком, раздетыми рулями, продолжает на одном моторе тянуть со снижением к линии фронта.
Во время очередного захода у меня враз замолкли пулеметы, хотя патроны еще оставались. Разгоряченный боем, я готов был пойти на таран. И тут мелькнула мысль - подавить фашиста морально.

Он все больше теряет высоту, но тянет. Вполне может уйти. А стрелять мне не из чего. Зайдя спереди, перевожу свою машину в пологое пикирование на встречных курсах. Ближе! Ближе! Ну же, фриц, ныряй вниз, ну! Не ныряет. Предельно затянув пикирование, выхожу из него в нескольких метрах от вражеского самолета, вижу бледное, скованное ужасом лицо фашистского летчика. Боясь столкновения, он инстинктивно отжал ручку от себя. Ага, пробрало! Повторяю еще раз рискованную атаку, подвожу "миг" еще ближе к "дорнье", как борец на ковре, пытаюсь дожать его к земле.
При выходе из пикирования почувствовал резкий толчок. Бросил взгляд вниз. Наконец-то доконал: грохнулся фашист в лес, взорвался.
http://testpilot.ru/memo/30/img/preman.jpgКак несложно догадаться - Стефановский справа.

Тяжело досталась мне первая победа. До аэродрома еле дотянул. Температура воды и масла давно перешагнула верхнюю границу. Возвращался на самом минимальном режиме работы мотора.
Наконец посадка. Кругом - радостные лица. Инженер-полковник И. Г. Лазарев докладывает:
- Только что сообщили по телефону - наземные войска подтверждают, что нашим "мигом" сбит немецкий бомбардировщик "Дорнье-215" возле озера Себежского.
Итак, первая личная победа подтверждена войсками... А инженер продолжает:
- Когда вы пикировали на бомбардировщика, проскочили мимо него вниз, мы, признаться, подумали - рано отвоевался наш командир... Но раз уцелели - значит, вам предстоит длинная боевая жизнь.
http://www.opoccuu.com/201111-03.jpgЛетающий авианосец. И на чём только он летал!

Слова бывалого воина, видавшего воздушные сражения еще в небе республиканской Испании, оказались вещими. Не раз впоследствии приходилось мне схватываться в жестоких боях с врагом, зачастую имевшим численное превосходство, но всегда эти бои оканчивались поражением противника. Кстати, за все время непосредственной боевой работы фашистам лишь один раз удалось повредить мой самолет. Единственная пуля угодила тогда в самый конец консоли правого крыла.

Не только мы с Бахчиванджи были "именинниками" в тот день. Полк хорошо проштурмовал вражескую переправу. Майор К. А. Груздев, капитан Н. П. Баулин и старший лейтенант М. С. Чуносов сбили по "юнкерсу", майор А. В. Плетюхин и старший лейтенант К. С. Шадрин - Хе-126, старший лейтенант Л. Д. Ампилогов - связной самолет Физилер Шторх "аист". За первые три дня боевых действий 402 иап уничтожил двенадцать немецких самолетов."

"Сотка" - будущий Пе-2. Сверху первый экземпляр, снизу второй. Его продвижение "в жизнь" стоило Стефановскому много крови.

К слову, ниже фото ВИТ-2. О котором испытывавший его Стефановский был очень высокого мнения. С горечью он писал: " По непонятным причинам в серию не пошёл". Не слишком сложно догадаться, кто был причиной.
http://www.airwar.ru/image/idop/aww2/vit2/vit2-2.jpgИз отчета госиспытаний: "...Самолет ВИТ-2 в отношении скоростей имеет бесспорные преимущества перед всеми существующими серийными и опытными самолетами". Он летал со скоростью более 500 км/час, набирал высоту со скоростью 850м/мин. То есть обладал скоростями истребителей тех лет и мог серийно выпускаться с 1939 года. А если бы его не тормозили - то с начала 1938-го.

Впрочем, о Стефановском и его "детках" можно писать и писать...  Самое удивительное, что таких  настоящих героев в истории России-СССР множество. Кожедуб и Галлай, Гарнаев и Голубев, Сафонов и Супрун. И это только "сталинские соколоы", причем - далеко не все.

Цитаты по книге  П.М.Стефановского «Триста неизвестных». Фото открытых источников. Рейтинг блогов
Tags: ВВС
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments