Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Он был первым

Английский миноносец 31 августа 1919 года стоял на якоре у острова Сескар. В разгар гражданской войны английская эскадра пришла на помощь армии белого генерала Юденича. До штурма Петрограда оставались часы, когда командир субмарины "Пантера" 25-летний потомственный дворянин Александр Бахтин отдал приказ "Пуск". Двумя торпедами "Виттори" разломило надвое. Взбешенные англичане сутки преследовали русскую "Пантеру". Поставив мировой рекорд, подлодка 28 часов уходила от погони не поднимаясь на поверхность. И вырвалась.
Спустя двадцать лет атаку "Пантеры" назовут первой победой в истории российского подводного флота (кстати, единственной по сей день, когда был уничтожен британский корабль). Тогда же в "Морском журнале" за сентябрь 39-го - лишь одна строчка, без фамилий, дат и званий. Что и не удивительно.

В этом году с затопленной "Виттори" водолазы подняли необычный трофей. Шутят: достать с английского корабля клюшку для гольфа - всё равно, что матрёшку с нашего. Полностью деревянная, за почти век, проведенный в воде, она отлично сохранилась. Вероятно, настоящие английские джентльмены, отправляясь в поход в Россию, планировали сыграть здесь партию-другую в гольф. Между прочим, делалась для левши..

Александр Николаевич Бахтин родился 4 июня 1894 года в семье известного петербургского педагога, переводчика, библиографа и театрального деятеля Николая Николаевича Бахтина. Николай Николаевич хорошо известен историкам театра: в 1921 году стал одним из основателей Ленинградского ТЮЗа, и до конца жизни возглавлял педагогическую часть  театра.
Между тем, Бахтин-старший по образованию был профессиональным военным. Он учился в Орловской военной гимназии, затем — во 2-м Константиновском военном училище, которое готовило для русской армии артиллеристов. С 1891 года Н.Н. Бахтин служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе (основанным, кстати, его дедом).

Стал военным и Александр. В 1916 году, после окончания подводного офицерского класса, служил старшим офицером подводной лодки"Волк", а затем ее командиром. За боевые походы получил награды:

Орден «Станислава» III степени,
Орден «Святой Анны» III степени
Орден «Святой Анны» IV степени с надписью «За храбрость».

Вскоре после революции Бахтин уволился с флота по собственному желанию, был капитаном торгового судна. Но в ноябре 1918 года возвратился на военную службу и получил под командование подводную лодку "Пантера"(2). В то время  англичане вели себя в Финском заливе как хозяева. "Пантера"  участвовала в разведке Ревельского рейда, выполняла другие боевые задачи.

23 июля 1919 года ПЛ вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район 24 июля, ПЛ двумя торпедами пыталась поразить две подводных лодки противника, но одна торпеда прошла мимо, другая затонула, не дойдя до цели. ПЛ повторила атаку, выпустив по одной из английских ПЛ еще две торпеды, но противник уклонился. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но так же безуспешно. Вскоре после атаки "Пантера" в подводном положении отошла к Шепелевскому маяку, где всплыла, и в надводном положении вернулась в базу.

Ранним утром 31 августа того же года Бахтин вновь вывел свою субмарину с базы и направился на патрулирование в район Копорской губы. Дважды он обнаруживал вражеские эсминцы, но в торпедную атаку выйти не удалось. Около 18 часов были обнаружены еще два эсминца противника, стоявшие на якорях у острова Сескар.

Сближение с врагом затрудняли малые глубины, песчаные банки и большое волнение моря. На атакующий курс Бахтин вывел лодку с северо-запада, подойдя к английским эсминцам из-за острова, со стороны заходящего солнца, что обеспечивало маскировку. В 21 час 16 минут командир отдал команду, и с дистанции 4-5 кабельтовых (1кабельтов — 185,2 метра) лодка произвела залп, поразив двумя торпедами один из новых эскадренных миноносцев Англии "Виттори".

Несколько  кораблей и гидросамолетов начали преследовать "Пантеру", сбрасывая глубинные бомбы и производя стрельбу ныряющими снарядами. Уклоняясь от огня, лодка ударилась о грунт и получила повреждения. Но Бахтин, продолжая искусно маневрировать, все же сумел оторваться от преследователей и, пройдя под водой почти 80 миль, благополучно возвратился в Кронштадт. Субмарина находилась в подводном положении, без регенерации воздуха, более 28 часов — случай до этого невиданный. Потопление английского эсминца "Виттория" оказалось не только первой, но и единственной в годы гражданской войны победой подводников.

Экипаж "Пантеры" и ее командира чествовали как героев. К царским орденам Бахтина добавился орден Красного Знамени. 18 участников потопления эсминца противника были награждены от имени Петроградского Совета именными часами. Летом 1922 года знаменитую лодку посетил Председатель ВЦИК   Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна. Сам Бахтин в 1922 году за восстановление Балтийского флота был удостоен учрежденного на Балтике звания "Герой труда".

Дело № 7455

После знаменитой атаки  он командовал подлодками "Форель" и "Тур", возглавлял дивизион подводных лодок, находился на преподавательской работе, был начальником подводного офицерского класса, написал учебник "Управление подводными лодками. Курс для командного состава флота", а также несколько статей, опубликованных в журналах "Морской сборник" и "Красный флот"(*). В 1926 году Бахтин окончил Военно-морскую академию, был назначен командиром отдельного дивизиона подводных Морских сил Черного моря. А потом… его арестовали.

Дело №7455 в отношении моряков Балтийского флота было одним из самых крупных в то время. В 1926 году были арестованы 23 морских офицера, а 28 февраля 1927 года они предстали перед судебной коллегией ОГПУ по обвинению в создании на флоте контрреволюционной военно-монархической организации. По делу они проходили как бывшие офицеры российского императорского флота. Потому в деле фигурировали их воинские звания, которые они носили до революции.

На момент ареста бывший капитан 1 ранга П.Ю. Постельников служил в Ленинградском военном порту, капитан 2 ранга К.В. Вонлярлярский — начальником отдела штаба Морских сил Балтийского моря, мичман Н.Л. Вартенбург — командиром 1 дивизиона эсминцев, лейтенант Е.С. Велецкий — командиром учебного судна "Комсомолец", мичман Н.Ф. Оболенский — флагштурманом бригады траления и заграждения, мичманы С.А. Ловцов и В.Б. Лесгафт — командирами эсминцев. "Бывший гардемарин царского флота" А.В. Томашевич служил флагманским минером бригады подводного плавания Балтийского флота. Лейтенант С.А. Хвицкий, награжденный, как и Бахтин, орденом Красного Знамени, преподавал в Военно-морской академии.

В Москве "взяли" бывшего капитана 2 ранга Ф.В. Васильева, проходившего службу начальником минного отдела технического управления РККА и сотрудника того же управления бывшего лейтенанта А.И. Борячинского. Капитан 1 ранга Н.А. Арбенев, инженер-механик Г.М. Назаров, лейтенант А.П. Дулов после революции уволились с флота и работали на разных предприятиях Ленинграда, бывший мичман В.В. Дашкевич "занимался садоводством в г. Николаеве", а А.Н. Бахтин был единственным, кого арестовали в Севастополе.

По версии следствия, все бывшие офицеры царского флота, арестованные по этому делу, занимались контрреволюционной деятельностью в период с 1918 по 1926 год. Большинство из них назвал в качестве своих соучастников К.В. Вонлярлярский. В том числе и Бахтина. Последний обвинялся в том, что в 1918-1919 годах состоял членом "ТТТ"(**) и работал вместе с адмирала Развозовым, а в 1918 году, во время Ледового похода, ушел с подлодки и остался в Финляндии.

Целью был выбран один из эскадренных миноносцев английских интервентов, «Виттори».


Бахтин на допросах категорически отверг все предъявленные ему обвинения. Хотя не отрицал, что некоторое время, после увольнения с флота, работал капитаном парохода в артели "ТТТ", которая являлась не контрреволюционной, а обычной коммерческой организацией, созданной по инициативе Развозова для трудоустройства увольняемых офицеров. По поводу оставления подлодки в Гельсингфорсе Бахтин заявил на допросе, что действительно ему было сделано предложение остаться в Финляндии в качестве инструктора подводного плавания, поскольку финны предполагали закупить у советского правительства подлодки, и он считал, что это предложение согласовано с нашей стороной…

На основании постановления коллегии ОГПУ Вонлярлярский, Дашкевич, Постельников, Васильев, Федоров, С.А. Хвицкий, его брат А.А. Хвицкий, вахтенный механик линкора "Октябрьская революция" С.В. Федоров и бывший подполковник военно-морского суда В.В. Атрепьев были заключены в лагерь сроком на 10 лет каждый. Еще восемь человек, в том числе Бахтин, получили по пять лет лагерей. Оставшимся пяти "контрреволюционерам" дали по три года лагерей, а по отношению к Лесгафту и судовому механику линкора "Марат" В.И. Симонову члены коллегии ограничились высылкой в Сибирь на тот же срок.

                           ВОЗВРАЩЕНИЕ

По этому делу проходил еще один известный подводник — А. В. Томашевич(***). Его обвинение также было основано исключительно на противоречивых показаниях Вонлярлярского, который на допросе 16 июня 1926 года показал, что встречался с Томашевичем, как с одним из руководителей военно-монархической организации. Несмотря на то, что в последующем он его не опознал, а сам Томашевич категорически отрицал свою вину, его осудили на 3 года, а затем, по отбытии наказания, на основании постановления ОГПУ от 10 июня 1929 года выслали в Сибирь еще на 3 года.

В Морском биографическом словаре о тюремной одиссее Томашевича нет ни слова. Лишь короткая фраза — "В 1926-1933 годах был в запасе"(1). После возвращения на флот судьба Томашевича сложилась удачно. Он стал контр-адмиралом, доктором наук, профессором, был удостоен пяти орденов и Сталинской премии. Его называют выдающимся специалистом в своей области, разработавшим и внедрившим в практику новый метод торпедной стрельбы. Возглавляя длительное время кафедру тактики подводных лодок, А.В. Томашевич воспитал не одно поколение советских подводников, к его советам прислушивались конструкторы при проектировании новых кораблей.

Надо сказать, что в последующем в отношении большинства осужденных по этому делу коллегия ОГПУ также вынесла дополнительные постановления. Например, Г.М. Назарову 28 марта 1931 года срок содержания в концлагере был продлен еще на три года, Н.Л. Вартенбурга и Н.Ф. Оболенского по отбытии наказания выслали в Северный край на три года. Некоторых лишили права проживания в крупных населенных пунктах.

Что касается Бахтина, то ему "постановлением коллегии ОГПУ от 5 декабря 1927 года заключение … было заменено высылкой на Урал сроком на 3 года, а постановлением коллегии ОГПУ от 30 апреля 1929 года он был досрочно от отбытия наказания освобожден". Из заключения Бахтин возвратился с подорванным здоровьем, некоторое время работал капитаном малого плавания, а 15 июня 1931 года умер.

Имя героя-подводника было забыто и на долгие годы вычеркнуто из истории. В 1954 году его жена Ольга Петровна подала в центральные органы власти, в том числе в Главную военную прокуратуру, ряд жалоб, в которых просила пересмотреть дело мужа. Она писала, что Бахтин возвратился из ссылки тяжело больным, и вскоре скончался от туберкулеза, а их дети, дочь и сын, погибли в блокаду.

Определением военной коллегии от 29 сентября 1956 года дело в отношении А.Н. Бахтина и других осужденных было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.

В 2007 году на могиле А.Н. Бахтина на Смоленском Православном кладбище состоялось открытие памятника герою-подводнику.  На доме, где он жил, установлена памятная доска.


«Пантера» была построена по проекту замечательного русского кораблестроителя профессора И. Г. Бубнова, автора первой русской боевой подводной лодки «Дельфин».

«Пантера» относится к серии русских подводных лодок типа «Барс». Она была заложена 11 октября 1913 года в Ревеле (ныне Таллин), на верфи Ноблессиер. Лодка вошла в строй действующих кораблей Балтийского флота 5 августа 1916 года.

До конца кампании 1916 года «Пантера», принимая участие в боевых действиях, совершила несколько походов, потопив один и повредив два неприятельских корабля.

Зимой 1916/17 года «Пантера» проходила гарантийный ремонт в Ревеле. Ее команда, общаясь с революционно настроенными рабочими, участвовала в демонстрациях Февральской революции. В навигацию 1917 года лодка несла на Балтике позиционную и разведывательную службу и действовала на коммуникациях противника. В Октябрьские дни матросы с «Пантеры» в составе первого ударного Ревельского батальона участвовали в штурме Зимнего и в свержении Временного правительства.

«Пантера» — участник легендарного ледового перехода из Гельсингфорса в Кронштадт в марте 1918 года.

После окончания гражданской войны на «Пантере» получили практику сотни молодых советских специалистов-подводников.

В годы предвоенных пятилеток лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию: была переоборудована боевая рубка, установлены новые мощные дизели и аккумуляторы.

Во время Великой Отечественной войны лодка участвовала в боевых походах и использовалась как плавучая зарядная станция аккумуляторов других советских подводных лодок. Отражая воздушные атаки фашистских самолетов на Ленинград, экипаж «Пантеры» сбил один и повредил два вражеских самолета.

«Пантера» — единственная в мире подводная лодка, которая пробыла в строю почти сорок лет. После войны ее, как устаревшую, разоружили и разобрали на металл. Сейчас в Ленинграде, в Центральном военно-морском музее, среди реликвий боевой славы отечественного флота хранятся модель этой замечательной лодки, один из носовых торпедных аппаратов, две боевые чеки торпед и гирокомпас.


Тактико-технические данные «ПАНТЕРЫ» (1919 год)

Водоизмещение — 650-780 т; длина — 67,97 м; ширина по миделю — 4,47 м; осадка в надводном положении — 3,94 м; мощность главных дизелей — 2X250 л. с.; мощность электромоторов — 2x400 л. с.; скорость в надводном положении — 11 узлов; скорость в подводном положении — 8 узлов; дальность плавания в надводном положении — 2500 миль, в подводном — 30 миль; предельная глубина погружения — 100 м; вооружение — 4 трубчатых и 8 решетчатых торпедных аппаратов.




Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре - главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели - гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды - 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

Подробнее о лодке можно прочесть здесь и здесь.
Tags: Флот
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments