Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Босфор - коровий брод преткновения

Имя проливу  дали греки. Босфор означает   «коровий брод». Только бродила там не простая корова. Чтобы спасти свою возлюбленную Ио от ревности жены, греческий громовержец превратил её в белоснежную корову. Спасаясь от слепней, Ио бросилась в воды, которые теперь и называют Босфором.

По данным Управления энергетической информации США, пролив является "одним из самых оживленных узких мест в мире" и "одним из самых сложных водных путей с точки зрения навигации". Аварийность здесь высока: 6 на 1 млн. транзитных миль против 3-х в Суэцком канале или 0,2 на Миссисипи.  Что не удивительно. Сейчас в день в среднем проливами  пользуются 136 судов, из них 27 – танкеры. Интенсивность движения превосходит Панамский канал в четыре раза, Суэцкий - в три раза. Добавьте к этому, что при прохождении танкеров и прочих опасных транспортов, встречное движение прекращается. Плюс ежедневные перевозки более 2-х млн. человек паромами с одного берега на другой, яхты, прогулочные суда...

1994 год трагедия в проливе Босфор. Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью.  Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море. Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.

Для Украины Босфор действительно стал узким местом. Без гарантированного пропуска газовозов строить терминал по приему сжиженного газа бессмысленно. А туркам нет смысла разрешать беспошлинный проход подобных судов, повышая риск аварий посреди 12-миллионного Стамбула (2 млн. живут прямо на берегах пролива). Им интереснее самим строить терминалы и проводить трубопроводы по своей территории. Да и претензии Украины на какие-то особые отношения раздражают Анкару (Киев выражал возмущение тем, что Турция дала разрешение на прокладку "Южного потока" в своих водах без консультаций с Украиной, ссылаясь именно на "особые отношения"). Как бы то ни было, Украина туркам не интересна - деньги они зарабатывают с Россией. Только русская нефть занимает 17% объемов транзита через проливы.
http://ic.pics.livejournal.com/crustgroup/21152339/153337/153337_original.jpg
Самое же печальное, что достигнут максимум объемов транзита. Сегодня стоимость транзита через проливы от 4 до 8 долл. за тонну по сравнению с 40 долл. через Самсун-Джейхан, что и делает этот путь привлекательным. Каналы же в любом случае не справятся с увеличением мощности КТК /нефтепровод Тенгиз — Новороссийск/ до 67 млн. т. в год.  А КТК в отличие от мечтаний Украины о сжиженном газе - это реальный поставщик, способный обеспечить нефтью и проливы, и обводные трубопроводы.

И последнее - почему рискован проход через проливы грузов с твердым графиком доставки (а для работы LNG-терминала это обязательное условие). Достижение пикового значения проходящих по проливам судов увеличивает риск простоев и срыва графиков поставок. К чему это приводит, можно посмотреть на  примере "Транснефти",  фрахтующей танкеры идущие через проливы.

По данным АК "Транснефть", в настоящее время через проливы перевозится около 150 млн. т. нефти и около 105 млн. т. и нефтепродуктов.    Выше нынешнего  уровня "демередж" (сумма, уплачиваемая перевозчику или фрахтователю за сверхнормативный простой судна под погрузкой или разгрузкой) становится слишком велик.

Перспектива транспортировки нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Ежегодно через проливы проходят около 50 тысяч судов,  перевозится более 150 млн баррелей нефти, 4 млн. тонн сжиженного газа и 3 млн. тонн химических веществ.

В эту реальность планы Украины не вписываются. Что подтверждают недавние жалобы Азарова, в корне противоречащие прошлогодним заявлениям украинских политиков о том, что Турция согласна (на словах) пропускать 8 газовозов в сутки.

На встрече со специальным представителем государственного департамента США по энергетическим вопросам Карлосом Паскуалем премьер-министр  Азаров заявил, что  у Украины возникли "неожиданные" проблемы в ходе переговоров с Турцией по вопросу транзита через Босфор танкеров со сжиженным газом. По словам премьера, в связи с тем что Турция "не очень охотно" рассматривает этот вопрос, Киев начал "прорабатывать различные варианты", в частности строительство завода со стороны Средиземного моря в Турции.

Это еще один бред. Турция собирается строить свои терминалы, а Украина желает присоединиться. Непонятно чем. Денег на это нет, а туркам даже деньги не нужны - своих достаточно. В отличие от Украины и ЕС, там кризиса нет. Как и в России и прочих странах ТС, с которыми Турция охотно сотрудничает - ведь именно оттуда идут огромные и - главное - гарантированные деньги в виде нефти и газа.

И это только одна проблема из множества.

Рейтинг блогов
Tags: Газ, Нефть, Турция
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments