Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Львовские бронеавтомобили польской армии 1918-1920

Согласно официальной версии, когда в ноябре 1918 года во Львове начались боевые действия, то профессор Энтони Марковский предложил Коменданту школы Сенкевича, капитану М.Борусе-Спечовичу (M. Borucie-Spiechowiczowi) идею использовать бронированную машину для уличных боев с войсками Западной Украинской Народной Республики (ЗУНР). Идея была поддержана и профессор Марковский за несколько дней разработал проект бронеавтомобиля на шасси грузовика и воплотил его в металле. 8 ноября 1918 года бронеавтомобиль был уже готов.
 Samochоd pancerny "Kresowiec"

Он получил название "Танк Пилсудского", иногда его называли "Юзеф Пилсудский". Однако быстрота разработки проекта и создания готового образца наталкивают на мысль о том, что создание бронеавтомобиля началось гораздо раньше. И либо его авторами и строителями действительно являются поляки, которые заранее готовились к восстанию во Львове, либо поляки использовали опытный образец, создававшийся для армии Австро-Венгрии.
   Командиром бронеавтомобиля стал подпоручик Эдвард Сас-Свистелинский (Edward Sas-Swistelnicki), механики-водители - Евгениус Бернаски (Eugeniusz Bernacki) и Владислав Кубала (Wladyslaw Kubala). Пулеметчики - Мечислав Кретович (Mieczys?aw Kretowicz), Эдвард Кустанович (Edward Kustanowicz), Бронислав Низиол (Bronislaw Niziol), Стефан Замбелли (Stefan Zambelli). Помимо польского орла, бронеавтомобиль был украшен государственным флагом САСШ, символизируя поддержку поляков со стороны американцев.
  
    []
   9 ноября 1918 бронеавтомобиль вступил в бой во Львове, на улице Мицкевича, поддерживая отряд пехоты под командованием поручика Шлейена (Schleyen), во время атаки на Сад Иезуитов (Ogrоd Jezuicki) в котором оборонялись украинцы. Украинские солдаты, знали о "Танке Пилсудского" (что указывает на то, что бронеавтомобиль был построен задолго до восстания во Львове!), поэтому вырыли на улице канаву и создали баррикаду из перевернутого мебельного фургона. Баррикада задержала продвижение бронеавтомобиля по улице и вынудила остановиться. Засевшие за баррикадой украинцы открыли сильный огонь по полякам. Поскольку из 4 пулеметов броневика в данной ситуации мог действовать только один, командир бронеавтомобиля вывел его из боя.
   В следующий раз машина отметилась в боевых действиях 22 ноября 1918 года на площади Краковской.
  
    []
  
   Дальнейшая судьба бронеавтомобиля до сих пор точно не известна. Вероятнее всего вместе с бронеавтомобилем "Кресовец" он входил с состав львовского бронеавтомобильного взвода ("Zwiаzek Aut Pancernych").
   ТТХ бронеавтомобиля "Танк Пилсудского":
   Вес: около 5 т
   Экипаж: 7-8 т
   Длина: 6,20 м
   Высота: 2,20 м
   Ширина:? м
   Вооружение: 4 пулемета Максим wz.08
  
   Бронеавтомобиль ограничник". (Samochоd pancerny "Kresowiec")
  
   []
   Создателем бронеавтомобиля является профессор-инженер "Львовской Политехники" Вильгельм Александр Лутцка-Бирка. (Wilhelm Aleksander Lutzke - Birk), исполнявший обязонности Комменданта Технической Обороны Львова (Warsztatоw Technicznych Obrony Lwowa) и инженер Витольд Аулих (Witold Aulich). В качестве шасси был выбран трехколесный мотоплуг "Прага". Бронирование шасси осуществлялось в железнодорожной мастерской на улице Полнеж (Polnej), дом 53. Мотоплуг "Прага" с 1914 года изготавливался пражской фирмой "Erste Bohmismahrische Maschinenfabrik" и предназначался для механизации сельскохозяйственных работ.
   Автомобиль был назван "Кресовец" (Пограничник). Работы по его изготовлению были завершены в мае 1919 года. Вместе с "Танком Пилсудского" он входил в состав бронеавтовзвода Львова. По словам его создателя профессора-инженера Лутцка-Бирка "бронеавтомобиль принимал активное участие в боях в Поджеуйском Саду (Ogrodzie Pojezuickim). Дальнейшие сведения о его участии в боях за Львов и его дальнейшей судьбе отсутствуют.
  
    []
   Корпус был изготовлен из листового железа толщиной 10 мм (на верхнем фото БА без бронекорпуса - только шасси). Вооружение бронеавтомобиля состояло из пулеметов. Один из пулеметов был установлен в задней стенке корпуса автомобиля, еще два пулемета в бортовых спонсонах. Это позволяло вести круговой огонь. В верхней части автомобиля была установлена командирская башенка для наблюдения за полем боя. Бронеавтомобиль был оснащен 4-х цилиндровым двигателем водяного охлаждения мощностью 32 лошадиных силы. Однодисковое сухое сцепление, коробка передач с двумя скоростями вперед. Управление осуществлялось поворотом заднего колеса - передние колеса были неповоротными.
   ТТХ бронеавтомобиля "Кресовец"
   Вес: 7-8 тонн
   Экипаж: 4-5 человек
   Длина: 7,00 м
   Высота: 3,16 м
   Ширина: 2,86 м
   Вооружение: 3 пулемета Максим wz.08
   Броня: 10 мм
  
   Бронеавтомобиль "Буковский" (Samochоd pancerny "Bukowski")
  
    []
  
   Автомобиль был создан во Львове летом 1920 года, в авторемонтной мастерской на улице Яновского (Janowskiej), по инициативе полковника Чеслава Манчинского (Cz. Mаczynski), строительство импровизированные бронированные автомобили. Работами по созданию автомобиля руководили майор-инженер Кохманн-Флорианский (mjr. inz. WM Kohmann - Floryanski), майор Оссориа-Буковский (W. Ossoria - Bukowski) - начальник автомобильной службы львовского гарнизона. В качестве шасси был использован грузовик "Паккард", грузоподъемностью 3 тонны. Установкой самодельного бронирования занимались старшие военные мастера - сержанты Юзеф Кузилка и Юлиан Лесков (Jоzef Kuzilka, Julian Leskow). Работы по созданию бронеавтомобиля были завершены в июле 1920 года. Машина была названа "Буковский" честь начальника автомобильной службы. Бронирование было изготовлено из немецких окопных бронещитов, применявшихся пехотой для защиты стрелков в окопах.
  
    []
   Немецкий пехотинец с бронещитом образца 1916 года.
  
   14 августа 1920 года бронеавтомобиль "Буковский" под командованием поручика Крыжинского (Kruszynski) вошел в состав сил, защищавших город Львов от армии Буденного.
   Бронеавтомобиль принял участие в следующих боях:
   - 19 августа 1920 г. он воевал в районе Буска (Busk), вместе с 6-й пехотной дивизией,
   - 20-21 августа 1920 года воевал в районе Задворже (Zadwоrze),
   - 23 августа, получил повреждения в бою за Пикуловицу и Барскозовицу (Pikulowice и Barszczowice),
   Поврежденный автомобиль был эвакуирован во Львов. В 1921 году, после прекращения боевых действий, автомобиль входил состав в 6-го дивизиона бронеавтомобилей, расквартированных во Львове. Дальнейшая его судьба неизвестна.
    []
   Автомобиль бронировался бронепластинами толщиной 3-9 мм. На бронеавтомобиле был 4-х цилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 5725 см3 и мощностью 32-33 л.с. Привод на задние колеса через цепную передачу. 5-ти скоростная коробка передач, 4 передачи вперед, 1 назад. Размер колеса с шиной 36 х 5 дюймов. Колесная база 3,96 м.
   ТТХ бронеавтомобиля "Буковский":
   Вес: около 7 тонн.
   Экипаж: 6 человек
   Длина: 6,45 м
   Высота: 2,00 м
   Ширина: 2,72 м
   Вооружение: 4 пулемета
   Удельная мощность: 4,7 л.с. / т
   Максимальная скорость: 30 км / ч
  
   Бронеавтомобиль "Львовская детка" (Samochоd pancerny "Lwowskie dziecko")
  
    []
   Фотография с праздничной церемонии по случаю ввода бронеавтомобиля в строй.
  
   В августе 1920 года, в авторемонтной мастерской на улице Яновского (Janowskiej), после создания бронеавтомобиля "Буковский", были начаты работы по созданию следующего бронеавтомобиля. Работы проводили те же старшие военные мастера - сержанты Юзеф Кузилка и Юлиан Лесков (Jоzef Kuzilka, Julian Leskow). В качестве шасси был снова использован 3-х тонный грузовик "Паккард". При бронировании так же использовались немецкие окопные бронещиты. Однако в силу отсутствия угрозы непосредственно Львову, работы велись без спешки, что позволило создать автомобиль более сложной и лучшей конструкции. Бронеплиты были установлены под углом. В верхней части корпуса была установлена поворотная башня с 37-мм французским орудием. Пулеметы устанавливались спереди и сзади. По бортам были предусмотрены амбразуры для ведения бортового огня.
   Работы были завершены в сентябре 1920 года. 19 сентября 1920 года состоялась праздничная церемония посвященная вводу бронеавтомобиля в строй. На церемонии присутствовал полковник Манчинский (Mаczynski), полковник Генерального Штаба Марианский (Marianski), подполковник Богуский (Boguski)., На церемонии бронеавтомобилю было присвоено название "Львовская детка". Церемония освещалась корреспондентами из газеты "Курьер Львова". По ее окончании у памятника Мицкевичу состоялся парад, в котором участвовали бронеавтомобили "Буковский" и "Львовская детка". В 1921 году, после прекращения боевых действий, автомобиль входил состав в 6-го дивизиона бронеавтомобилей, расквартированных во Львове. Дальнейшая его судьба неизвестна.
  
    []
   Автомобиль бронировался бронепластинами толщиной 3-9 мм. Вооружение состояло из двух пулеметов (были предусмотрены места для 4 пулеметов) и 37-мм пушки в башне. На бронеавтомобиле был 4-х цилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 5725 см3 и мощностью 32-33 л.с. Привод на задние колеса через цепную передачу. 5-ти скоростная коробка передач, 4 передачи вперед, 1 назад. Размер колеса с шиной 36 х 5 дюймов. Колесная база 3,96 м.
   ТТХ бронеавтомобиля "Львовская детка"
   Вес: 7 тонн
   Экипаж: 6-8 человек
   Длина: 6,20 м
   Высота: 3,00 м
   Ширина: 2,00 м
   Вооружение: 2-4 пулемета Максим wz.08, 37-мм пушка
   Броня: 3-9 мм
   Максимальная скорость - до 30 км / ч
   Удельная мощность - около 4,7 л.с. / т
  
В статье использованы материалы сайта: http://www.weu1918-1939.pl/pancerne/dowodztwo_pancerne.html
Tags: Гражданская война, Львов, Первая мировая, Польша
Subscribe

  • Банды Парижа и богема Нью-Йорка: на снимках 80-х

    В парижской Galerie Miranda открылась выставка «Бунтари и денди. Филипп Шансель и Гэри Грин», кураторы которой увидели парадоксальные сближения на…

  • Фиолент на Пасху

    За полтора месяца московского изгнания я здорово изголодался по родному Севастополю и Фиоленту - все время тянет куда-то идти. Сегодня пошел на самый…

  • Гражданская война США в цветных фотографиях

    12 апреля отмечается еще одна круглая дата - 160 лет назад, в 1861 году, прозвучали первые выстрелы самой ожесточенной и кровопролитной войны из…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments