Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

О тормозах

Этого человека в лицо мало кто знает. И не смейтесь над его званием - никаких шуток. Тогда это было очень серьёзная и почётная должность.

На фото - изобретатель и конструктор, лауреат Сталинской премии, генерал-директор тяги 3-го ранга И.К. Матросов в тормозной лаборатории.

До революции работал слесарем, затем машинистом поезда в депо Рыбинск (1905—1916). Тогда, очевидно, и заболел поездами. После того как закончил профильное училище в Петрограде — техник  путей сообщения на Северо-Западной железной дороге (с 1922).

Уже в 1926 году Матросов,  разработал тормоз для грузовых поездов (тормоз Матросова), который за счёт резкого сокращения тормозного пути позволил значительно увеличить вес и длину состава, скорость и безопасность движения. Как это часто бывает, и не только у нас, продвижение изобретения поначалу встречало бюрократические преграды в Народном комиссариате путей сообщения. Но у Матросова было очень хорошо с головой - 40-летний мужик прекрасно понимал, как надо действовать. Он пошёл на продажу изобретения американской фирме «Френкель» за 250 тысяч долларов. Бешеные деньги по тем временам - миллионов десять по нынешним, если не больше.

Само собой, советские власти гневно осудили этот меркантильный поступок. Но у Матросова были многочисленные доказательства длинного тормозного пути НКПС. В результате, кроме критики автора, была раскритикована и работа НКПС. В 1931 году, уже  во время работы М. на Московском тормозном заводе (кругом тормоза), тормоз Матросова был принят в качестве типового, вытеснив ручное торможение. В 1935 году Матросов реконструировал тормоз для поездов метрополитена, а в 1945 году — для пассажирских поездов. И всё это вместо обвинения в работе на американскую разведку и расстрела. Каков Сталин! Ещё и Сталинскую премию получил. А это 100 тысяч рублей. Для понимания - башня Т-34 стоила меньше одной тысячи.

Так что всем своим нынешним тормозным путям наши железные дороги обязаны именно ему. Да и американские тоже.

Матросов изобрёл ряд узлов для тормозных систем: концевой кран клапанного типа (1935), двухрежимный регулятор давления в главном резервуаре тормозной системы поезда (1944, совместно с Е. В. Клыковым), кран машиниста и др. В 1953 году Матросов создал электропневматический тормоз для грузовых поездов.

Умер 30 октября 1965 года в Москве. Похоронен уроженец села Малые Соли Ярославской губернии на Новодевичьем кладбище.

Подробно о тормозах - http://www.rgantd-samara.ru/activity/articles/222/Рейтинг блогов
Tags: Интересно, СССР, Сталинизм
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments