Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Броня крепка и танки наши

Во время боевых действий уничтожение мостов - привычное для воюющих сторон дело, ведь это не позволяет противнику пересечь реку с тяжелой техникой. Но, поскольку боевые действия без тяжелой техники давно уже невозможны, на случай вынужденной переправы ее приходилось "учить плавать".

Угадайте, что за чудо - ЗСУ-57-2 с ПСТ

В 1951 году в Союзе начались работы по созданию навесных индивидуальных плавсредств для танков. Первые образцы для танка Т-54 были изготовлены в 1952 году и тогда же прошли испытания на реке Ока. В 1953-54 гг были проведены предварительные морские испытания. В 1957 плавсредство было принято на вооружение под обозначением ПСТ-54. Таких средств в мотострелковой дивизии, по штату, должно было быть до 187 единиц (по количеству танков). Производство велось на Навашинском заводе №342, а дооборудование танков на Харьковском заводе №75. Т-54 приспособленный для использования плавсредств получил заводской индекс "объект 485".

Т-54 с комплектом плавсредств ПСТ-54. 1952 год

Параллельно велись работы по созданию плавсредств для танка Т-55 и ЗСУ-57-2 (имели обозначения, соответственно, ПСТ-55 (проект К-4183) и ПСТ. Доработанная ЗСУ-57-2 получила индекс "объект 510"). В 1959 году заводами №342 и №174 были проведены работы по унификации плавсредств. В 1960 году усовершенствованное плавсредство под обозначением ПСТ-У (универсальное) было принято на вооружение СА.

Т-54Б с плавсредствами ПСТ-У

Комплект ПСТ-У состоял из пяти стальных понтонов (двух основных бортовых, двух откидных бортовых и кормового), заполненных пенопластом. Общая масса плавсредства составляла 10 тонн. Запас плавучесть с танком Т-54 был равен 40%. Движение на плаву осуществлялось при помощи двух гребных винтов с отбором мощности от ведущих колес танка. Максимальная скорость танка с плавсредством на суше составляла 19 км/ч, на плаву - 12 км/ч. Допускалась буксировка со скоростью до 15 км/ч. Плавсредство имело топливные баки емкостью 500 литров, которые обеспечивали дальность 60-80 км (топливо из баков танка при этом не расходовалось).

Т-54Б с плавсредствами ПСТ-У


Т-55 с плавсредствами на испытаниях


Преодоление водных преград могло производиться при волнении до 5 баллов. Стрельба из пушки - до 1,5 баллов (для ЗСУ-57-2 - стрельба по зенитным целям при волнении до 2 баллов). Вместе с танком допускалась перевозка десанта с личным оружием до 25 человек (для ЗСУ-57-2 - до 40 человек), при нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушки запрещалась. Навешивание плавсредства на танк производилось силами экипажа за 35 минут, сброс осуществлялся мгновенно, без выхода экипажа из машины. Плавсредство ПСТ-54 перевозилось на четырех автомобилях типа ЗИС-151

Испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ на Черном море

В 1962 году прошли испытания облегченного плавсредства ПС-1 для танка Т-55 и танкового тягача БТС-2. Масса ПС-1 составляла 5,5 тонн (понтоны не стальные, а из алюминиевого сплава), максимальные скорости движения тягача БТС-2 с плавсредством: на плаву вперед - 13,7 км/ч, назад - 8 км/ч, на плаву за буксиром - до 19 км/ч, по грунтовой дороге - 25 км/ч. Запас хода с учетом дополнительных топливных баков - до 100 км.
Плавсредство транспортировалось двумя автомобилями ЗИЛ-157В.

Тягач БТС-2 с плавсредством ПС-1

Испытания показали, что по мореходным качествам ПС-1 превосходит ПСТ-54 и ПСТ-У. В 1965 году, после доработки, плавсредство под обозначением ПСТ-63 было принято на вооружение.
В дальнейшем проводились работы по усовершенствованию плавсредств, которые привели к появлению модификаций ПСТ-63М и ПСТ-64 для танков Т-55 и Т-62.


Т-55 с ПСТ-63

Не обошли вниманием и тяжелые танки. В 1955-57 гг. в ЦКБ-50 велась разработка подобного плавсредства проекта 755 для танка Т-10. На заводе «Красное Сормово» в Горьком для проведения испытаний было построено три опытных плавсредства проекта 755.

Т-10 с плавсредством проекта 755. Фото ужасного качества, увы

С конца 1950-х годов параллельно с водоизмещающими десантно-высадочными средствами началось проектирование быстроходных десантных плавсредств на подводных крыльях. С 1958 года ЦКБ по СПК и СКВ Навашинского судостроительного завода разрабатывало скоростное танко-десантное плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями. Комплект плавсредства состоял из двух катеров водоизмещением по 12т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 уз. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Каждый катер-понтон имел собственный 1000-сильный двигатель. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта. Опытный комплекс плавсредств создан в 1961 году.


В 1967-68 гг. прошли испытания два головных образца и начато серийное производство плавсредств. Ими были оснащены два батальона - по одному на Балтике и Черном море.
Т-55 с плавсредством на подводных крыльях




Плавсредство проекта 80. Качество фото, опять же, не блещет

P.S. Cоветская военная мысль ошеломляет. Конструкторы создавали шедевры, которых на Западе и сегодня не могут повторить. Жаль, что экономически всё это было нереально. Посудите сами, сколько автомашин и металла, сколько трудозатрат на каждый танк. Но как представлю себе танковый полк, автономно форсирующий реку и тут же, не выходя из танков, сбрасывающий понтоны и идущий в бой - это круто. Хотя теперь уже никому и это, и многое другое, не нужно - прорыв к Па де Кале неактуален. И всй равно жаль.Рейтинг блогов
Tags: Танки
Subscribe

  • Всепланетное нашествие деревни

    Еще недавно в социальных науках считалось хорошим тоном утверждать, что глобализация создала мир без границ, в котором государства стремительно…

  • Русский медведь не проснулся, но глаз приоткрыл

    В прошлом месяце Госдеп США объявил о решении расширить санкции против "Северного потока-2". В Кремле приняли американские намерения к сведению и…

  • Крыса прыгнет!

    "Ещё немного— и от либерального мифа не останется и следа", уверен глубоко уважаемый мною (правда) Андрей Фефелов. Не хочу с ним спорить,…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments