Федеральные власти любят сравнивать уровень субсидирования субъектов СКФО с куда более дотационными регионами Дальнего Востока, но жители ставропольских Георгиевска или Буденновска сравнивают свою жизнь не с жизнью в Уэлене или Тикси. На расстоянии в 100 километров от них находятся города и села Чечни и Ингушетии, где строятся школы, кладется асфальт, проводится капитальный ремонт домов и строятся новые. И пусть в этих республиках бесконтрольный доступ к бюджетам и дутые зарплаты — удел избранных, но именно эти «избранные» и их поруыченцы приезжают в Ставропольский край, подкупают чиновников и полицию.
На городском форуме Ставрополя 1777.ru тема с говорящим названием «Привилегированные кавказцы или продажность власти» за 1,5 года набрала 333 страницы. Притчей во языцех стало поведение на дорогах края машин 95-го региона с буквами КРА на номерах («Кадыров Рамзан Ахмадович», номер для особо приближенных к главе Чечни), а на совете атаманов у губернатора возмущались в том числе 100-балльными сертификатами ЕГЭ у ингушских и чеченских студентов, на практике едва владеющих русским. Владелец хорошего авто с двигателем в 220 "лошадок" заплатит в Ставрополье 8800 рублей транспортного налога, а в Грозном — лишь 1540 рублей. Это самый низкий показатель по стране, но то же самое можно сказать про другие налоги и коммунальные тарифы.
На следующий день после того, как в Ставрополе 7 февраля был ранен казак Максим Спасибов, в регион прибыл премьер Медведев, проводивший в Черкесске заседание по развитию СКФО. На заседании с участием премьера, практически не освещенном федеральными СМИ, речь шла об экономическом развитии региона, но о ситуации в Ставрополье в контексте заседания не было сказано ни слова. Медведев отменил ожидаемый визит на птицефабрику Пятигорска, зато уделил время Рамзану Кадырову, попросившего ради развития сельского хозяйства пару миллиардов рублей на разминирование чеченских полей.
В этих условиях Ставропольский край, предоставленный сам себе, медленно, но верно дрейфует в сторону громких протестных акций и вероятно уже совсем не бытовых межнациональных конфликтов. Учитывая, что здесь, как и в среднем по России, 80% русского населения, межнациональный взрыв сметет остальные 20% мгновенно и надолго накалит обстановку в регионе. Перспектива скорой Олимпиады в Сочи вынудит Москву максимально «закрутить гайки» в Ставрополье, но регион едва ли удастся удерживать в подобном состоянии долгое время.
В ближайшее время краевые власти, видимо, попытаются сделать максимум возможного, чтобы удержать в повиновении хотя бы казачье движение. Ведь диалог с русским национал-языческим, априори оппозиционным сообществом выстроить для чиновников куда труднее. Но даже с казаками им будет непросто: нынешние казачьи лидеры еще до вступления в государственный реестр неплохо и безо всяких чиновников решали проблемы в тогда и вовсе приграничном, соседствовавшем с независимой Ичкерией крае. Можно вспомнить перекрытие трассы «Кавказ» и железной дороги в Минводах, массовые выезды на выручку станичникам в затеречные районы Чечни.
В случае по-настоящему острого и масштабного конфликта демагогия власти и очередные обещания, в том числе и с федерального уровня, вряд ли смогут удержать активную часть краевого населения от подобных акций. В этом случае ситуация будет развиваться по общекавказскому сценарию: оружие в каждом доме, ножи в карманах, советы старейшин или атаманов, сцены в духе «Кавказской пленницы»: «Мы пришли, чтобы судить тебя по закону гор. За то, что ты опозорил наш род, ты умрешь как подлый шакал». Собственно говоря, так и жили на Кавказе веками. Вот только реакции властей, если действительно дойдет до этого, спрашивать уже никто не будет.
Фактически, если смотреть правде в глаза, надо возвращаться во времена генерала Ермолова - Кавказ понимает и уважает только силу.
Использован материал http://lenta.ru/articles/2013/02/19/skrai/ Дмитрий Ковалев


Journal information